Монолыжа для водного слалома

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.11.80 (21) 3003456/28-12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

А 63 С 15/00

Гасударственный кемнтет

СССР.(53) УДК 685.364 (088.8) Опубликовано 15.02.83. Бюллетень №6 пв данам нзаеретеннй н етермтнй

Дата опубликования описания 25.02.83 (54) МОНОЛЫЖА ДЛЯ ВОДНОГО СЛАЛОМА

Изобретение относится к спорту, в частности к водным лыжам для слалома.

Известна монолыжа для водного слалома, содержащая среднюю часть с креплением для ног, хвостовую и переменную по высоте и ширине носочную часть со скошенными к поверхности скольжения боковыми поверхностями. Верхний контур боковой поверхности лыжи в ее носочной части выполнен в виде плавно закругленной кривой.

Скошенные боковые поверхности расположены под углом 45 — 55 к скользящей поверхности лыжи и образуют в сечении подводной части лыжи V-образную форму.

Скошенные боковые поверхности образуют между собой угол в 90 — 100, постепенно увеличивающийся к средней части лыжи до 180, т. е. скошенные боковые поверхности переходят в ровную скользящую поверхность. Такие лыжи также эффективны при буксировке .на неспокойной воде, так как «режут» своей носовой частью волны, тем самым уменьшая продольные колебайия лыжи (1).

Недостатком этой лыжи является то, что она .обладает устойчивостью в поворотах только в узком диапазоне скоростей, и определенной конфигурации носовой части лыжи соответствует. свой оптимальный диапазон скорости.

Суть соревнований по воднолыжному слалому заключается в последовательном огибании воднолыжником шести буев, расставленных в шахматном порядке. При этом скорость катера буксировщика при каждом последующем прохождении трассы с одним и тем же лыжником последовательно увеличивается на 3 км/ч, и на соренованиях международного ранга скорость катера лежит в диапазойе 52 — 58 км/ч со ступенями скорости 52, 55 и 58 км ч.

Угол наклона тела к воде в повороте у спортсменов высокого класса составляет

15 10 — 15 . При этом смоченная (скользящая) поверхность лыжи начинается от переднего крепления. Таким образом, нормальная нагрузка при повороте приходится только на часть лыжи, находящуюся в воде, т. е. на скользящую поверхность. Поэтому было бы желательно увеличить площадь скользящей поверхности при поворотах на различных скоростях и тем самым снизить удельное давление на лыжу в повороте, т. е. иметь возможность увеличить крутизну ду995834 ги. Однако, этому мешает то обстоятельство, что сильно наклоненная лыжа в режиме, когда скользящая поверхность начинается с самого носка при некоторых значениях скорости становится неустойчивой в боковом направлении (имеет тенденцию к боковому зарыванию), так как изменение восстанавливающей боковой силы при изменении наклона продольной оси лыжи к воде отсутствует.

Цель изобретения — повышение устойчивости лыжи на поворотах.

Эта цель достигается тем, что, в монолыже для водного слалома, имеющей среднюю часть с креплениеМ для ног, хвостовую и перемечную по высоте и ширине носочную часть со скошенными к поверхности скольжения боковыми поверхностями, боковые поверхности носочной части выполнены многогранными в продольном направлении с углом скоса одной грани относительно другой равным 10 — 15, причем площадь граней увеличивается в направлении к переднему концу лыжи, а. угол скоса каждой грани к скользящей поверхности составляет 100 — 110 .

Кроме того, толщина носочной части увеличивается к переднему концу лыжи и составляет 3 — 5 толщины средней части.

На фиг. 1 изображена монолыжа, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — монолыжа в фазе поворота; на фиг. 5 — вид Б на фиг. 4.

Монолыжа содержит среднюю часть 1 с креплением 2 для ног, хвостовую 3 с килем 4 и переменную по высоте и ширине носочную часть 5 со скошенными к поверхности 6 скольжения многогранными в продольном направлении боковыми поверхностями 7. Угол скоса w (фиг. 2) одной грани относительно другой составляет 10—

15, а угол скоса каждой грани к скользящей поверхности Р (фиг. 3) составляет

100 — 110 . Причем площадь граней увеличивается в направлении к переднему концу лыжи, а толщина носочной части также увеличивается к переднему концу лыжи и составляет 3 — 5 толщины d средйей части.

Значение угла g = 100 — 110 выбрано из условия параллельности водной поверхности боковой кромке носковых частей лыжи в сечении А — А. Это условие выполняется при указанной величине угла ф, если учесть, что угол бокового наклона тела спортсмена в момент поворота составляет

10 — 15, а угол между плоскостью лыжи и водной поверхностью при этом равен 80—

75 о

В фазе поворота вокруг слаломного буя боковая устойчивость лыжи повышается за счет наличия скошенных боковых поверхностей в носке лыжи с увеличивающейся площадью граней в направлении носка лыжи. Установившийся режим поворота лыФормула изобретения

5 !

О

35 жи соответствует, например, положению уровня 0 водной поверхности по отношению к продольной оси лыжи. При непроизвольном наклоне лыжника вперед (положение уровня 0 ) изменяется центровка лыжи, сма1 чиваемая боковая поверхность носка лыжи прогрессивно возрастает и на носке возникает дополнительная восстанавливающая боковая сила, препятствующая дальнейшему «зарыванию» носка лыжи.

При обратной картине, т. е. случайном выскакивании носка лыжи из воды (положение уровня 0 ), площадь смачиваемой боковой поверхности уменьшается, что приводит к уменьшению боковой силы в носке, его опусканию и восстановлению прежнего положения равновесия.

Таким образом, в процессе поворота вокруг слаломного буя носовая часть основания 1 монолыжи на одном из прямолинейных участков воспринимает нормальную нагрузку. Прямолинейные участки, расположенные ближе к средней части лыжи, наиболее устойчиво работают на более высоких ступенях скорости, а участки, расположенные ближе к носку — на более низких ступенях. Площадь скользящей поверхности при этом увеличивается и, следовательно, удельное давление на воду уменьшается. При этом сохраняется боковая устойчивость, так как происходит увеличение восстанавливающей боковой силы при увеличении наклона продольной оси лыжи к воде.

Предлагаемая монолыжа в отличие от известной обеспечивает устойчивость в повороте для нескольких ступеней скоростей.

Зарывание носка лыжи при этом устраняется.

1. Монолыжа для водного слалома, имеющая среднюю часть с креплением для ног, хвостовую и переменную по высоте и ширине носочную часть со скошенными к поверхности скольжения боковыми поверхностями, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости на поворотах, боковые поверхности носочной части выполнены многогранными в продольном направлении с углом скоса одной грани относительно другой, равным 10 — 15, причем площадь граней увеличивается в направлении к переднему концу лыжи, а угол скоса каждой грани к скользящей поверхности составляет 100 — 110 .

2. Монолыжа по п. 1, отличающаяся тем, что толщина носочной части увеличивается к переднему концу лыжи и составляет 3 — 5 толщины средней части.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Патент США № 3950807, кл. 9 — 310, 1976..

995834

Рг.

Составитель Н. Володина

Редактор И Kacapqa Техред И. Верес К )

Заказ 765/7 Тираж 399 П однй с ние орректор Е. Рошко

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4