Способ контроля целостности обмотки электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советск их
Социалистических
Республик
ОП ИГРАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11)99503) (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 17. 12.80 (2l) 3224389/24-07 с присоединением заявки М (5l jNL. Кд.
С 01 а 31/34
Г663 дарстяанный каатнтат (23) Приоритет. Опубликовано 07. 02. 83. Бюллетень М 5 ао делан наюаретеннй н вткрытий (53 } УДК 621. » 3 °. 3 (088. 8) Дата опубликования описания 07. 02. 83 (72) Авторы изобретения
А. Д. Глущенко, Э.С. Ушаков, А.Х. Газиев И В.Ф. Дрыйкин
Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (7I } Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБМОТКИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к методам контроля целостности токоведущих жил обмотки электрической машины, и может быть использовано, например, в тяговых электродвигателях.
Известен способ обнаружения трещин и изломов в выводных проводах путем визуального осмотра снятых с сердечников катушек главных и добавочных полюсов (1 )
Недостаток этого способа состоит
s необходимости демонтажа электрической машины. Кроме того, поскольку при визуальном осмотре не всегда удается обнаружить трещины и некачественные соединения из-за наличия изоляции, недостаточна точность контроля.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ щ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмотки к источнику постоянного тока, измерения напряжения на обмотке и тока
2 в ней, определения не измеренным ве- личинам активного сопротивления и сопоставления его с эталонным 1 2).
Однако измерения производят на постоянном или переменном токе, поэтому в первом случае сложно обнаружить небольшие повреждения в обмотке (трещины), которые незначительно отражаются на величине общего активного сопротивления обмотки, а при замерах на переменном токе замеряется полное сопротивление обмотки, доля активного сопротивления и тем более изменение его из-за нарушения целостности обмотки незначительно и точность контроля не велика.
Цель изобретения - повышение точности контроля.
Цель достигается тем, что обмотку подключают к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также разнице между эталонным и вычисленным значениям
99503
Формула изобретения сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.
На фиг. 1 показано устройство для реализации способа; на фиг 2 и 3образцы осциллограммы.
При диагностировании используют источник 1 питания постоянного тока с крутозадающей характеристикой зависимости напряжения .от тока, например сварочный, генератор. Источник питания 16 через рубильник 2 (поездной контактор тепловоза) кабелями 3 и 4, шунт 5 килоамперметра 6 подключают к обмотке 7.
На выходе источника 1 питания включен вольтметр 8. Сигналы шунта 5 и вольт- 1» метра 8 могут быть записаны на шлейфовом осциллографе.
Обмотка 7 состоит, например, из четырех последовательно включенных катушек главных и добавочных полюсов.
Способ осуществляют следующим об-. разом.
Подключают регистрирующую аппара. туру к шунту 5 (измерение тока .1 (т.) и параллельно источнику 1 питания (измерение напряжения 1(t))
Реостатом возбуждения сварочного генератора - источника 1 питания устанавливают определенное напряжение холостого хода (75-80 В).
Включают протяжку бумаги на самописце и через 0,5- 1 с включают рубильник 2, при этом.B течение времени и О, 05-0, 1 с по обмотке пропускают импульс электрического тока. При нарастании тока выявляют наличие в нем высокочастотных пульсаций.
По измеренным значениям тока и напряжения вычисляют активное сопротивление обмотки и сравнивают его с эталонным, определенным перед эксплуата.цией машины. Далее рубильник 2 отключают, ток спадает в течение времени йр.
Вследствие скин-эффекта активное сопротивление обмотки, а следователь-. но, и все измерения его из-за трещин, некачественной пайки, болтовых соединений выводных концов при импульсном питании в несколько раз выше, чем при
1. ф питании постоянным током, что повышает точность контроля. Точность контроля существенно повышается при выделении замеренного тока высокочастотной составляющей. Ее возникновение связано с наличием емкости, обусловленной краями трещины в токопроводящих жилах. Поскольку при нарастании тока меняется индуктивность магнитной цепи машины, при определенных соотношениях между емкостью тоещины и индуктивностью обмотки в ней возникают резонансные явления, приводящие.к высокочастотным колебаниям в токе.
Таким образом, кратковременное подключение обмотки к источнику на время нарастания тока и выделение из измеренного сигнала тока высокочастотной составляющей позволяет повысить точность контроля.
Способ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмотки к источнику постоянного тока, измерения напряжения,на обмотке и тока в ней, определения по измеренным величинам активного сопротивления обмотки и сопоставления его с эталонным значением, о т л и ч а ю щ и и — . с я тем, что, с целью повышения точности контроля, обмотку подключают к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также по разнице между эталонным и вычисленным значениям сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Правила ремонта электрических машин тепловозов. M., "Транспорт", 1979, с. 140.
2. Брайнин Э.И. Контроль элементов электрических машин и аппаратов электропотенциальным методом. И., "Энергия", 1980, с. 4-5.
995031
Pup f
Тираж 708 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делан изобретений и открытий
l)3035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 634/3
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Никаноров
Редактор Г. Безвершенко Техред А. Бабинец Корректор И. Деичик