Способ соединения шипов турбинных лопаток с бандажной лентой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1>996002
Союз Советскик
Социалистическии
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. КиР (22) Заявлено 20. 04.81 (2! ) 3306065/25-27
В 21 9 39/ОО
В 21 К 3/О 4 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений.и открытийI (23) Приоритет -
Опубликовано 15. 02. 836юллетеиь № 6 (Щ УДК 621..983 (088. 8) Дата опубликования описания 17.02.83 (72) Автор изобретения
k
2 г . :» Й Д
В. Ф. Канер (71) заявитель (54) СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ШИПОВ ТУРБИННЫХ
ЛОПАТОК С БАНДАЖНОЙ ЛЕНТОЙ Изобретение относится:< оеработке металлов давлением, а именно
1 к способам соединения шипов турбинных лопаток с бандажной лентой.
Известен способ соединения шипов турбинных лопаток с бандажной лентой, при котором в ленте получают отверстия, соответствующие по форме шипов лопаток, вводят шип в отверстие ленты и закрепляют там P) .
Недостатком данного способа является большая трудоемкость процесса сборки, обусловленная необходимостью нанесения в строгом порядке таорированных импульсных ударов клепальньм инструметом. При этом создается шум, который ухудшает условия работы рабочих.
Известен. способ, в котором сборку лопаток турбины осуществляют с подогревом. Согласно этому способу обод, изготовленный из-сплава Т,-6А0-4Н, имеет прямоугольные отверстия, в которые с зазором вставлены торцовые наконечники лопаток. Наконечники на- гревают газовой горелкой, а затем чеканкой производят соединение лопаток с ободом; Для-,защиты обода от окисления нагрев ведут в среде инерт-, ного газа (2g .
Этот способ несколько снижает трудоемкость при закреплении шипов лопаток на ленте путем снижения технологических требований к изготовлению отверстий в ленте- под шип.
Однако в данном способе необходимс осуществлять чеканку шипов (наконечников1 . При этом сохраняется иум, который ухудшает условия работы рабочи>
Одновременно увеличивается трудоем- кость способа соединения.
Цель изобретения - повышение качества закрепления шипов .лопаток на ленте путем направленного самоформирования узла закрепления из материала шипов.
Поставленная цель достигается тем, что размеры отверстия в ленте выполняют меньше поперечного сечения шипа, шипы перед введением з отверстие ленты осаживают по направлению продольной оси на 10-15% при температуре ниже интервала температур мартенситного превращения, а закрепление шипа осуществляют при нагреве его до температуры, превышающей температуру конца обратного мартенситнОго,превращения с одновременным подстуживанием бандажной ленты до температуры интервала мартенситного превращения матею.
996002
Форлула изобретения
Составитель В. Бещеков
Редактор Н. Воловик Техред Т.Маточка Ко ректор О. Билак.
Заказ 785/15 Тираж 1 Подпйсйое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035с Москва Ж-35с Рараская "àá. д. 4/5
Филиал ППП Патейт", г. Ужгород, ул. Проектйая, 4 ала шипов, при этом лопатки прижимают с бандажной лентой друг к другу с усилием, превышающим предел текучести материала шипов.
Способ реализуется следующим образом. 5 . В бандажной ленте получают отверстие с размерами поперечного сечения меньше аналогичных размеров шипа на
5-10%. Шип или вся лопатка с шипом выполняется из сплава никелид тита- 10 на (состав: 54,5 никеля, остальное— титан) обладающего свойством памяти формы в диапазоне температур мартенситного превращения от +40 С до 60 С.
Затем шип осаживают вдоль продольной оси на 10-15% при температуре меньше или равной +20 С, т.е. при температуре ниже интервала температур мартенситного превращения его материала, Потом .для закрепления шипами в бандажной ленте, его прижимают к последней в районе отверстия с усилием,превышающим предел текучести шипа и нагревают шип до температуры Т< большей или равной +300 С, т.е. выше температуры конца обратного мартенситного превращения. При этом одновременно осуществляют охлаждение бандажной ленты до температуры Т, которая находится в интервале маотенсит=. но с превращением материала шипа (в нашем случае это район +20ОС). В результате этой операции в шипе происходит возврат формы с генерированием напряжений в теле шипа до 60 кгс/см и самопроизвольное затекание ынпа под этим давлением в отверстие бандажной ленты ввиду предела пластичности материала шипа при Т> в месте стыковки шипа с отверстием. ниже 20 кгс/мм .
После окончательного проникновения40 шипа в отверстие бандажной ленты всю конструкцию охлаждают и освобождают от принудительного прижима.
Время закрепления шипа лопатки в бандажной ленте определяется скорос- 45 тью восстановления формы материалом шипа и временем его нагрева и охлаждения бандажной ленты.
Использование предлагаемого изобретения в народном хозяйстве позволяет получать экономический эффект путем снижения трудоемкости процесса сборки и за счет уменьшения энергозатрат на обеспечения соединения, а также за счет снижения требований к точности изготовления собираемых деталей, так как предложенный способ исключает операции клепки или чеканки, так как в ленте предварительно выполнено отверстие меньше, чем размеры шипа, который выполнен из материала со свойствами памяти формы.
Способ соединения шипов турбинных лопаток с бандажной лентой, при котором в ленте получают отверстия, соответствующие по форме шипов лопаток, выполненных из материала со свойствами "памяти формы", шипы вводят в отверстия и закрепляют их нагревом, отличающийся тем, что, с целью повышения качества закрепления шипов лопаток на ленте, размеры отверстия в ленте выполняют меньше поперечного сечения шипа, а шип перед введением в отверстие ленты осаживают по направлению продольной оси на 10-15% при температуре ниже интервала температур мартенситного превращения, а закрепление шипа осуществляют при нагреве его до температуры мартенситного превращения с одновременным подстуживанием бандажной ленты до температуры интервала мартенситного превращения материала шипа, при этоМ лопатку и бандажную ленту прижимают друг к другу с уси,лием, превышающим предел текучести материала шипа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 502695, кл. В 21 Р 39/00, 1974.
2. Патент Японии Р 5211570, кл. В 23 Р 11/02,: 1977 (прототип) .