Гидравлическая система управления механизмами поворота гусеничной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАН
Соеое Советских
Социалистинеских
Феснублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.10.81 (2!) 3345270/27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 23.02.83. Бюллетен
Дата опубликования описания 28.
1 08
Гееудеретеееевй кемнтет
СССР ев вееем нзееретееий и еткрытий
М. И. Берадзе, А. В. Савченко В. П-,::Серов и И. И. Чертов (72) Авторы изобретения
Специализированное конструкторское бюро по специальным гусеничным тракторам 2Т тяги (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
МЕХАНИЗМАМИ ПОВОРОТА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ
1 .Изобретение относится к тракторостроению, в частности к гидравлическим системам управления поворотом гусеничных машин.
Известна гидравлическая система управления механизмами поворота гусеничной машины, содержащая источник питания с
-предохранительным устройством, вход которого связан с резервуаром рабочей жидкости, а выход — с входом гидрораспределителя, насос-дозатор, кинематически связанный с органом управления и гидравлически — с управляющими полостями гидрораспределителя, блоки привода, включающие в себя гидроцилиндры управления фрикционами и тормозами и связанные входами и выходами с упомянутым гидрораспределителем (1) .
Однако перекрестное соединение исполнительных гидроцилиндров ведет при . выходе машины из поворота к подключению механизмов поворота противоположного борта, так как при возврате рулевого колеса в нейтральное положение рабочая среда попадает одновременно в сливную полость гидроцилиндра одного борта и в полость нагнетания гидроцилиндра про2 тивоположного борта, что отрицательно сказывается на траектории поворота и приводит к повышенному износу дисков бортовых фрикционов. Механическая система преобразования и распределения сигнала, поступающего от исполнительного гидроцилиндра, не является надежной, так как отклонения размеров ее элементов в процессе изготовления и износа в процессе эксплуатации, особенно роликов, профилей-направителей, шарниров соединения коромысла и вилок тяг включения тормоза и фоикциона приведут к заклиниванию механизма на направителях, а также к самопроизвольному выключению механизма поворота. Все эти факторы снижают надежность: и долговечность системы в целом.
Целью изобретения является повышение надежности указанной системы управления.
Поставленная цель достигается тем, что в системе управления корпус каждого из гидроцилиндров управления фрикционом выполнен с кольцевой проточкой, образующей совместно с подпружиненным штоком. поршня и золотниковым пояском промежуточную полость, связанную через отверс998203
20 тия золотникового пояска с торцовой полостью, а последняя через регулируемый дроссель — с напорной полостью гидроцилиндра управления тормозом, полость слива которого связана с полостью слива гидроцилиндра управления фрикционом через переливной клапан .и с промежуточной полостью непосредственно, при этом напорные полости гидроцилиндров управления тормозами являются входом, а сливные полости гидроцилиндров управления тормозами и фрикционами — выходом каждого из блоков.
На фиг. 1 представлена гидравлическая система управления механизмами поворота гусеничной машины; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1.
Система управления механизмами поворота гусеничной машины содержит гидробак l, силовой насос 2 с предохранительным клапаном 3 гидросистемы, распределитель 4 и связанный с ним гидравлически насосдозатор 5, привод которого осуществляется рулевым колесом 6, блоки 7 и 7 привода управления механизмами поворота правого борта и левого связаны напорными маслопроводами 8 и 9 с распределителем 4. Каждый блок привода выполнен в виде двух гидроцилиндров — гидроцилиндра 10 управления тормозом и гидроцилиндра 11 управления фрикционом.
Поршень 12 гидроцилиндра 10 управления тормозом делит его на напорную 13 и сливную 14 полости. Шток 15 поршня 12 связан с тормозной лентой 16 правого борта, которая удерживается в выключенном положении пружиной 17.
Шток 18 поршня 19 гидроцилиндра управления фрикционом снабжен золотниковым пояском 20 с осевыми отверстиями 21, делящими полость нагнетания гидроцилиндра управления фрикционом на торцовую 22 и промежуточную 23 полости. Промежуточная полость 23 связана проточкой 24 со сливной полостью 25 гидроцилиндра управления фрикционом через переливной клапан 26, а со сливной полостью 14 гидроцилиндра 10 управления тормозом — непосредственно.
Шток 18 поршня 19 гидроцилиндра управления фрикционом подпружинен пружиной 27 в направлении, обратном рабочему ходу, и связан с бортовым фрикционом 28. Напорная полость 13 гидроцилиндра 10 управления тормозом связана с торцовой полостью 22 гидроцилиндра 11 управления фрикционом посредством замедлительного клапана 29.
Устройство работает следующим образли.
Когда водитель не вращает рулевое колесо 6, трактор движется прямолинейно, при этом между насосом-дозатором 5 и распределителем 4 отсутствует поток масла.
Золотник распределителя 4 находится в нейтральном положении и отсекает магист25
З5
55 рали 8 и 9 обоих блоков привода от слива.
Нагнетаемое силовым насосом 2 в распределитель 4 масло свободно проходит на слив в гидробак 1.
Для поворота, например, вправо, необходимо рулевое колесо 6 также повернуть вправо, при этом насос-дозатор 5 нагнетает масло в правую торцовую полость распределителя 4, перемещая его золотник влево, тем самым открывая доступ масла от силового насоса 2 в маслопровод 8. Одновременно открывается слив по маслопроводу 9. По маслопроводу 8 масло поступает в напорную полость 13 гидроцилиндра 10 управления тормозом, затем через замедлительный клапан 29 — в торцовую полость 22 гидроцилиндра 1 управления фрикционом, откуда через осевые отверстия 21 оно попадает в промежуточную полость 23 с проточкой 24, а затем в сливную полость 14 гидроцилиндра 10 управления тормозом и далее на слив через переливной клапан 26.
В этом случае в обеих полостях 13 и 14 гидроцилиндра 10 управления тормозом и в полостях 22 и 23 гидроцилиндра 11 управления фрикционом устанавливается одинаковое давление, величина которого определяется регулировкой переливного клапана 26, а в полости 25 гидроцилиндра 11 управления фрикционом устанавливается давление слива, при этом поршень 19, преодолевая сопротивление пружины 27, начинает перемещаться влево на величину холостого хода ЬГ штока 18 поршня гидроцилиндра 11 управления фрикционом.
Пройдя расстояние Ь|, поршень 19 продолжает движение влево и выключает бортовой фрикцион 28. При этом золотниковый поясок 20 перекрывает кольцевую проточку 24. оставляя загрузочную щель а (фиг. 2) для исключения возможности возникновения перегрузок в механизме поворота правого борта. После выключения фрикциона давление в сливной полости 14 гидроцилиндра 10 управления тормозом определяется регулировкой переливного клапана 26.
Поршень 12 начинает перемещаться влево, преодолевая сопротивление возвратной пружины 17, и включает тормоз 16 правого борта.
При выключенном правом фрикционе и включенном тормозе гусеничная машина совершает поворот вправо.
Завершив поворот, водитель возвращает рулевое колесо в нейтральное положение, при этом маслопровод 8 становится сливным, а маслопровод 9 — напорным. Масло поступает в полости 13, 14, 22, 24 гидроцилиндров управления левым бортом и в полость 25 гидроцилиндра 11 управления ррикционом правого борта. Под действием возвратных пружин 17 и 27 поршни гидроцилиндров 10 и 11 управления тормозом 16 и бортовым фрикционом 28 перемещаются вправо.
Вначале выключается тормоз 16, поскольку полость 13 гидроцилиндра 10 управления тормозом соединена непосредственно со сливным маслопроводом 8, затем включается бортовой фрикцион 28 с разрывом во времени, определяемым характеристикой замедлительного клапана 29. Поворот гусеничной машины влево осуществляется аналогично повороту вправо, при этом рулевое колесо 6 необходимо повернуть из нейтрального положения влево.
Предлагаемая гидравлическая система управления механизмами поворота гусеничной машины разработана для замены механических систем управления гусеничными тракторами. Эта система управления может повысить надежность работы и долговечность ее механизмов по сравнению с известным устройством.
Формула изобретения
Гидравлическая система управления механизмами поворота гусеничной машины, содержащая источник питания с предохранительным устройством, вход которого связан с резервуаром рабочей жидкости, а выход — с входом гидрораспределителя, насос-дозатор, кинематически связанный с органом управления и гидравлически с управ998203 ляющи ми полостями гидрораспределителя, блоки привода, имеющие гидроцилиндры управления фрикционами и тормозами и связанные входами и выходами с гидрораспределителем, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, корпус каждого из гидроцилиндров управления фрикционом выполнен с кольцевой проточкой, образующей совместно с подпружиненным штоком поршня и золотниковым пояском промежуточную полость, связан10 ную через отверстия золотникового пояска с торцовой полостью, а последняя через регулируемый дроссель связана с напорной полостью гидроцилиндра управления тормозом, полость слива которого связана с полостью слива гидроцилиндра управления фрикционом через переливной клапан и с промежуточной полостью непосредственно, при этом напорные полости гид-! роцилиндров управления тормозами являются входом, а сливные полости гидроцилинд20 ров управления тормозами и фрикционами— выходом каждого из блоков.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Комбайн самоходный, рисоуборочный, 25 гусеничный, модернизированный СКД-5РМ
«Сибиряк». Сельскохозяйственная техника.
Каталог, М., Госкомсельхозтехника, 1979, с. 45 (прототип). фиг.7
998203
Составитель А. Барыков
Редактор A. Ш и ш к и н а Техред И. Верес Корректор Н. Король
Заказ 1044/30 Тираж 645 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4