Способ сборки прямозубых цилиндрических передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Сааетских
Сециалистических
Раслублик о1>998025 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17 ° 07. 78 (21) 2646551/25-28 с присоединением заявки М (23) ПриоритетОпубликоваио 230283. Бюллетень Мо 7
Дата опубликования описания 23.02.83
{53) М. Кп.з
9 23 В 1/00
F 16 Н 1/02
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
{53) УДК 621.831 (088.8) (72) Автор изобретения
Ю.С. Маркин
Щ© „«g «.! т-.:- «, «;)3.;..".::;
Исааф сухого (71) Заявитель
Казанский сельскохозяйственный институт (54) СПОСОБ СБОРКИ ПРЯМОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСК!!Х
ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке зубчатых передач с одинаковым числом зубьев.
Известны способы изготовления и сборки прямозубых цилиндрических передач, при которых зубофрезерование осуществляют на оправке с пакетом из нескольких заготовок, а сборку передач проводят обезличенным способом 1).
Недостатком известных способов является недостаточная плавность зацепления собранных колес.
Наиболее близким по технической сущности и.достигаемому эффекту к изобретению является способ сборки прямоэубых: цилиндрических передач, заключающийся в том, что колеса, изготовленные одним инструментом íà оправке в пакете, смещают одно относительно другого и при сборке вводят зубья колес в зацепление после разметки и подбора парных колес 2
Недостатком этого способа является сложность сборки, так как требуется дополнительная разметка зубчатых колес.
Цель изобретения — упрощение сборки.
Эта цель достигается тем, что согласно способу сборки прямозубых цилиндрических передач, заключающемуся в том, что колеса, изготовленные одним инструментом на оправкев пакете, . смещают одноотносительно другого и при сборке вводятзубья колесв зацепление, смещают одно колесо относительно другого в диаметральном направлении.
На фиг. 1 показан пример совместной обработки пары зубчатых колес, на фиг. 2 — пример сопряжения колес, на фиг. 3 — пример сложения кинематических погрешностей.
Заготовки зубчатых колес 1 и 2 (фиг. 1), изготовленные механичес= кой обработкой до нарезания зубьев, закрепляют на оправке 3 (попарно или пакетом из нескольких пар) и нарезают зубья инструментом 4, например огибанием гребенкой, червячной фреэой, или производят шлифование при отделке зубьев ° После этого сопрягают поверхности зубьев, обработанные одноименной кромкой режущего или .одноименной поверхностью шлифовального или другого инструмента. При этом зубья сопрягают -co смещением колес по диаметру. На фиг. 2 пока998025
ВНИИПИ Заказ 1021/21 Тираж 1104 Подписное
Филиал ППП "Патент",г,ужгород,ул.Проектная,4 зан в утрированной форме пример соединения начальных окружностей колес.
При таком соединении колес сопрягаемые зубья имеют примерно одинаковую циклическую погрешность, т.е, одни н те же углы зацепления, и происходит компенсация циклической погрешности колес, кратной числу зубьев.
При сборке колес по предлагаемому способу происходит также компенсация кинематической погрешности F колес о (фиг. 3), в зависимости от угла Ч поворота.
Использование данного способа позволяет упростить процесс сборки зубчатых передач при повыаении точности.
Формула изобретения 15
Способ сборки прямозубых цилиндрических передач, заключающийся в том, что колеса, изготовленные одним инструментом на оправке в пакете, смещают одно относительно другого и при сборке вводят зубья колес в зацепление, отличающийся тем, что, с целью упрощения сборки, смещают одно колесо относительно другого в диаметральном направлении.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Рыбкин E.A. и др. Шестеренчатые насосы для металлорежущих станков. М., Машгиз, 1960, с. 172-173, рис. 91,92.
2. Якобсон Н.О. Технология станкостроения . М., "Машиностроение", 1966, с. 351-420 (прототип).