Обучающее устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Свеетскнх
Социайистнч вских
Республик а в997072. (63)Дополнительное к авт. свид-ву{22) Заявлено 22.06.81{ ), 3305263/18.-24 (щ М.Иа.з с присоединением заявки М
Q. 09 В 7/02
Государстаевамя «омнтет
СССР ао делам язобретеняй а отармтяй (23) Приоритет (33) УД@681 ° 3 ° 071 (088. 8) 9пу5ликовано 150233. Бюллетень Йо 6
Дата еаубликоваиия описания и 6"
М.В.Вазик, В.Н.Вдовенко и В.Г.СорокфМ;-) .У Г
{72) Авторы изобретения
{71) Заявитель (54 ) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике к может быть использовано для обучения оператора сложному алгоритму работы.
Известные устройства, содержащие формирователи импульсов, алфавитноцифровые преобразователи, .узлы управления, индикации и регистрации, нв производят полного преобразования буквенного текста в речевой поток
5 11 f21 и f33 .
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство, имеющее в своем составе формирователь сигнала буквенного текста, представляющий собой; блок ввода учебной информации, преобразоэатель сиг" нала буквенного текста в фонемный код, преобразователь фонемного кода в функцию площади, акустический фонемиый синтезатор, представляющий собой блок предъявления учебной информации (4 3.
Овновной недостаток прототипа за- ключается в невозможности использо-.. вания его при обучении оператора сложному алгоритму работы.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства °
Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода учебной информации И ПОСледовательно включенные алфавитно-. цифровой преобразователь, преобразователь код — аналог и блок предъяв" лений учебной информации, введены последовательно включенныв генератор и ключ, выход которого соединен со входом блока ввода учебной информации, последовательно соедииенныв первый инвертор н первый триггер, выход которого подключен ко второму входу камча, последовательно включенные дешифратор и первый элемент ИЛИ, выход которого соединен со:вторьва входом первого триггера, второй элемент ИЛИ и последоэательно включенные второй инвертор,второй триггер, первый блок ключей, блок элементов ИЛИ, регистр и второй блок ключей, выход которого соединен со входом алфавитно-цифрового рво, а второй входс выходом второго триггера, второй вход которого соединен с выходом вто- . рого элемента ИЛИ, первый вход кото,рого является входом устройства, а второй вход соединен с первым выходом блока ввода учебной информации, подключенным ко второму входу перво997072 го элемента ИЛИ, вход первого ннвер-. тора является входом устройства, вход второго инверзора подключен к выходу дешифратора, второй вход первого блока ключей соединен с выходом рвгистра, второй выход блока ввода . 5 учебной информации. подключен к входу дешифратора и второму входу блока элементов ИЛИ.
На чертеже изображена функциональ- ная схема устройства.
Обучающее устройство. содержит интерфейс 1 ввода, узел 2 памяти, элементы 3 - 5 ИЛИ, блок б элементов ИЛИ, триггеры 7 и 8, ключ 9, блок 10 и 11 ключей, генератор 12 импульсов считывания, инверторы 13 и 14, регистр 15, дешифратор 16 (метки конца фрезы ), алфавитно-цифровой преобразователь 17 (сигнала буквенного текста в фонемный код ), преобразователь 18 код — аналог (фонемного кода в функцию площади ), уэвл
2 и элемент блок 19 предъявления учебной информации и (акустк вский фонемный синтезатор )интерфейс 1 объединены в блок ввода учебной информации, - Обучающее устройство работает следующим образом.
Исходная информация для синтеза 30 речевых образцов в виде буквенных кодов хранится в узле 2, првдвари" тельное запоминание которой производится через интерфейс 1. с внешнего устройства (дисплей, электрическая 3$ печатающая машинка, процессор ЭВМ и т.д. ),Перед предварительным запо минанием с первого управлякщвго выхода интерфейса 1 через пврвыв входы элементов WIN 3 и 4 на первые входи . 4Е триггеров 7 и 8 выдается импульс готовности, при этом триггеры 7 и 8 Ус" танавлнваются в единичное состояние и запирают ключ 9 и блоки.10 и 11.
В результате этого импульсы считывания с выхода генератора 12 нв rtoc" тупают на вход управления узла 2, а регистр 7 обнуляется нэ-за отсутствия перезаписи информации через блок 10 и элемент ИЛИ 6. Блок 11 препятствует участию считываемых кодов с регистра 15 в формироваыии.речевых образов, Угравление записью буквенной информации в узел 2 производятся с помощью синхроимпульсов, которые поступают с внешнего устройств» через некоторый временной интервал после импульса готовности со второго управляющего выхода интерфейса 1 через второй вход элемента ИЛИ 5 ка управляемый вброд узла 2 памяти. в0
Собственно синтез отдельной фразы,. (команды ) начинается с приходом на вход элемента 4 прямоугольного импульса положительной полярности, который передним фронтом через второй j5 вход элемента ИЛИ 4 устанавливает триггер 8 в единичное состояние, воспрещая этим перезапись информации в регистре 15 через блок 10 и элемент ИЛИ 6, а также воспрещая формирование речевых образов, поскольку ключи блока 11 закрыты. Прямоугольный импульс со входа устройства поступает через инвертор 13 на второй вход триггера 7 и устанавливает его в нулевое состояние. В результате этого импульсы считывания с выхода генератора 12 проходят через ключ 9 и первый вход элемента
ИЛИ 5 на управляеьый вход узла 2.
Импульсы считывания опрашивают информацию, которая с выходов узла 2 подается через вторую совокупность входов элемента ИЛИ б на вход регистра 15.
Параллельно информация с выходов узла 2 подается на входы дешифратора
16. При появлении метки конца фразы дешифратор 16 выдает прямоугольный импульс положительной полярности через второй вход элемента ИЛИ 3 на первый вход триггера 7 и устанавливает его в единичное состояние, при этом ключ 9 запирается для прохождения импульсов считывания с выхода генератора 12 на управляемый вход узла 2 через элемент ИЛИ 5. Кроме того, этот прямоугольный импульс через инввртор 14 используется для обнуления триггера 8, разрешая твм самым синтез речевых образов, поскольку блоки 10 и 11 открываются и происходит перезапись информации из регистра 15.
Считывание буквенной информации с регистра 15, как указывалось, происходит импульсамн считывания с выхода генератора 12. Иыформация поступает через блок 11 в преобразователь 17 и далее через преобразователь 18 в блок 19. При этом осуществляется переход от печатного теста к дискретным символам фонвмного кода с данным об основном тоне и длительности. По данным фонвмного кода происходит формирование функций площади в уьлах формирования участкой речевого. тракта, а по этим функциям площади обеспечивается синтезирование речевого сигнала.
Поскольку параллельно с выдачвй на сиитвэ речи информация в регистре 15 пврвзаписывается, фреэа (команда) блоком 19 повторяется необходимое число раэ. Прямоугольным импульсом с выхода устройства триггер
8 через элемент ИЛИ 4 переводится в единичное состояние, запирая ключи блоков 10 и 11 и тем самим обнуляя регистр 15, а триггер 7 через инвертор обнуляется, открывая тем саьаюм ключ 9 для прохождения импульсов считывания с выхода генератора 12 на..997072
Формула изобретения управляемый вход узла 2. через элемент ИЛИ 5.- В результате этого узла
2 считывается следующая фраза (команда ), которая в виде буквенных кодов записывается а регистре 15 . Цикл синтеза речи повторяется, " Прямоугольный импульс со входа устройства мохет аыцаватъся либо ло инициативе оператора нахативм кнопки, либо по инчциативе внешнего устройства при правильном выполнении 10 оператором тех. илк иных операций по команде, выданной обуча взии устройст вом в прерыдущем цикле синтеза.
Применение обучающего устройства
-позволяетг обуспечить. прк необходк- 35 мости многократное -автоматическое повторение синтезированной Фразы (команды )обеспечить сиенность хранимой информации, предназначенной для синтеза речевых образов. Таким 26 образом, конструкция предлагаемого изобретения позволяет применить его в качестве .компактного устройства обучения оператора сдохному алгоритму работы, что выгодно отличает вго от существующих обучакщих устройств.
Обучаащве устройство, содериащве блок ввода учебной -информации и последовательно включенные алфавитноцифровой преобразователь, преобразователь код - аналог н блок предъявления учебной информации, о т л и — ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возмохностей устройства, в него введены последовательно включенные генератор и ключ, выход которого соединен с 4 входом блока ввода учебной кнформа циис последовательно соединвнныв пврзый инаертор и первый триггер, а ход которого подключен к второму входу ключа, последовательно включенные дешифратор и первый элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом первого триггера,, второй эле-. мент - ИЛИ и последовательно вклю-. чвкные второй инвертор,- второй триггер, первый блок ключей, блок элементов ИЛК, регистр и второй блок ключей, выход которого соединен с входом алфаактко-цкфрового преобразователя, а popo@ вход -,с выхо" дом второго триггера, второй вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛН, первый вход которого является входом устройства, а второй вход соединен с аераыи выходом блока ввода учебной информации, подключенным к второму входу первого элемента HJIN, вход первого инвертора является входом устройства, вход вто-, рого инвертора подключен к выходу дешнфратора, второй вход первого блока ключей соединен .с выходом регистра, второй выход, блока ввода учебной информации подключен к входу детифратора к второму входу блока элементов КЛК.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство. СССР а 591909, кл G 09 В 7/02, 1978.
2. Патент OIA 9 3803358 кл. G 09 В 7/02, опублик. 1973..
3. Патент Японии В 48-30766, кл. G 09 В 7/02, опублик. 1973.
4. Авторское свидетельство СССР
9 563689 ° an G 09 В 7/02, 1978 (прототип ).
997072
Составитель A. Карлов
Редактор Т.Парфенова Техреду.Надь Корректор Л.Бокшан
Заказ 940/б9 Тираж 486 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
Филиал IIIIII "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4