Моноканатная подвесная транспортная установка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (1998184

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51) М. Кл.з (22) Заявлено 07.05.81 (21) 3291346/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

В 61 В 7/06

Гееудврствеювй кемвтет

СССР (53) УДК 625.576..35 (088.8) Опубликовано 23.02.83. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 28.02.83 по илам взебретений и еткрмтий (72) Авторы изобретения

К. Ш. Гвелесиани, А. А. Гачечил

О. В. Татиш вил и и А. Ш. (71) Заявители (54) МОНОКАНАТНАЯ ПОДВЕСНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА

Изобретение относится к промышленному транспорту, а именно к конструкции канатных подвесных транспортных устройств, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для транспортировки грузов и людей по наклонным и крутым трассам в труднодоступные места, а .также через овраги, ущелья и водоемы по кратчайшим расстояниям.

Известна моноканатная подвесная транспортная установка, содержащая закрепленный в конечных точках канат и размещенное на нем грузонесущее устройство с двигателем и блоком, обвитым канатом, и установленными на корпусе по обе стороны от блока направляющими роликами (1).

Однако указанная установка не достаточно надежна в эксплуатации вследствие малой силы сцепления каната с блоком.

Кроме того, срок службы каната не продолжителен.

Цель изобретения — повышение надежности в работе путем увеличения силы сцепления каната с блоком, а также увеличения срока службы каната.

Данная цель обеспечивается тем, что установка снабжена смонтированным на корпусе по крайней мере одним поворотным рычагом с прижимным роликом на конце, входящим в ручей блока для прижима каната к нижней части последнего, а центры направляющих роликов расположены на вертикальных параллельных линиях, расстояние между которыми не менее суммы диаметров блока и направляющего ролика.

10 При этом рабочая поверхность прижимного ролика выполнена по форме каната.

Кроме того, одно из плеч поворотного рычага выполнено с изменяющейся длиной, например телескопическим.

На фиг. 1 изображено грузонесущее устройство, главный вид; на- фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — вариант исполнения .грузонесущего устройства с двумя прижимными роликами, главный вид.

Устройство включает канат 1, закрепленный в конечных точках трассы, и перемещаемое по нему грузонесущее устройство, содержащее корпус 2, на котором смонтирован двигатель 3 с автономным источни998184 ком питания. На валу 4 двигателя 3 установлен блок 5 с ручьем, обеспечивающим размещение в нем каната 1.

Между блоком 5 и двигателем 3 установлен редуктор 6. В случае необходимости может быть установлен также реверсивный механизм. На корпусе 2 установлены направляющие ролики 7, ручьи которых расположены в одной плоскости с ручьем блока 5. Центры направляющих роликов 7 расположены на линиях, параллельных вертикальной оси блока 5. Причем расстояние

L между этими линиями по своей величине выполнено не менее суммы диаметров D блока 5 и d направляющего ролика 7. Между смежными роликами 7 установлены минимальные зазоры S, обеспечивающие их свободное взаимное проворачивание. В нижней части устройства на корпусе 2 установлен поворотный рычаг 8, на конце одного плеча которого смонтирован прижимной ролик 9. Другое плечо 10 выполнено в виде телескопического устройства, благодаря чему можно регулировать его длину.

Грузонесущая емкость 11, предназначенная для размещения транспортируемого груза, шарнирно крепится к концу плеча 10 рычага 8, чем обеспечивается постоянство ее горизонтального положения. Канат 1, пропущенный между направляющими роликами 7, обвивает нижнюю часть блока 5.

Взаимным расйоложением блока 5 и направляющих роликов 7 обеспечивается положение каната с изгибом лишь в одну сторону. Этим исключаются знакопеременные изгибающие напряжения и увеличивается срок службы каната. Угол обхвата при этом получается меньшим, чем у известных устройств, однако величина сцепления каната

1 с блоком 5 с избытком компенсируется за счет прижимного ролика 9 (рабочая поверхность которого выполнена по диаметру каната), который входит непосредственно в ручей блока 5 и под действием массы перевозимого груза через рычаг 8 осуществляет дополнительный прижим каната 1 к блоку, 5. Значительное увеличение силы сцепления каната с блоком обуславливает повышение надежности работы устройства.

Прижим ролика 9 к канату может быть осуществлен также с помощью пружины.

В варианте исполнения грузонесущего устройства с двумя прижимными роликами (фиг. 4) с помощью рычажно-шарнирной системы 12 концы плеч 10 соединены с грузонесущей емкостью 11.

Установка работает следующим образом.

При транспортировании грузов по кратчайшему расстоянию на пересеченной местности, а также по наклонным и крутым трассам, канат 1 устанавливается между конечными точками трассы. Включается двигатель 3, вращение его вала 4 передается блоку 5, который, находясь под действием собственной массы и массы перевозимого

55 груза, начинает катиться по каназу 1, перемещая за собой грузонесущее устройство.

Прижимной ролик 9 при этом установлен на набегающей ветви каната. В зависимости от массы перевозимого груза и регулировкой длины плеча 10 обеспечивается требуемая степень сцепления каната с блоком (фактически происходит обжим каната по типу вальцов при прокатке на блюминге).

По прибытии груза в назначенное место двигатель 3 выключается и грузонесущее устройство подготавливается для возвращения.

Прижимной ролик 9 посредством поворота рычага устанавливается в новое (симметричое первоначальному) положение. Прижим каната осуществляется теперь на другой набегающей ветви. Включается двигатель 3 и грузонесущее устройство возвращается обратно.

Использование изобретения создает следующие технико-экономический и положительный эффекты: а) увеличивается надежность работы устройства путем увеличения сцепления каната с блоком; б) увеличивается срок службы каната путем устранения знакопеременных изгибающих напряжений; в) улучшаются условия эксплуатации; г) сохраняется портативность, мобильность и все преимущества ручного моторизованного инвентаря.

Формула изобретения

1. Моноканатная подвесная транспортная установка, содержащая закрепленный в конечных точках канат и размещенное на нем грузонесущее устройство с двигателем и блоком, обвитым канатом, и установленными на корпусе по обе стороны от блока направляющими роликами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем увеличения силы сцепления каната с блоком, а также увеличения срока службы каната, она снабжена смонтированным на корпусе по крайней мере одним поворотным рычагом с прижимным роликом на конце, входящим в ручей блока для прижима каната к нижней части последнего, а центры направляющих роликов расположены на вертикальных параллельных линиях, расстояние между которыми не менее суммы диаметров блока и направляющего ролика.

2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что рабочая поверхность прижимного ролика выполнена по форме каната.

3. Установка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что одно из плеч поворотного рычага выполнено с изменяющейся длиной, например телескопическим .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 704843, кл. В 61 В 7/00, 1979.

998184

Составитель В. Смирнов

Редактор А . Шишкина Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Заказ 1042/29 Тираж 505 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4