Рубашка жидкостного охлаждения блока цилиндров, выпускных клапанов и гильз двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Соеетскик
Социапистических
Респубпик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 26 ° 06 ° 81 (21) 3310005/25-06
И М Na з с присоединением заявки Нов
01 P 3/02
F 0 2 F 1/14
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 150283. Бюллетень Ио б
Р31УЩК 621 ° 432-222.2:621. 432-713.1(088.8) Дата опубликования описания 15. 02. 83
В. М, Белов и О. С. Рафиков
М
/ =:--
j (72) Авторы изобретения
t ь е
Уфимский авиационный институт им. Ор@жехщкидз4:. (71) Заявитель (54.) РУБИМКА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКА ПИЛИНДРОВ, ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ И ГИЛЬЗ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания. 5
Известны рубашки жидкостного охлаждения блока цилиндров, выпускных клапанов и гильз двигателя внутрен него сгорания, содержащие кольцевые камеры, выполненные на внутренней поверхйости блока цилиндров, разде- ленные выступами и связанные между собой при помощи каналов. Эти рубашки жидкостного охлаждения обеспечивают необходимое охлаждение гильз цилиндров при работе двигателей внутреннего сгорания на раэличных режимах P1).
Ф
Однако в данных устройствах не обеспечивается равномерное охлажде ние гильзы по длине и периметру, блока цилиндров в районе выпускных
:клапанов, что снижает интенсивность охлажденйя теплонапряженных поверхностей, в результате чего уменьшается долговечность работы цилиндро-поршневой группы и двигателя в целом.
Цель изобретения - интенсификация охлаждения теплонапряженных поверхностей рубашки блока цилиндров и гильзы, Для достижения поставленной цели кольцевые камеры на внутренней поверхности блбка цилиндров выполнены трапецеидальной формы, а поверхности выступов и гильзы образуют кольцевые соединительные каналы, причем последние выполнены сужающимися в направлении перемещения охлаждающей жидкости и выпускного клапана.
На фиг. 1 изображены гильза и блок цилиндров, поперечное сечение; на фиг. 2 — сечение A-A на фиг. 1.
Рубашка жидкостного охлаждения заключена между гильзой 1 цилиндра и блоком 2 цилиндров, в .котором выполнено отверстие 3 для отвода охлаждающей жидкости и трапецеидальные кольцевые камеры и выступы 4. В блоке цилиндров расположены также поршень 5, впускной 6 и выпускной 7 каналы.
При работе двигателя внутреннего сгорания часть тепла, выделившегося в результате сгорания топлива в цилиндре, передается через гильзу 1 цилиндра в охлаждающую жидкость. Последняя поступает в рубашку через нижнюю камеру, расположенную между гильзой 1- и блоком 2 цилиндров, откуда по системе каналов и камер, оьивая
996737 наиболее теплонапряженные поверхности гильзы 1 и блока 2, подходит к отверстию 3, по которому она отводится из рубашки жидкостного охлаждения.
Выступы 4, установленные вдоль.пути движения жидкости, образуют с гильзой 1 кольцевые соединительные ! каналы, в которых скорость движения жидкости увеличивается, что приводит к увеличению теплоотвода от гильзы 1. Этому способствует также уве- g личенная площадь омывания блока 2 цилиндров в месте расположения выступов 4..
По мере перемещения охлаждающей жидкости от нижних менее нагретых поверхностей гильзы 1 и блока 2 цилиндров к верхним проходное сечение кольцевых соединительных каналов уменьшается, интенсивность теплоотвода от стенок гильзы 1 увеличивается чем обеспечивается выравнивание тенпературы стенок гильзы 1 по ее длине. НеравноМерный радиальный кольцевой зазор между гильзой 1 и выступопе 4 у выпускного канала 7 в районе выпускного клапана способствует повьиаенному теплоотводу от гильзы 1 в данном месте также за счет скорости течения охлаждающей жидкости.
Использование предлагаемой системы охлаждения позволяет увеличить долговечность двигателя внутреннего сгорания вследствие обеспечения выравнивания температур стенки гильзы цилиндра как по длине, так и по периметру и уменьшения температуры ее наиболее нагретых частей и, следовательно, повышения эффективности охлаждения рубашки блока цилиндров.
Формула изобретения
Рубашка жидкостного охлаждения блока.цилиндров, выпускных клапанов и гильз двигателя внутреннего сгорания, содержащая кольцевые камеры, выполненные на внутренней поверхности блока цилиндров, разделенные выступами и связанные между собой при помощи каналов, отличающаяся тем, что, с целью интенсификации охлаждения теплонапряженных поверхностей рубашки и гильзы путем обеспечения равномерного распределения температуры, кольцевые камеры выполнены тдапецеидальной формы, а поверхности выступов и гильзы образуют кольцевые соединительные каналы, причем послед. ние выполнены сужающимися в направлении перемещения охлаждающей жидкости и выпускного клапана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 555229, кл, F 01 Р 3/02, 1977.
996737
Составитель A. Сайкин
Редактор М. Петрова Техред К.Мьщьо Корректор N, Шарсти
Заказ 897/52 Тираж 533 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4