Устройство для заряда аккумуляторной батареи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (t >)995201
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.10.81 (21) 3344318 24-07 (51) М Кл з с присоединением заявки №вЂ”
Н 02 J 7/10
Гвсударстаеиимй кемитет (23) Приоритет—
Опубликовано 07.02.83. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 17.02.83
СССР (53) УДК 621.355.. 1 (088.8) ае делам иэебретеиий и юткрмтий
В, H. Филатов, В. Д. Чучкин и В. Н. Кузь енкц...
Я
Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт силовой полупронЬдниковой техники завода «Электровыпрямителв ...„ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ
БАТАРЕИ
Изобретение относится к .электротехнике и может быть использовано для эксплуатации аккумуляторных батарей.
Известны зарядные устройства на основе мостового выпрямителя и разрядного . узла, предйазначенные для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током 11), Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее вентильный выпрямитель- „, ный мост, сглаживающий дроссель-, тиристорно-дроссельно-конденсаторный узел раз-. ряда с цепью перезаряда конденсатора,-переключающие тиристоры, подключенные между входом вентильйого выпрямительного. моста и выходом устройства со стороны 3 5 сглаживающего дросселя, и соединительный кабель для подключения батареи.
Зарядный выпрямитель формйрует сглаженный постоянный ток повышенной плотности на первой ступени заряда.
На второй ступени заряда асимметричным током зарядный выпрямитель вместе с. -переключающими тиристорами обеспечивает формирование в цепи заряжаемой аккумуляторной батареи зарядных имнуль-сов тока, в паузах между которыми тиристорно-дроссельно-конденсаторный узел разряда обеспечивает формирование разрядных деполяризующих импульсов тока своим L С-колебательным контуром под. действием суммы ЭДС, аккумуляторной батареи и напряжения предварительного заряда разрядного конденсатора (2).
В ряде случаев невозможно устанавливать рядом зарядное устройство и аккумуляторную батарею и длина соединяющего их двухжильного кабеля достигает 100-150 м.
В этом случае его собственная индуктивность становится соизмеримой с индуктивностью разрядного дросселя и влияет на совместную работу зарядного выпрямителя и переключающих тиристоров. За счет протекающих через кабель зарядных импульсов тока в последнем создается запас электромагнитной энергии, что затягивает коммутацию зарядного тока на время паузы из цепи аккумуляторной батареи на внутренний контур, и устройство становится практически неработоспособным.
Кроме того, при одновременном заряде нескольких параллельных ветвей аккуму995201 ляторных батарей получается большой разбаланс токов заряда.
Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для заряда аккумуляторной батареи в качестве разрядного дросселя использован соединительный кабель, а выходные зажимы зарядного выпрямителя со сглаживающим дросселем шунтированы обратным диодом — светодиодом.
На фиг. 1 и 2 приведена принципиальная схем а п редла гаем ого устройства.
Устройство содержит вентили — 11, дроссель 12, конденсатор 13, цепь 14 перезаряда, кабель 15 и работает на аккумуляторную батарею 16. 15
Тиристоры 1 — 16 собраны в вентильный мост и образуют со сглаживающим дросселем 12 зарядный выпрямитель, между трехфазным входом которого и выходом устройства со стороны сглаживающего дросселя 12 подключены переключающие тиристоры 7 — 9. К выходным зажимам устройства подключены цепь разряда из последовательно соединенных тиристора 10 и конденсатора 13, а через соединительный мерный двухжильный кабель 15 — аккумуляторная батарея 16.
На первой стадии заряда работают тиристоры 1 — 6, обеспечивая формирование постоянного зарядного тока повышенной плотности, сглаженного до требуемого уровня дросселем 12 и индуктивностью мерного кабеля 15.
На второй стадии заряда асимметричным током частотой в 150 Гц подают управляющие импульсы на переключающие ти ристоры 7 — 9, подключенные к обесто35 ченной в данный момент времени ветви выпрямителя. При этом происходит переключение тока выпрямителя на вспомогательный вентильный мост 1, 3, 5, 7,8 и 9 с сохранением непрерывности протекания тока в сглаживающем дросселе 12. 40
Поскольку в подсоединительном кабеле
15 также имеется запас электромагнитной энергии, не дающий мгновенно прерываться току кабеля 15 (и аккумуляторной батарери 16), последний замыкается через 45 обратный диод 11, не мешая процессу ком мута ции за рядного тока < тири сторов
2, 4 и 6 на тиристоры 7, 8 и 9. При этом для исключения влияния паразитных индуктивностей на процесс коммутации тиристоров диод 11 должен быть подключен непосредственно между объединенными анодами тиристоров 2, 4 и 6 и точкой подключения объединенных анодов переключающих тиристоров 7 — 9 к концу сглаживающего дросселя 12. 55
После рассеяния электромагнитной энергии, запасенной в кабеле 15 (на заряд аккумуляторной батарери 16), подается управляющий импульс на разрядный тиристор 10 и происходит формирование разрядного деполяризирующего импульса тока в процессе колебательного перезаряда
L С-контура, образованного емкостью конденсатора !3 и индуктивностью мерного кабеля 15. После перехода разрядного импульса тока через нулевое значение тиристор 10 запирается и к нему прикладывается обратное напряжение, равное разности напряжения перезаряда конденсатора 13 и ЭДС аккумуляторной батареи 16.
Поскольку индуктивность кабеля 15 определяется его типом и необходимой длиной (мерный кабель) им укомплектовывают агрегат как необходимым силовым элементом с постоянной индуктивностью.
Так как мощность обратного диода 11 незначительна и он работает только на второй ступени дозаряда, в качестве его можно использовать светодиод, который при этом будет одновременно играть и роль индикатора нормального режима коммутации переключающих тиристоров 7 — 9.
При одновременном параллельном заряде и ветвей аккумуляторных батарей 16, 16" и 16 гпоследние подключают к зарядному устройству и+ I жильный кабель для обеспечения равномерного деления асимметричного тока по аккумуляторным батареям (фиг. 2).
Формула изобретения
Устройство для заряда аккумуляторной батареи, содержащее вентильный выпрямительный мост, сглаживающий дроссель, тиристорно-дроссельно-конденсаторный узел разряда с цепью перезаряда конденсатора, переключающие тиристоры, подключенные между входом вентильного выпрямительного моста и выходом устройства со стороны сглаживающего дросселя, и соединительный кабель для подключения батареи, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, в качестве разрядного дросселя использован мерный соединительный кабель, а выходные зажимы зарядного выпрямителя со сглаживающим дросселем шунтированы обратным диодом, в качестве которого использован светодиод.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Зорохович А. E. и др. Устройства для заряда и разряда аккумуляторных батарей. М., «Энергия», 1975, рис. 7 — 9, с. 203.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2944555/24- 07, кл. Н 02 J 7/! О, 23.06.80 (прототип) .
995201
Составитель В. Orëoáëåâ
Редактор Ю. Ковач Техред И. Верее Корректор И. Шулла
Заказ 508/39 Тираж б15 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4