Подшипниковая опора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii)995936 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 31.07.81 (21) 3323985/22-02 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл:
В 21 В 31/02 (23) Приоритет—
1осуддрстаеннык комитет
СССР
Опубликовано 15.02.83. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 25.02.83 (53) УДК 62!.771. .06-722 (088.8) no assam нзобретеннй н открытий (72) Авторы изобретения
В. П. Бардин, А. И. Мартон, В. Ф. Меркулов, и Э. P. Новацкий
Колпинское отделение Всесоюзного научно-исслед и проектно-конструкторского института металлу машиностроения Научно-производственного об Щ1я .
«Внииметмаш» " - @:4 Ч,„
- 1. (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к прокатостроению, и может быть применено в опорах прокатных валков, содержащих конические многорядные роликовые подшипники.
Известна подшипниковая опора, содержащая корпус с отверстиями для подвода смазывающего вещества, внутренние кольца, два ряда тел качения с коническими роликами, наружные кольца, установленные в расточке корпуса, устройство для подачи смазки к поверхностям трения, установленное между рядами роликов. Указанное устройство для подачи смазки представляет собой канал, параллельный оси подшипника и выполненный в промежуточном кольце, установлейном между наружными кольцами подшипниковой опоры. Канал через закрепленную в корпусе трубку сообщается с циркуляционной смазочной системой.
Ось канала расположена выше осей всех роликов, и при вытекании из канала смазывающего вещества смазка стекает по роликам, последовательно омывая их (1).
Однако эта подшипниковая опора в случае применения масляного аэрозоля для смазывания подшипника не обеспечивает равномерного и качественного распределения смазывающего вещества по поверхностям трения.
Наиболее близкой к предлагаемой является подшипниковая опора прокатного валка, содержащая корпус с отверстиями для подачи смазки и расточку для установки многорядного подшипника с коническими роликами, между которыми размещены кольцевые распределители смазки по поверхностям трения (2).
Недостаток данной опоры заключается в том, что вследствие наличия зазоров между промежуточным кольцом и корпусом, а также между корпусом и наружными кольцами подшипника, особенно в крупногабаритных подшипниках, где эти зазоры могут достигать до 0,5 мм, большая часть аэрозоля проходит через зазоры между кольцами и корпусом; Это приводит к тому, что масло не отделяется от воздуха и ие попадает на поверхности трения, а вместе с воздухом выходит из подшипникового узла в атмосферу, не смазывая подшипник, в результате чего снижается долговечность подшипника и увеличивается расход смазывающего вещества.
995936
1О
Цель изобретения — повышение долговечности подшипника и сокращение расхода смазки.
Поставленная цель достигается тем, что в подшипниковой опоре, содержащей корпус с отверстиями для подачи смазки в виде масляного аэрозоля и расточку для установки многорядного подшипника с коническими роликами, между которыми размещены кольцевые распределители смазки по поверхностям трения, в каждом распределителе выполнена замкнутая полость, герметически связанная с отверстиями для подачи смазки, при этом указанная полость снабжена коагуляторами, выходные отверстия которых обращены на поверхности трения подшипника.
На фиг. 1 изображена подшипниковая опора прокатного валка; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — вариант выполнения опоры; на фиг. 6 — разрез  — В на фиг. 5; на фиг. 7 — другая модификация опоры; на фиг. 8 — разрез à — Г на фиг. 7.
Подшипниковая опора 1 прокатного валка содержит корпус 2 с отверстиями 3 для подачи смазки, преимущественно аэрозоля, внутреннее кольцо 4, два или более рядов качения с коническими роликами 5, наружные кольца 6, установленные в расточке корпуса 2, и распределители 7 смазки по поверхностям трения, выполненные в виде колец с внутренней герметичной полостью 8, которая сообщается с отверстиями 3 корпуса 2 через штуцер 9 с уплотнениями 10, изолирующими полость отверстий от полости расточки корпуса. Распределитель 7 смазки по поверхностям трения выполнен в виде свернутой в кольцо трубы овального сечения 11, в которой закреплены сваркой или пайкой коагуляторы 12. Коагуляторы содержат цилиндрический корпус, в котором имеются 1 — 3 отверстия ф 0,8 — 1,7 мм и длиной 10 — 35 мм. Количество и диаметр отверстий, их длина определяются типом подшипника и применяемой смазки, а также потребным для смазывания количеством масляного аэрозоля. В зависимости от типа смазываемой подшипниковой опоры, направления вращения и нагрузки коагуляторы могут быть расположены равномерно по окружности, сосредоточены в зоне наибольшей нагрузки, установлены преимущественно у входа в эту зону и т.д., создавая в каждом случае наиболее олагоприятный режим смазывания. Выходные отверстия коагуляторов при этом ориентированы так, . чтобы обеспечить смазывание всех поверхностей трения. Часть их направлена непосредственно на ролики, часть на дорожки качения, сепараторы и т.д.
Торцы трубы овального сечения запираются заглушками 13, образующими замок.
Труба расположена между дистанционным кольцом 14 подшипника и сепараторами 15 и крепится к дистанционному кольцу 14 с помощью колпачков 16, которые привариваются к трубе, а затем развальцовываются в отверстиях 17 кольца 14. В модификации изобретения (фиг. 5 и 6) распределитель 7 смазки по поверхностям трения выполнен в виде части кольца с внутренней герметичной полостью 18, которая сообщается с отверстиями 3 корпуса 2 через штуцер 19 с уплотнениями 20, изолирующими полость отверстий от полости расточки корпуса.
Герметичная полость 18 образована внутри отверстия трубы 2! круглого сечения, установленной между дистанционным кольцом 14 и сепараторами 15 подшипника. В случае недостатка места для размещения коагулятора 22 нужной длины он может быть выполнен в виде изогнутой трубки (фиг. 6).
Изменением угла изгиба коагулятора регулируют направление выходящей из него масловоздушной смеси на ролики, беговые дорожки наружного (фиг. 6) и внутреннего колец и другой поверхности трения.
Торцы трубы 21 запираются заглушками.
Часть кольца устанавливается в зоне наибольшей нагрузки или у входа в эту зону, предпочтительно в верхней части подшипниковой опоры.
В другой модификации изобретения (фиг. 7 и 8) распределитель 7 смазки по поверхности трения функционально объединен с дистанционным кольцом подшипника и выполнен в виде замкнутого дистанционного кольца 23 подшипника, имеющего внутреннюю герметичную полость 24, которая сообщается с отверстиями 3 корпуса через штуцер 25 с уплотнениями 26, изолирующими полость отверстий от полости расточки корпуса. В кольце 23 закреплены коагуляторы 27, выходные отверстия которых направлены на поверхности трения подшипника.
При эксплуатации предлагаемой подшипниковой опоры смазочное вещество в виде масляного аэрозоля подводится к подшипниковой опоре 1 и по выполненному в корпусе 2 отверстию 3 попадает через штуцер во внутреннюю полость распределителя смазки и далее через отверстия ко= агуляторов — на поверхности трения. При движении масляного аэрозоля в отверстиях коагуляторов происходит турбулизация потока и интенсивное соударение частиц масла между собой и со стенками отверстий коагуляторов, в результате чего создаются условия для коагулирования мельчайших частиц до 2 мкм масляного аэрозоля в,более крупные свыше 5 мкм, которые легко осаждаются на поверхностях трения.
Благодаря рациональному размещению коагуляторов и постоянному подводу чистого и свежего смазочного вещества непосредственно к каждой поверхности трения и в наиболее нагруженные участки этих поверхностей, обеспечивается наиболее
-995936 рациональный режим смазывания, на .
10 — ЗОБО снижается нагрев и износ подшипников, на 20 — 40О О уменьшается расход смазочных материалов.
Формула изобретения
Подшипниковая опора, преимущественно прокатного валка, содержащая корпус с отверстиями для подачи смазки в виде масляного аэрозоля и- расточку для установки многорядного подшипника с коническими роликами, - между которыми размещены кольцевые распределители смазки по поверхностям трения, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности подшипника и сокращения расхода смазки путем улучшения условий подачи смазки на поверхности трения, в каждом распределителе выполнена замкнутая полость, герметично соединенная с отверстиями для
5 подачи смазки, при этом указанная полость снабжена коагуляторами, выходные отверстия которых обращены на поверхности трения подшипника.
Источники- информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Чуб Е. Ф. Крупногабаритные подшипники качения. М., «Машиностроение», 1976, с. 154.
2. Патент США № 3940191, кл. 308 — 187, 1976.
995936
Фраза эа вг глазаа
Составитель Ю. Лямов
Редактор Е. Лазуренко Техред И. Верес Корректор A. Ференц
Заказ 782/12 Тираж 814 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4