Устройство для комплексного двухпрофильного контроля гибких плоских зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП КСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИЖОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

- Саез Сееетаив

Севр влнстюевапнк республик

{ц, 99685 1 (ет)Дополнмтельное к авт. свмд-ву - (22) Заявлемо 25. 08.81. (21) 3331893/25-28

)54) М. Ка.з

G 01 В 5/20 спрмсоедмненмемзаявкм HpГвсулврствеявый квивтет.СССР яе дмвм нзебретеявя в еткрнтвя (23) Г3рмормтетОпублмковане 1Û283. Бюллетень йе б

t$3) УДФ 531.717 °,2:б21.833 (088 .8) Дата опублмкованмя опмсанмя 15.02. 83 (72) Автор мзобретенмя

Г. Н. Райхман (УФ) Заявитель (54} УСТРОНСТВО ДНЯ КОМПЛЕКСНОГО ДВУХПРОФИЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ ГИБКИХ ПЛОСКИХ ЗУБЧЗЛЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к контролю зубчатых халес.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является . устройство для комплексного двухпрофильного контроля гибких плоских зубчатых колес, содержащее станину, С наиравляницими, установленные на них две каретки, одна из которыхиэмерительная, другая - установоч-, ная, первый кронштейн, установленный с возможностъв перемещения .иа измерительной каретке, жестко эакреп" 15 ленный на устаиовочной каретке второй )сронштейн, две оправки, размещенные на соответствуищих кронштейнах, установленные на станине измеритель перемещений одной as кареток и при вод.

Контролируемое и измерительное колеса устанавливаются на оправках ,неподвижного и подвижного кронштейнов, вводятся в безэазорное зацепле.ние и обкатывают,"ся. Неточности контролируемого колеса при -обкате его с измерительным вызывают осевое перемещенйе измерительного колеса, которое фиксируйся измерителем перемещения Г1 3.

Недостатком этого устройства является невозможность контроля. гибких плоских колес s деформированном состоянии. .

Целъв изобретения является обеспечение воэможности комплексного двухцрофилъного контроля гибкик плос» ких зубчатых колес в деформированном состоянии.

Поставленная цель дбстигается тем, что устройство для комплексного двухпрофидъного контроля гибких: нлос» ких зубчатых колес, годержащее станину с направляищими, установленные на них две каретки, одна as которыхнемерительная, другая - установочная, первый кронштейн, установленный с возможностью -перемещения на изме« рительиой каретке, жестко закрепленный на"установочной каретке второй кронштейн, две оправки, размещенные на соответствукщих .кронштейнах, установленные на станине измеритель перемещений одной из кареток и привод, снабжено установленным на оправке первого кронштейна шпинделем с двумя буртами для установки гибкого колеса на расстоянии от жесткого колеса, .равном его осевой деформации, и востановленным на оправке второго

996851 кронштейна волнообразователем, а ось шпинделя и ось волнообраэователя установлены соосно оси оправки первого кронштейна.

На фиг. 1 схематически показано устройство для контроля гибких плоских зубчатых колес; на фиг. 2 — схема взаимного расположения измерительного жесткого и контролируемого колес; на фиг. 3 — расположение зубьев в исходном положении; на фиг. 4 — . p расположение зубьев в деформированном состоянии, Устройство содержит станину 1 (фиг. 1), установленные на ней направляющие 2, установленные на направляющих две каретки, одна из ка15 реток 3 - измерительная, вторая каретка 4 — установочная, установленный на измерительной каретке 3 подвижный кронштейн 5, закрепленный на установочной каретке 4 неподвижный кронштейн 6, две оправки, одна оправка 7 Установлена на подвижном кронштейне 5, вторая оправка 8 — на неподвижном кронштейне 6, установленные на станине 1 измеритель 9 перемещений измерительной каретки 3 и привод 10.

В исходном (недеформированном) положении гибкое колесо 11 базируется относительно жесткого измеритель- ЭО ного колеса 12 на шпинделе 13 с двумя буртами на расстоянии осевой деформации W (фиг. 2, 3), Измерительное жесткое колесо 12 устанавливается иа оправке 7 подвижного кронштей- З5 на 5. Волнообразователь 14 устанавливается на оправке 8 неподвижного кронштейна 6, ось которого выполне.на параллельно направляющим установочной каретки 4. Вращение оправки 4р

8 неподвижного кронштейна и волнообразователя 14 через пару конических шестерен 15 осуществляется приводбм 10. Для аттестации размеров N, G G„ и М устройство снабжено сфера- 45 ми 16-18 и пятой 19. Перемещение установочной каретки 4 в требуемое положение осуществляется при помощи маховичка 20.

Плотное сопряжение колес обеспечивается пружиной 21. Колебание высо ты зацепления Нд (фиг. 4) фиксируется измерителем 9 перемещений.

Перед контролем высоты зацепления 55

Н> производят настройку прибора в результате чего устанавливают размеры

Р и Р„, Размер P устанавливают по блоку концевых мер, который определяют по следующей зависимости:

Р = и + М + G где N, G - аттестованное расстояние между торцами оправок 7 и 8 и сферами 16 и 17;

И вЂ” расчетное расстояние между торцами оправок 7 и 8 измерительного колеса 12 и волнообразователя 14, соответствующее плотному зацеплению контролируемой пары (фиг. 4).

Размер Р устанавливают по блоку концевых мер, который определяют по следуищей зависимости:

Р1 - -М1- G1, где G — аттестованное расстояние между осью оправки 7 первого кронштейна 5 и сферой 18;.

Н1 — аттестованное расстояние между осью оправки 8 второго кронштейна 6 и пятой 19.

Установкой размера Р1 располагают волнообразователь 14, контролируемое гибкое колесо 11 и жесткое измерительное колесо 12 на .одной оси О-O.

Под влиянием совокупности элементных погрешностей гибкого колеса в плотном зацеплении с измерительным жестким колесом появляется боковой зазор между некоторыми из зубьев, что изменяет высоту зацепления Н а соответственно и размеры М и Р.

Устройство работает следующим образом.

Перемещением установочной каретки 4 при помощи ходового винта (не показан) по блоку концевых мер, расположенному между сферами 16 и 17, устанавливают размер Р (начало отсчета), Затем по блоку концевых мер, расположенных между сферой 18 и пятой

19, устанавливают размер Р1.

Контролируемое гибкое колесо 11 устанавливают на шпинделе 13. При фиксированном положении измерительной каретки 3 перемещением установочной каретки 4 деформируют на величину заданной осевой деформации волнообраэователем 14 контролируемое гибкое колесо 11 и вводят его в зацепление с остановленным жестким колесом 12.

Освободив измерительную каретку 3, пружиной 21 обеспечивают плотный контакт между зубьями гибкого контролируемого и измерительного колес. Вращая волнообразователь 14, имитируют обкат в плотном зацеплении гибкого контролируемого колеса 11 относительно остановленного измерительного жесткого колеса 12.

Погрешности изготовления гибкого контролируемого колеса при обкате вызывают изменение высоты зацепления

Н> и осевое перемещение измерительной каретки 3, фиксируемое измерителем 9 перемещений.

Применение волнообразователя, расположенного на оправке неподвижного кронштейна установочной каретки со996851

Формула изобретения

Фиг. 2 yl4F.3

ВНИИПИ Заказ 917/58 Тираж 600 Подписное

Филиал ППП "Патент",г.ужгород,ул.Проектная,4 осно остановленному измерительному и гибкому контролируемому колесам, кинематически связанного с приводом, позволяет, воспроизводя волновое движение. осуществить комплексный двухпрофильный метод контроля гибких плоских зубчатых колес в деформированном состоянии.

Устройство для комплексного двухпрофильного контроля гибких плоских зубчатых колес, содержащее станину с направляющими, установленные на них две каретки, одна из которых - !5 измерительная, другая - установочная, первый кронштейн, установленный с воэможностью .перемещения на измерительной каретке, жестко закрепленный на установочной каретке второй кронштейн, две оправки, размещенные на соответствующих кронштейнах, установленные на станине измеритель перемещений одной из кареток и привод, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности .контроля гибких колес в деформированном состоянии, оно снабжено установленным на оправке первого кронштейна шпинделем с двумя буртами для установки гибкого колеса на расстоянии от жесткого колеса, равном его осевой деформации, и установленным на оправке второго кронштейна волнообразователем, а ось шпинделя и ось волнообразователя установлены соосно оси оправки первого кронштейна.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Межцентромер МП-160 М, ГОСТ 10387-63. Руководство по эксплуатации РЭ-МУ-160М. Челябинский инструментальный завод, 1973.