Безопасная рулевая колонка транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических . Реслублик (» > 998201 (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 689878 (22) Заявлено 30.09.81 (21) 3343274/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 23.02.83. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 28.02.83 (51) М. К, °

В 62 D 1/18

Гееуддрствелвмй кемитет (53) УДК 629.113. .014.5 (088.8) по делам изебретеиий и еткрытий (72) Авторы изобретения." j, ãñ . »

l и

Ф . ТЯщ рпюции.", ;. 1 ьщ,завод " и ЪЫс гйФуИ.

И. Н. Зверев и И. А. Курзель

Московский трижды ордена, Ленина, ордена Октя и ордена Трудового Красного Знамени авто им. И. А. Лихачева и Московский автомеха (71) Заявители (54) БЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение отйосится к транспортной технике и может быть использовано в автомобилях.

По основному авт. св. № 689878 известна безопасная рулевая колонка транспортного средства, содержащая телескопический рулевой вал с соединенными при помощи шлицевой муфты частями и энергопоглощающее устройство, выполненное в виде закрепленных на одной из частей рулевого вала резцов, расположенных симметрично относительно оси вала против вершин шлицевых выступов другой части рулевого вала, причем внутренний диаметр резцов меньше наружного диаметра шлицевых выступов.

Такая рулевая, колонка при столкновении обеспечивает близкое к постоянному усилие, создаваемое энергопоглощающим устройством, почти на всей длине рабочего хода, и, тем самым, способствует повышению безопасности водителя (11.

Однако в самом начале рабочего хода наблюдается значительная величина интенсивности нарастаний усилия и его заброс за величину постоянного усилия на остальной части рабочего хода.

Целью изобретения является повышение безопасности водителя путем обеспечения плавного нарастания усилия до заданной величины в начале рабочего хода.

Указанная цель достигается тем, что в

5 безопасной рулевой колонке шлицевые выступы выполнены с переменным наружным диаметром, увеличивающимся на начальном участке их срезания резцами и постоянным на остальной части

На фиг. 1 изображена рулевая колонка, 1О вид сбоку; на фиг. 2 — энергопоглощающии элемент; на фиг. 3 — график зависимости силы P от перемещения S.

С кузовом 1 транспортного средства при помощи рычагов 2 и 3, образующих шарнирный четырехзвенник, соединен кожух 4 рулевой колонки. В кожухе 4 установлена с возможностью вращения верхняя часть 5 рулевого вала, соединенная с рулевым колесом 6. Нижняя часть 7 рулевого вала соединена при помощи муфты 8, фиксирующей ее от осевого перемещения, с ведущим валом 9 рулевого механизма 10, закрепленного на раме транспортного средства.

Верхняя 5 и нижняя 7 части рулевого вала телескопически соединены при помо998201

3 щи шлицевой муфты 11, образованной шлицевой втулкой 12, закрепленной на нижнем конце части 5 рулевого вала, и верхним шлицевым концом части 7 рулевого вала.

На нижнем конце шлицевой втулки 12 закреплена головка 13, имеющая несколько резцов 14, расположенных симметрично относительно оси 15 рулевого вала против вершин шлицевых выступов 16 верхнего конца нижней части 7 рулевого вала. Головка 13 зафиксирована на втулке 12 так, что ее резцы расположены против выступов 16. Наружный диаметр шлицевых выступов 16 выполнен переменным: увеличивающимся на начальном участке а их срезания и постоянным на остальном части б.

Внутренний диаметр резцов 14 меньше диаметра шлицевых выступов 16 в начале участка б. Глубина шлицевых впадин во втулке 12 соответствует наибольшей высоте выступов 16. Кожух 4 снабжен упором 17, упирающимся в рычаг 2.

Рулевая колонка работает следующим образом.

В нормальных условиях резцы 14 головки !3 прижаты к ступенькам шлицевых выступов 16 в начале участка б. При ударе водителя грудью по рулевому колесу so время столкновения транспортного средства с препятствием, если усилие удара превышает заданную величину, верхняя часть 5 рулевого вала вместе с втулкой 12 и головкой 13 перемещается вниз. Резцы 14 головки 13, срезая стружку с вершин шлицевых выступов, поглощают энергию удара.

Предлагаемое выполнение рулевой колонки позволяет иметь постоянное усилие, создаваемое энергопоглощающим элементом, 5 на большей части рабочего хода при ударе и плавное нарастание усилия в начале рабочего хода (фиг. 3, сплошная линия зависимости усилия P от перемещения S no сравнению с штрих-пунктирной линией той же зависимости для известного устройства). Большая плавность нарастания усилия повышает безопасность водителя.

Формула изобретения

Безопасная рулевая колонка транспортного средства по авт. св. № 689878, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности водителя путем обеспечения плавного нарастания усилия до заданной

20 величины в начале рабочего хода, шлицевые выступы выполнены с переменным наружным диаметром, увеличивающимся на начальном участке их срезания резцами и постоянным на остальной части.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 689878, кл. В 62 D 1/18, 1976 (прототип) .

998201

Регактор А. Шишкина

Заказ 1043l29

Составитель В. Ионова

Техред И. Верес Корректор М. Коста

Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4