Устройство для транспортировки турбореактивных двигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М. Г.Хабибуллин,Г. В. Седов и А. Ф. Павлов (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) УСТРЗЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ

ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к технологии ремонта или диагностического контроля, турбинных двигателей, выполняемых ло-кально, с частичной переборкой, в .условиях эксплуатапии и касается, в частности, ремонта турбин двигателей.

Известно устройство для транспортировки турбореактивных двигателей, содержащее раму и закрепленные на ней стойки под опоры системы подвески пере. возимого двигателя $1 ) .

Недостатком этого устройства является невозможность проведения на них частичных ереборок двигателя для проведения локального ремонта или диагностического контроля в условиях эксплуатапии.

Oem изобретения - расширение эксплуатайионных возможностей путем обеспечения ремонта турбины двигателя в усло- щ виях эксплуатации и диагностического контроля двигателей. Ilesü достигается тем, что устройство для транспортировки турбореактивных

2 двигателей снабжено закрепленным на раме между опорами с возможностью вертикального перемещения ложементом для опираняя корпуса турбины двигателя . и установленным в передней части рамы с возможностью продольного перемещения домкратом, несущим подвижную в продольном направлении относительно домкрата и поворотную в горизонтальной плоскости штангу, на кониах которой закреплены фланер и папфа д,.я взаимодействия соот- . ветственно с задней опорой двигателя н с подшипником опоры его турбины.

На фиг. 1 изображено устройство, ойций вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. З вЂ” разрез Б-Б на фнг. 1; на фиг. 4 — устройство в транспортном положении с установленным турбореактив,ным двухконтурным двигателем, общий вид; на.фиг. 5 - положение с отсоединенной задней подвеской двигателя: на фиг. 6 — то же, с демонтированной обечайкой образующей тракт вентилятора; на фиг. 7 — то же, с демонтированной следующей разборки. Демонтируют обечайку 28 (фиг. 6), образуюшую тракт вентиляторного контура, Производят ремонт или замену деталей контроля работы турбины, например

1р термопары, установленные в тракт, или сопловые лопатки, кожуха охлаждения статора турбины и другие детали, смонтированные на статоре турбины и обеча .йки. д Вращением маховика 8 (фиг. 6) под водят рабочую поверхность ложемента

11 в соприкосновение с корпусом турбины двигателя. Этим самым организуют новую технологическую заднюю опору дви26 гателя для возможности проведения дащ нейшей разборки.

В радиальный зазор (фиг. 6), образованный наружным диаметром колеса турю бины и внутренним диаметром соплового аппарата, устанавливаются пластины, толщиной равной величине зазора. Отсоединяют и демонтируют заднюю опору 26.

Производят ремонт или замену дефектных деталей, установленных в корпусе задней опоры (откачивающие маслонасосы, суфлеры, привода, трубопроводы), используя подвеску ее на регулируемой опоре, как сборочный стенд. б„

Производят контроль неразрушающими методами (ультразвуковой, токфихревой, магнитный, оптический и др.) диска турбины 29, рабочих лопаток и других дета лей. Заменяют дефектные детали, приняв меры против разбалансировки узла. Например, при замене лопатки, новую лопатку

46 подбирают по статическому моменту, равному заменяемой.

В подшипник опоры турбины (фиг. 7) вводят цапфу 21 регулируемой опоры, которая имитирует заднюю опору .двигателя. Имитатор задней опоры позволяет проводить замеры, определяющие установку колес турбины по величинам биений, и дальнейшую разборку двигателя.

Маховиком гайки 17 приподнимают ротор и вынимают пластины, установленные в радиальный зазор. Замеряют торцовое и радиальное биение колеса турбины и демонтируют колесо (фиг. 8).

Производят контроль соплового аппарата 30 (фиг. 8). При необходимости демон тируют для замены или осмотра колеса турбины 31. Заменяют дефектные колеса турбины. Для уменьшения разбалансировки

3 9ф задней опорой; на фиг. 8 - то же, с демонтированным колесом турбины.

Устройство (фиг. 1-3) содержит раму 1, на которой установлены стойки 2 и 3 под опоры системы подвески двигателя. Такелажные кронштейны системы подвески двигателя закрепляются на цапфах4 и5.

На раме между стойками 2 и 3 установлена подвижная опора 6. Опора состоит из корпуса 7, жестко закрепленного на раме 1. В корпусе 7 подвижно закреплена силовая гайка, управляемая маховиком 8. В гайку ввернут силовой винт 9, заканчивающийся шарниром 10.

К шарниру 10 крепится ложемент 11.

Рабочая поверхность ложемента повторяет геометрические размеры наружной поверхности корпуса двигателя. Вращением маховика 8 достигается перемещение ложемента в вертикальной плоскости.

На фиг. 2 пунктиром показано рабочее положение опоры 6.

В передней части рамы с возможность продольного перемещения по направляющим 12 установлена каретка 13, несущая домкрат 14. В верхней его части размещена штанга 15.

Домкрат состоит из корпуса 16 и подвижной гайки 17 управляемой маховиком. В гайку ввернут силовой винт

18, на верхнем конце которого располо« жен подшипник 19. В упорный подшипник 19 вставлен с воэможностью поворота в горизонтальной плоскости корпус

20. В корпусе 20 выполнено отверстие со съемной крышкой для установки и крепления штанги 15. На одном конце штанги 15 закреплена цапфа 21, а на другом — фланец 22.

Таким образом, домкрат может перемешаться вдоль рамы 1, а его рабочий орган - штанга 15 - может вращаться в горизонтальной плоскости и вращением гайки 17 перемещаться в вертикальной плоскости.

Работа устройства и технология проведения локального ремонта или диагностического контроля турбины .осуществляется следующим образом.

Двигатель устанавливают в устройст во и закрепляют в стойках 2 и 3 системы подвески. С двигателя последовательно демонтируется: реактивное сопло 23, смеситель 24 и стекатель 25., Вращением гайки 17 (фиг. 5) добивеются совпадения оси двигателя с осью штанги 15, и закрепляют фланец 22 штанги с задним фланцем задней опоры

26 двигателя, отсоединяют задний такелажный кронштейн 27 от стойки 3, тем самым. заменяют штатную подвеску двигателя для возможности проведения поS С) ротора турбины при замене колес следуt ет новое колесо сбалансировать и установить на двигатель с величинами по радиальному и торцовому биениям, равным величинам этих же .биений, замеренных перед демонтажом старого колеса.

Предлагаемое устройство позволяет произвести ремонт турбин цвигвтеля в успо- виях эксплуатации и циагиостический контроль двигателей. 10

Формула изобретения

Устройство для транспортировки тур- % бореактивных двигателей, содержашее раму и закрепленные на ней стойки под опоры системы подвески перевозимого двигателя, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатацион- М ных возможностей путем обеспечения

249 Ф ремонта турбины двигателя в условиях эксплуатации и диагностического контроля двигателей, оно снабжено закрепленным на раме между опорами с возможностью вертикального перемещения ложементом для огирания корпуса турбины двигателя и установленным в передней части рамы с возможностью продольного перемещения домкратом, несущим подвижную в продольном направлении относительно домкрата и поворотную в горизонтальной плоскости штангу, на концах которой закреплены фланец и цапфа для взаимодействия соответственно с задней опорой двигателя и с подшипником опоры его турбины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Руководство по технической эксплуатации двигателя HK=8-2У, ч. 3, 1973, с. 201»203 (про ).

996249

Составитель Т. Терешкина

Редактор Н. Киштулинец Техред О.Неце Корректор M. Шароши

Заказ 815/27 Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ъ