Транспортное средство высокой проходимости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсйих
Социалистических
Республик
""996254 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06.80 (21) 2947813/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 62 D 57/00
В 60 F 3/00
Гееударетееенмй кемктет
СССР (53) УДК 629.113..03 (088.8) Опубликовано 15.02.83. Бюллетень № 6 пе лелем кзебретекий и юткрмтий
Дата опубликования описания 25.02.83 (72) Авторы изобретения
А. В. Согин и М. И. Лебедев
Горьковский сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЛ
ПРОХОДИМОСТИ
Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости, снабженным роторно-винтовым движителем для перемещейия по снегу, болоту, илу, а также убирающимися колесами для движения по твердому грунту.
Известно транспортное средство, содержащее побортйо-расположенные убирающиеся и винтовые колесйые движители и две трансмиссии (1) .
Недостатком этого транспортного средства, является сложность конструкции изза наличия двух самостоятельных трансмиссий.
Известно транспортное средство, которое содержит соедийеййый с трансмиссией роторно-винтовой движитель, расположенный внутри гусеничного обвода„являющимся ведомым за счет установленных на гусеничной ленте роликов, входящих в зацепление с винтовыми впадинами ротора, причем роторно-винтовой движитель снабжен механизмом его вертикального перемещения (2).
Недостатком этого транспортного средства является возможность бокового увода ленты с роторно-винтового движителя, обусловленного наличием касательного усилия на ленте при взаимодействии ее с винтовым ротором.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является транспортное средство высокой проходимости, содержащее два движителя, первый из которых, являющийся ведущим, выполнен в виде пары соедийенйых с трансмиссией винтовых роторов, а второй — ведомым, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов (3).
Недостатками этого транспортного средства являются наличие механизма подъема двух винтовых роторов, что требует большой сложности *конструкции, а также йенадежйость соединения конических пальцев, установленных йа гусенице с впадинами винтового ротора. При наезде на выпуклость дороги часть пальцев контактирует с ротором в нижней части впадин, а другая в верхней, т. е. шаг изменяется, а это приводит к большим перегрузкам в пальцах с опасностью изгиба или поломки.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение ее надежности.
996254.Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве высокой проходимости, содержащем два движителя, первый из которых, являюшийся ведущим, выполнен в виде пары соединенных с трансмиссией винтовых роторов, а второй — ведомый, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов, второй движитель выполнен в виде убирающихся колес, расположенных по бортам винтовых роторов и связанных с приводом их опускания и подъема, а конические пальцы равномерно установлены по окружности дисков этих колес.
Кроме того, каждый конический палец установлен в радиальной направляюшей, которая выполнена в диске, и снабжей 15 фиксатором положения.
На фиг. 1 показано транспортное средство при перемещении по твердому покрытию, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — зацепление пальцев колесного движителя с винтовым ротором, вид спереди; на фиг. 4 — то же, вид сбоку; на фиг. 5 — размещение пальцев в радиальных направляющих колесного движителя; на фиг. 6 — контактирование ролика пальца с винтовым гребнем ротора; на фиг. 7— транспортное средство на винтовом ходу, вид спереди.
Транспортное средство высокой проходимости состоит из корпуса 1, на котором установлен двигатель 2, соедийенный трансмиссией 3 с побортно-расположенными роторами 4, установленными в опорах 5 корпуса 1. В корпусе 1 выполнены ниши 6 для колесных движителей 7 и 8, которые посредством балансиров 9 и гидроцилиндров 10 могут занимать как верхнее, транспортное положение, так и нижнее — ходовое.
Колесные движители каждого борта помешены рядом с боковой поверхностью винтового ротора 4 и, по крайней мере, один из них, а именно передний колесный движитель 8, снабжен горизонтальными паль- 4g цами 11, с входящими в винтовую впадину ротора 4 контактными роликами 12. Контактные ролики 12 могут быть цилиндрическими, бочкообразными или другой формы, соответствующей виду винтовых гребней 13 ротора 4. Например, при наиболее распрост- 4> ранейном треугольном винтовом гребне 13 контактные ролики 12 выполнены коническими, с углом конуса ж, равным профильному углу винтового гребня 13.
Для лучшей настройки зацепления винтового гребня 13 с роликами 12, горизонтальные пальцы 11, расположенные равномерно по окружности, концентричной оси колесного движителя 8, установлены в радиальных направляющих и снабжены фиксаторами положения. В данном примере исполнения радиальйые направляющие выполнены в виде пазов 14 на диске 15 колесного движителя 8, а фиксаторы — в виде винтового соединения 16.
При перемешении по слабонесущему грунту движение осуществляется посредством винтовых роторов 4, а колесные движители
7 и 8 убраны в ниши 6.
Для движения по твердому покрытию гидроцилиндрами 10 выпускают колесные движители 7 и 8, при этом винтовые роторы 4 поднимаются над дорогой, горизонтальные пальцы 11 входят в винтовые впадины роторов 4, а их контактные ролики 12 совмешаются с винтовыми гребнями 13. При включении двигателя 2 вращение передается винтовыми роторам 4, которые своими винтовыми гребнями 13, набегающими на пальцы 11, врашают колесные движители 8.
В случае неисправностей двигателя 2 или трансмиссии 3 транспортное средство может буксироваться на твердом покрытии.
Для этого гидроцилиндрами 10 колесные движители 7 и 8 отводят в крайнее нижнее положение, при котором пальцы 11 выходят из зацепления с винтовыми гребнями 13.
Применение предлагаемого транспортного средства позволяет значительно упростить конструкцию и повысить надежность и долговечность.
Формула изобретения
1. Транспортное средство высокой проходимости, содержащее два движителя, первый из которых, являюшийся ведушим, выполнен в виде пары соединенных с трансмиссией винтовых роторов, а второй — ведомый, снабжен коническими пальцами, входящими в винтовые впадины роторов, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения ее надежности, второй движитель выполнен в виде колес, расположенных по бортам винтовых роторов и связанных с приводом их опускания и подьема, а конические пальцы равномерно установлены по окружности дисков этих колес.
2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, каждый конический палец установлен в радиальной направляющей, которая выполнена в диске, и снабжен фиксатором положения.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 304176, кл. В 63 В 35/02, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР № 477033; кл. В 62 D 57/00, 1973.
3. Авторское свидетельство СССР № 537887, кл. В 62 D 57/00, 1974 (прототип).
996254
Ф.. с
Редактор H. Киштулинец
Заказ S l 7/28
Составитель Д. Литер
Техред И. Верес Корректор Е. Рошко
Тираж 645 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 |3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4