Способ контроля целостности обмотки электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советск их

Социалистических

Республик

ОП ИГРАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11)99503) (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 17. 12.80 (2l) 3224389/24-07 с присоединением заявки М (5l jNL. Кд.

С 01 а 31/34

Г663 дарстяанный каатнтат (23) Приоритет. Опубликовано 07. 02. 83. Бюллетень М 5 ао делан наюаретеннй н вткрытий (53 } УДК 621. » 3 °. 3 (088. 8) Дата опубликования описания 07. 02. 83 (72) Авторы изобретения

А. Д. Глущенко, Э.С. Ушаков, А.Х. Газиев И В.Ф. Дрыйкин

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (7I } Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБМОТКИ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к методам контроля целостности токоведущих жил обмотки электрической машины, и может быть использовано, например, в тяговых электродвигателях.

Известен способ обнаружения трещин и изломов в выводных проводах путем визуального осмотра снятых с сердечников катушек главных и добавочных полюсов (1 )

Недостаток этого способа состоит

s необходимости демонтажа электрической машины. Кроме того, поскольку при визуальном осмотре не всегда удается обнаружить трещины и некачественные соединения из-за наличия изоляции, недостаточна точность контроля.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ щ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмотки к источнику постоянного тока, измерения напряжения на обмотке и тока

2 в ней, определения не измеренным ве- личинам активного сопротивления и сопоставления его с эталонным 1 2).

Однако измерения производят на постоянном или переменном токе, поэтому в первом случае сложно обнаружить небольшие повреждения в обмотке (трещины), которые незначительно отражаются на величине общего активного сопротивления обмотки, а при замерах на переменном токе замеряется полное сопротивление обмотки, доля активного сопротивления и тем более изменение его из-за нарушения целостности обмотки незначительно и точность контроля не велика.

Цель изобретения - повышение точности контроля.

Цель достигается тем, что обмотку подключают к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также разнице между эталонным и вычисленным значениям

99503

Формула изобретения сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.

На фиг. 1 показано устройство для реализации способа; на фиг 2 и 3образцы осциллограммы.

При диагностировании используют источник 1 питания постоянного тока с крутозадающей характеристикой зависимости напряжения .от тока, например сварочный, генератор. Источник питания 16 через рубильник 2 (поездной контактор тепловоза) кабелями 3 и 4, шунт 5 килоамперметра 6 подключают к обмотке 7.

На выходе источника 1 питания включен вольтметр 8. Сигналы шунта 5 и вольт- 1» метра 8 могут быть записаны на шлейфовом осциллографе.

Обмотка 7 состоит, например, из четырех последовательно включенных катушек главных и добавочных полюсов.

Способ осуществляют следующим об-. разом.

Подключают регистрирующую аппара. туру к шунту 5 (измерение тока .1 (т.) и параллельно источнику 1 питания (измерение напряжения 1(t))

Реостатом возбуждения сварочного генератора - источника 1 питания устанавливают определенное напряжение холостого хода (75-80 В).

Включают протяжку бумаги на самописце и через 0,5- 1 с включают рубильник 2, при этом.B течение времени и О, 05-0, 1 с по обмотке пропускают импульс электрического тока. При нарастании тока выявляют наличие в нем высокочастотных пульсаций.

По измеренным значениям тока и напряжения вычисляют активное сопротивление обмотки и сравнивают его с эталонным, определенным перед эксплуата.цией машины. Далее рубильник 2 отключают, ток спадает в течение времени йр.

Вследствие скин-эффекта активное сопротивление обмотки, а следователь-. но, и все измерения его из-за трещин, некачественной пайки, болтовых соединений выводных концов при импульсном питании в несколько раз выше, чем при

1. ф питании постоянным током, что повышает точность контроля. Точность контроля существенно повышается при выделении замеренного тока высокочастотной составляющей. Ее возникновение связано с наличием емкости, обусловленной краями трещины в токопроводящих жилах. Поскольку при нарастании тока меняется индуктивность магнитной цепи машины, при определенных соотношениях между емкостью тоещины и индуктивностью обмотки в ней возникают резонансные явления, приводящие.к высокочастотным колебаниям в токе.

Таким образом, кратковременное подключение обмотки к источнику на время нарастания тока и выделение из измеренного сигнала тока высокочастотной составляющей позволяет повысить точность контроля.

Способ контроля целостности обмотки электрической машины путем подключения обмотки к источнику постоянного тока, измерения напряжения,на обмотке и тока в ней, определения по измеренным величинам активного сопротивления обмотки и сопоставления его с эталонным значением, о т л и ч а ю щ и и — . с я тем, что, с целью повышения точности контроля, обмотку подключают к источнику кратковременно на время нарастания тока, выделяют высокочастотную составляющую тока и по ее наличию, а также по разнице между эталонным и вычисленным значениям сопротивления судят о наличии дефектов в обмотке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Правила ремонта электрических машин тепловозов. M., "Транспорт", 1979, с. 140.

2. Брайнин Э.И. Контроль элементов электрических машин и аппаратов электропотенциальным методом. И., "Энергия", 1980, с. 4-5.

995031

Pup f

Тираж 708 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делан изобретений и открытий

l)3035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 634/3

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Никаноров

Редактор Г. Безвершенко Техред А. Бабинец Корректор И. Деичик