Затвор дискового клапана
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<щ996784
Союз Советскик
Социалистических
Республик
«1. (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (Я1Я. Кд.з
{22) 3 »еНо 13. 05. 81 (2 ) 3288173/25-08
Г 16 К 39/00
Государственный комитет
СССР. о делам изобретений и открытий с присоединением заявки М (23) Приоритет ($3j УДК621. 64б (088.8) Опубликовано 150233. Бюллетень М б
Дата опубликования описания 15. 02. 83 (72) Автор . изобретения
3.З.Гуревич
Московское головное специализированное предприятие
Производственного Объединения "Союээнергоавтоматика." (71) Заявитель (54 ) ЗАТВОР ДИСКОВОГО КЛАПАНА
Изобретение относится к арматуро. ,строению .и может быть использовано в клапанах для регулирования расхода жидкой или газообразной среды в различных технологических процессах, на- . пример на тепловых электрических станциях для регулирования питания водой паровых котлов.
Известен дисковый клапан, затвор которого содержит расположенный в корпусе запорно-регулирующйй орган (золотник ), связанный со штоком и постоянно взаимодействующий с седлом, и разгрузочное устройство, состоя- . щее из установленного всливной полости клапана цилиндра (камеры), соединенного обводным каналом с напорной магистралью, и расположенного в нем уплотненного поршня, один торец которого взаимодействует с золотником через звено, понижающее тре. ние 31).
Недостатками этого клапана являются сложность конструкции и низкая ремонтопригодность.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является зат- ° вор самоуплотняющего дискового клапана, содержащий корпус с напорной и сливной полостями, установленный ЗО в нем эапорно-регулирующий орган, взаимодействующий с седлом, разгру-. зочное устройство, выполненное в виде цилиндра, в котором расположен уплотненный и соединенный со шпинделем плунжер, имеющий активные поверхности большей и меньшей площади, образующие полости, сообщенные соединительными каналами с напорным и сливным трубопроводами, и упорный подшипник (2).
Недостатками данного устройства являются сложность конструкции ° (наличие выносного узла разгрузки, бу- геля, двух наружных соединительных каналов, специального сочленения шпинделя с золотником, рассчитанного на большие растягивающие усилия) и недостаточная надежность (из-за наружной установки узла разгрузки любая течь в уплотнении разгрузочного плунжера требует немедленного ремонта клапана)..
Целью изобретения является упро" щение и повышение надежности..Поставленная цель достигается тем, что в затворе дискового клапана, содержащем корпус с напорной и сливной полостями, установленный в нем запорно-регистрирующий орган, 996784
I взаимодействующий с седлом, разгру зочное устройство, выполненное в ви де цилиндра, в котором размещен уплотненный и соединенный со шпинделем плунжер, образующий с цилиндром полость, сообщенную соединительным
:каналом со сливной полостью корпуса, и упорный подшипник, цилиндр установлен в напорной полости корпуса, упорный подшипник размещен между цилиндром и корпусом, а плунжер выполнен за одно целое с запорно-регулирующим органом, в котором выполнен соединительный канал.
На фиг. 1 изображен затвор в положении полного открытия, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез A-А на фиг. 1.
В корпусе 1 самоуплотняющегося дискового клапана установлены неподвижное седло 2 и постоянно взаимодействующий с ним запорно-регулирующий орган (золотник ) 3 ° Седло и золотник разделяют клапан на напорную
4 и сливную 5 части и имеют соответственно пРоходные окна 6 и вырезы
7 для пропуска рабочей среды. В на порной части 4 клапана .расположен . кольцевой цилиндр 8, опирающийся через упорный подшипник 9 на выступ
10 корпуса 1. В цилиндре размещен ступенчатый плунжер 11, между ци- 30 линдром 8 и плунжером 11 образована кольцевая полость 12, а плунжер
11 выполнен за одно целое с золотником 3, связан через шпиндель 13 с исполнительным механизмом (не по- 35 казан ) и сопряжен с цилиндром 8 по двум цилиндрическим поверхностям разного диаметра. Кольцевая полость
12 между цилиндром 8 и плунжером 11 герметизирована уплотнительными коль- 4{) цами 14 и посредством канала 15, выполненного в теле золотника 3, сообщена со сливной частью 5 клапана.
Затвор работает следующим образом.
Регулируемая среда под давлением
Р„ поступает в напорную. часть 4 кланана и выходит в сливную часть 5,с давлением Р через отверстия, образующиеся при совпадении окон 6 седла 2 с вырезами 7 золотника 3. Поворотом золотника 3 — плунжера 11 вокруг своей оси (с помощью шпинделя 13) можно изменятьплошадь: этих отверстий, чем осуществляется регулирование расхода. В закрытом положении клапана золотник полностью перекрывает окна в седле. Вместе с плунжером 11 вокруг своей оси поворачивается и цилиндр 8, чем обеспечиваются наилучшие условия работы уплотнений 14. бО
Плоские уплотнительные поверхнос- ти золотника 3 и седла 2 притерты друг х другу. Перепадом давлений
hP = Р - Р2 золотник с большой силой прижимается к седлу. Усилие прижатия золотника к седлу зависит от перепада давлений йР, площади проходных окон, площади соприкосновения, золотника с седлом и площади сечения кольцевой полости 12.
На кольцевой разгрузочный цилиндр
8 действует тот же перепад давлений
ЬР, что и на затвор клапана. Обусловленное этим перепадом усилие через упорный подшипник 9 воспринимается корпусом 1. Соответственно на ,плунжер 11 - золотник 3 действует .усилие, направленное встречно силе и равное ей по величине, которое уменьшает усилие прижатия золотника к седлу. Таким образом, путем выбора размеров разгрузочного цилиндра можно уменьшить контактное давЛение между золотником и,седлом до оптимальной величины, гарантирующей высокое качество работы затвора., Затвор обладает конструктивной простотой и простотой изготовления (отсутствуют выносной узел разгрузки, бугель, наружные обводные кана-. лы, упрощено сочленение золотника со шпинделем ), повышенной надежностью (выход из строя уплотнения разгрузочного плунжера 11 приводит лишь к. увеличению нерегулируемого пропуска клапана, но не требует немедленного ремонта).
Формула изобретения
Затвор дискового клапана, содержащий корпус с напорной и сливной полостями, установленный в нем эапорно-регулирующий орган, взаимодействующий с седлом, разгрузочное устройство, выполненное в виде цилиндра, в котором размещен уплотнительный и соединительный со шпинделем плунжер, образующий с цилиндром полость, сообщенную соединительным каналом со сливной полостью корпуса, и упорный подшипник, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, цилиндр установлен в напорной полости корпуса, упорный подшипник размещен между цилиндром и корпусом, а плунжер выполнен за одно целое с
1 запорно-регулирующим органом, в котором выполнен соединительный канал.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 20476, кл. F 16 К 39/02, 1964.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2877258/25-08, кл. F 16 К 39/02, 1980 (прототип).
996784
Составитель Т. Колясинская
Редактор М. Петрова Техред М.Контура Корректор > Лзятко
Заказ 1904/54 Тираж 923 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Moc}caa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул;Проектная, 4