Башенный кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
И 3О6РЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социаттистических
Республик
Опубликовано 23.02.83. Бюллетень № 7
Дата опубликования описания 28.02.83 (51) М. Кл.з
В 66 С 23/62
В 66 С 23/16
eeyaapaeeeeai кемнтет
СССР (53) УДК 621.874 (088.8) eo aeeeae езебретений и еткрмтий (72) Авторы изобретения
В. М. Алымов, И. В. Бурковский, В. Н. Ки/йр " l1. Е. Мочман, А. А. Цинман и К. В. /Яненков. к (54) БАШЕННЫЙ КРАН
Изобретение относится к области подъемно-транспортных машин, в частности к башенным кранам.
По основному авт. св. № 850559 известен башенный кран, содержащий башню, шарнирно прикрепленную к башне с возможностью поворота в вертикальной плоскости балочную стрелу, грузовую тележку, установленную на стреле и снабженную кронштейнами с пазами, взаимодействуюшими с осью, закрепленной на конце грузового каната. В корневой части стрелы шарнирно закреплен крюковой захват, соединенный шарнирной тягой с башней и взаимодействующий с осью, закрепленной на конце грузового каната с горизонтальной стрелой .
Крюковой захват, тяга, часть башни, корневая часть стрелы представляют собой четырехзвенный механизм, длины звеньев которого и места расположения шарниров подобраны так, что ось, к которой прикреплен грузовой канат, освобождается от крюкового захвата при повороте стрелы на определенный угол, например 30, после чего эта ось взаимодействует с пазами кронштейнов грузовой тележки, обеспечивая тем самым закрепление каната на грузовой тележ å f11
Недостаток известной конструкции заключается в ограниченной области применения. Это связано с тем, что в некоторых случаях кран должен работать при разных углах наклона стрелы. При этом в одном случае грузовой канат должен быть закреплен на грузовой тележке, а в другом — в о корневой части стрелы. Например, при работе крана со стрелой, наклоненной под углом 30 к горизонту, грузовой канат должен быть закреплен на грузовой тележке, а при работе крана со стрелой, наклоненной под углом 50, бывает целесообразно закреплять грузовой канат в корневой части стрелы.
В результате неправильных действий машиниста грузовая тележка может быть не доведена до заданного положения в корне
20 стрелы. При повороте стрелы на угол 30 грузовой канат освобождается и его конец может не попасть в пазы грузовой тележки. Для исключения аварийной ситуации необходимо устанавливать датчики, фик998316 сирующие положение тележки и исключающие возможность неправильных действий машиниста.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что башенный кран снабжен кулачком с кривошипом, установленным с возможностью поворота в корневой части стрелы, тягой, шарнирно соединенной концами с кулачком и с башней, и корпусом, который жестко закреплен на стреле и в котором установлен крюковой захват, взаимодействующий с упомянутым кулачком.
На фиг. 1 схематично изображен башенный кран с горизонтальной стрелой; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг, 3— кран со стрелой, повернутой на угол 30, на фиг. 4 — кран со стрелой, повернутой на угол более 30 .
Крюковой захват 1 шарнирно закреплен в корпусе 2. В том же корпусе 2 установлен на оси 3 кулачок 4. Корпус 2 жестко соединен со стрелой 5 башенного крана. С кулачком 4 шарнирно соединена тяга 6, второй конец которой также шарнирно присоединен к башне 7 крана.
На грузовой тележке 8, передвигающейся по ездовым поясам стрелы 5, имеется вильчатый захват 9, на который опирается ось 10, к которой прикреплен конец грузового каната 11.
Ось 10 с канатом 11 может опираться на захват 1. Ось 12 захвата 1 расположена относигельно оси 10 так, что самопроизвольное выпадение оси 10 из захвата 1 невозможно. Верхняя поверхность захвата 1 прижимается к упору 13.
Введение оси 10 в захват 1 с канатом 11 возможно только тогда, когда толкатель 14 захвата 1 входит в углубление профиля кулачка 4, т. е. при повороте стрелы на угол 30 к горизонту. Тележка 8 перемещается к 4О корню стрелы 5. Захват 1 открыт, ось 10 вводится в захват 1, стрела 5 поворачивается в горизонтальное положение и запирает кулачком 4 захват 1.
Натяжение каната 11 поворачивает захват 1 вверх и прижимает его к упору 13, предохраняя ось 10 от выскальзывания из захвата. Извлечение оси 10 возможно только с помощью грузовой тележки 8, вильчатый захват которой принимает на себя усилие натяжения грузового каната, освобождая захват 1. Эта операция возможна только тогда, когда толкатель 14 захвата 1 входит в углубление профиля кулачка 4, т. е. в положение стрелы, поднятой на угол 30 к горизонту. Во всех прочих положениях стрелы ось 10 не может быть ни введена в захват 1, ни извлечена из него.
Следует отметить, что тяга 6 и кулачок 4 практически нагрузки во время работы крана не несут.
Использование изобретения позволяет автоматизировать процесс перепасовки каната, при этом экономит время, затрачиваемое на операцию с 20 — 30 мин до
2 — 3 мин.
Исключаются верхолазные работы, производимые слесарем, все работы проводятся из кабины машинистом крана.
Формула изобретения
Башенный кран по авт. св. № 850559, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности, он снабжен кулачком с кривошипом, установленным с возможностью поворота в корневой части стрелы, тягой, шарнирно соединенной концами с кулачком и с башней, и корпусом, который жестко закреплен на стреле и в котором установлен крюковой захват, взаимодействующий с упомянутым кулачком.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 850559, кл. В 66 С 23)62, 1979 (прототип) .
998316
Редактор Г. Волкова
Заказ 1053I35
Составитель Л. Мусчлович
Техред И. Верес Корректор М. Коста
Тираж о59 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4I5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4