Способ окускования мелкозернистого топлива
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< 1199648О
Союз .Советсник
Социалистических
Республик (53)М. Кл. (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 13.07.81 (21) 3314553/22-02
С 22 В 1/14 с присоединением заявки РЙГвсударстаекык квинтет (23) Приоритет
СССР
Опубликовано 15. 02. 83. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 15.02.83 вв делам кзебратеккк и еткрытий (53) УДК 669.1:
:622.788 (088.8) В.М.Борисов, М.Г.Бойко, А.А.Казьмин, Л.С.Агафонникова и M.Ñ.Áîðèñoaà (72) Авторы изобретения
Московский ордена Октябрьской Революции
Трудового Красного Знамени институт стал (7I) Заявитель (54) СПОСОБ ОКУСКОВАНИЯ МЕЛКОЗЕРНИСТОГО
ТОПЛИВА
Изобретение относится к подготовке сырья для преимущественного использования в черной металлургии.
Известен способ окуснования мелкого коксика, при котором последний смешивается с органическим коллоид-. ным связующим. Эту шихту в течение
5- 10 мин перемешивают в мельнице, после чего смесь увлажняют с получением окатышей диаметром 1-7 мм.
Окатыши сушат на воздухе (1 1
Недостатками известного способа являются использование дорогостоящего связующего и необходимость длительной выдержки на. воздухе для получения относительно прочных окатышей, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является способ окус- 26 кования смеси тонкодисперсного коксика и антрацита путем их доэирования,смешивания со связующим, увлажнение и окомкование. По этому способу
2 топливо предварительно разделяется на две Фракции + 0,125 мм и 0,125 мкад.
К мелкому топливу в качестве связующего добавляется гашеная известность.
Полученную смесь окомковывают до крупности 0,5-3 мм и вместе с фракцией + 0,125 мм вводят в агломерационную шихту и спекают ° При этом увеличивается выход годного, производительность и прочность агломерата 52).
Недостатками этого способа являются невозможность использования топлива с высоким содержанием летучих; трудности в разделении топлива на классы + - 0,125 мм; невозможность использования окускованного коксика непосредственно в доменном или сталеплавильном производстве; не учтена возможность утилизации металлургических отходов; многооперационность ,процесса, требующая больших энергетических затрат.
996480
Целью изобретения является облегчение экономии энергетических ресурсов и повышение эффективности утилизации сталеплавильных шлаков.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, включающему дозирование топлива и связующего, их смешивание и окомкование, в ка честве связующего используют огнежидкий шлак, s потоке которого осу- 10 ществляют окускование топлива при этом отношение расхода шлака к расходу топлива поддерживают в пределах (0,5:1 ):1.
Существо способа заключается в 1з том, что в качестве связующего используется огнежидкий шлак сталеплавильного производства, а в качестве топлива †.мелкие классы любых ископаемых или искусственных его 20 видов.
Для окускования топлива оно непрерывно дозируется и направляется на поток расплавленного шлака, выливаемого из ковша в шлаковую канаву. Попадание топлива на поверхность раскаленного шлака сопровождается удалением лету их веществ из топлива, как в потоке шлака, так и в шлаковой канаве. Последнее обстоятельство име- о ет немаловажное значение, поскольку при выделении основного количества летучих веществ в шлаковой канаве (стационарный слой ) происходит нарушение сплошности шлакового !пирога" и обзз разование большого. количества мелких сквозных пор, обеспечивающих после остывания шлака его растрескивание и разрушение без дополнительных механических воздействий.
Готовый продукт представляет собой твердый суспензионный раствор топлива в шлаке. Равномерность распределения частиц топлива в шлаке, крупность готового продукта и степень
45 завершенности процесса деструкции топлива определяются соотношением между расходом шлака и топлива.
В свою очерець, расход шлака находится в прямой зависимости от его температуры и содержания летучих в топливе. Для углей с низкой степенью метаморйизма (бурые, длиннопламенные, джазовые ), содержащих большое количество (35-504 ) летучих, требуется более высокая температура и более высокий расход шлака. Экспериментально установлено, что температура шлака должна быть 1500-1700 С, а соотношение между расходом шлака и топлива 0,8:1 соответственно.
По мере перехода к углям с более высокой степенью метаморфизма (жирные, тощие, коксующиеся и антрацит ) полное удаление летучих с образованием углеродистого вещества обеспечивается при более низких температурах и расходе шлака. В этих условиях шлак должен быть жидкотекучим, т.е. его температура должна находиться в пределах 1300-1500 С, а соотношение между расходом шлака и топпива находиться в пределах (0,5:1):1.
Таким образом, соотношение между расходом шлака и топлива любой степени метаморфизма должно находиться в пределах (0,5:1)-.1, а температура шлака изменяется в широком диапазоне: от температуры начала затвердевания до температура выпуска шлака из печи.
Характерной и очень важной особенностью предлагаемого изобретения, выявленной в процессе проведения исследований, является получение готового продукта, окислы железа в котором практически полностью восстановлены. Металлизация закиси железа в шлаке осуществляется за счет выделения большого количества летучих и частичной газификации углерода топли ва. В условиях восстановления окислов железа из шлака удаляются вредные примеси. цинк, свинец и щелочи.
Полученный продукт является жепезоуглеродистой офлюсованной смесью, пригодной как,для непосредственного использования в доменном и сталеплавильном производстве, так и при агломерации руд и концентратов.
Пример . Для исследований используют шлак конверторного производства. В качестве топлива используют длиннопламенный уголь марки Д, газовый уголь марки Г-16, коксующийся марки КЖ и тощий уголь марки Т.
Соотношение шлак-топливо изменяют в пределах (0,3-1 ): 1, температура шлака составляет 1400-1700 С.
Топливо с помощью дозирующего устройства подают на поверхность потока шлака, выливаемого из ковша, в шлаковую канаву. Крупность топлива составляет 0;15 мм. Отбор проб топлива после застывания "пирога" осуществляют путем его дробления и выделения вручную частиц топлива.
80 4
По мере увеличения соотношения шлак-топливо закономерно уменьшается содержание углерода в продукте, в то .время как степень восстановления и прочность остаются на одинаковом уровне (95-98ь ).
Увеличение соотношения сверх
1:1 нецелесообразно, так как при этом соотношении получают-наивысшие показатели, характеризующие готовый продукт (см.таблицу ).
Таким образом, для углей низкой степени метаморфизма оптимальным соотношением между расходом шлака и топлива является соотношение равное 0,5-1 ): 1.
Для более старых углей (КЖ,Т) соотношение шлак-топливо равное (0,5:1) выпадает, поскольку готовый продукт характеризуется низкой степенью восстановления {30-314) и низкой прочностью (17-18 кг/см ).
Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что обработка углей как ранней (Д и Г16 ), так и поздней ступени метаморфизма (КЖ и Т ), при- >В водит к снижению .о содержании летучих (V")ñ 14-41 до-4-123. Данное обстоятельство подтверждает тот факт-, что обработка ископаемых видов топлива огнежидким шлаком сопровождается их декструкцией., Однако снижение содержания летучих в готовом продукте является необходимым, но недостаточным условием для непосредственного использования этого продукта в 20 доменном или сталеплавильном производстве.
Другой совокупностью необходимых и достаточных условий для успешной реализации предлагаемого способа яв- 2$ ляется содержание углерода в готовом продукте, степень восстановления окислов железа и прочность нараздавливание. В частности для углей марок Д и Г16 при малом соотношении эе шлак: топливо (0,3-: 1) содержание углерода в готовом продукте наиболь" шее (58-593 ). тогда как степень восстановления и прочность материала наименьшие (9-101 и 0,62-0,67 кг/см2) .
Следовательно, для старых углей оптимальные соотношения между расходом шлака и топлива должны находиться в пределах (0,8-1). Общим для различных видов ископаемых углей, вытекающим из результатов проведенных исследований, является соотношение между расходом шлака и топлива равное (0,5-1):1.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения изобретения составляет
4223411 тыс.руб. в год.. %, 9964
Технический анализ проб топливадо и после его обработки огнежидким шлаком, а также характеристика гото" вого продукта представлены в табли. це, S
Ю
Ю ф
1
I l
1
1
1
1
I1
I
I
Ю
CD
Ю
-б
LA
OO
CD м м
CD О («
« О
CD
СО
СО л м
--0
Ю
01
Ю
LA
Ю
CO
i/i
CD
OO
CD
Ю
- («Л
«D
CD («
«(\
Ф 3
1 1
0 мъ
0 л
OO
° -1(«Ч
CD
« (0 »»
Ю
СО
-т
«El
Ф с; !.
CD л
О!
«D.
Ю л
I f0
Ю
СЛ м!
LA
«М
1
1 ! 1
I .О
1»
1 L
1 (»
Ю (» \
Ю
Ю
««(Ю
Ю (« л
«D
LA
1.
1 1
1 I
l I ! I
«Г\ м
».О л
«D
01
CD
«( » «
«О
«(\ л
Ю
Ю («
М л
«Ч
Е(«М л
«(\
СО л О!
СХ
1 м
«D
Ж
».О
Ю
C) Ю
OO
СГ\ (0
Ц
C о
IГ
C о
«„"
Э
IY о (::
I
I
I
1
l
1
I
I )) 1
1 S
CL!
I
1
1
I
1
I
1
1
1 (I
I
1 .!
1
I
I
1
1
I
1 !
1
Y
Iоо
LD (0 °
O. X (О О о « о с :Х З
CL
Ф
Ф О
Ха о «
Y (0 х (0 С0
G. «» о з
I(0 О а 1Ф о
C Х и а.
Ф Ф
I- I996480
lo z ю о
C0 Y а (0 (0 о з о л
Ф
I»
Ф Y
D Cf. о э а
Х C
C0 X м о
Ф о (Х 1о о
О -L.
Ф 1 о Ф
Z (О Q
3Е о
L! S о v
Ф S
Y о
Х
Ф r,оо
C S
Ф Х
I- Ф Я
О С «0
Ф (0
«Х
«0 (0 а х о
«0 ««
Y
D л
О Ф о s
Х Х
Х (0 о Ф
Q. Е с: ц
996480 10 шлак, в потоке которого осуществляют . окускование топлива, при этом отношение расхода шлака к расходу топлива поддерживают равным t.0,5-1):1.
Формула изобретения
Составитель Л.Шашенков
Редактор Л.Повхан Техред Л.Пекарь Корректор E . .Рошко
Заказ 848/39 Тираж 625 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4 Способ окускования мелкозернисто го топлива, включающий дозирование топлива и связующего, их смешивание и окомкование, о т л и ч а ю .щ и и с я тем, что, с целью обеспечения экономии энергетических ресурсов и повышения эффективности утилизации сталеплавильных шлаков, в качест- в ве связующего используют огнежидкий
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Японская заявка Н 52-1304 13, кл. 10 J 153 (С22В9/10), 27.04;76-.
2. Японская заявка М 54-104403, кл. 10Я14 (С22Вt/10) 06.02.78.