Способ сборки прямозубых цилиндрических передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Сааетских

Сециалистических

Раслублик о1>998025 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17 ° 07. 78 (21) 2646551/25-28 с присоединением заявки М (23) ПриоритетОпубликоваио 230283. Бюллетень Мо 7

Дата опубликования описания 23.02.83

{53) М. Кп.з

9 23 В 1/00

F 16 Н 1/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

{53) УДК 621.831 (088.8) (72) Автор изобретения

Ю.С. Маркин

Щ© „«g «.! т-.:- «, «;)3.;..".::;

Исааф сухого (71) Заявитель

Казанский сельскохозяйственный институт (54) СПОСОБ СБОРКИ ПРЯМОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСК!!Х

ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке зубчатых передач с одинаковым числом зубьев.

Известны способы изготовления и сборки прямозубых цилиндрических передач, при которых зубофрезерование осуществляют на оправке с пакетом из нескольких заготовок, а сборку передач проводят обезличенным способом 1).

Недостатком известных способов является недостаточная плавность зацепления собранных колес.

Наиболее близким по технической сущности и.достигаемому эффекту к изобретению является способ сборки прямоэубых: цилиндрических передач, заключающийся в том, что колеса, изготовленные одним инструментом íà оправке в пакете, смещают одно относительно другого и при сборке вводят зубья колес в зацепление после разметки и подбора парных колес 2

Недостатком этого способа является сложность сборки, так как требуется дополнительная разметка зубчатых колес.

Цель изобретения — упрощение сборки.

Эта цель достигается тем, что согласно способу сборки прямозубых цилиндрических передач, заключающемуся в том, что колеса, изготовленные одним инструментом на оправкев пакете, . смещают одноотносительно другого и при сборке вводятзубья колесв зацепление, смещают одно колесо относительно другого в диаметральном направлении.

На фиг. 1 показан пример совместной обработки пары зубчатых колес, на фиг. 2 — пример сопряжения колес, на фиг. 3 — пример сложения кинематических погрешностей.

Заготовки зубчатых колес 1 и 2 (фиг. 1), изготовленные механичес= кой обработкой до нарезания зубьев, закрепляют на оправке 3 (попарно или пакетом из нескольких пар) и нарезают зубья инструментом 4, например огибанием гребенкой, червячной фреэой, или производят шлифование при отделке зубьев ° После этого сопрягают поверхности зубьев, обработанные одноименной кромкой режущего или .одноименной поверхностью шлифовального или другого инструмента. При этом зубья сопрягают -co смещением колес по диаметру. На фиг. 2 пока998025

ВНИИПИ Заказ 1021/21 Тираж 1104 Подписное

Филиал ППП "Патент",г,ужгород,ул.Проектная,4 зан в утрированной форме пример соединения начальных окружностей колес.

При таком соединении колес сопрягаемые зубья имеют примерно одинаковую циклическую погрешность, т.е, одни н те же углы зацепления, и происходит компенсация циклической погрешности колес, кратной числу зубьев.

При сборке колес по предлагаемому способу происходит также компенсация кинематической погрешности F колес о (фиг. 3), в зависимости от угла Ч поворота.

Использование данного способа позволяет упростить процесс сборки зубчатых передач при повыаении точности.

Формула изобретения 15

Способ сборки прямозубых цилиндрических передач, заключающийся в том, что колеса, изготовленные одним инструментом на оправке в пакете, смещают одно относительно другого и при сборке вводят зубья колес в зацепление, отличающийся тем, что, с целью упрощения сборки, смещают одно колесо относительно другого в диаметральном направлении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Рыбкин E.A. и др. Шестеренчатые насосы для металлорежущих станков. М., Машгиз, 1960, с. 172-173, рис. 91,92.

2. Якобсон Н.О. Технология станкостроения . М., "Машиностроение", 1966, с. 351-420 (прототип).