Судоходный шлюз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<в998646 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.09.81 (21)3339209/27-11

Ф)М Kg з

Е 02 С 1/00 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР по делам нзобретеянй н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2302.83. Бюллетень ¹ 7

Дата опубликования описания 23.02.83 (53) УДК,626 . 413 (088. 8) (72) Автор. изобретения

В. В. Клюев

Управление Волго-Балтийского водного пути — -.— им. В.ИаЛенина (71) Заявитель (54 ) СУДОХОДНЫЙ ШЛ303

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к судоходным шлюзам.

Известен судоходный шлюз, содержащий шлюзовую камеру и дополнитель» ные камеры с устройствами для попе- . речного перемещения в них судов, включающими причальные"понтоны (1).

Недостатком данного изобретения являются высокие эксплуатационные расходы за счет использования перепада уровней в бьефах для поперечного перемещения судов.

Целью изобретения является Снижение эксплуатационных расходов эа счет использования перепада уровней в бьефах для поперечного:перемещения судов.

Поставленная цель достигается тем, что судоходный шлюз, содержащий шлюзовую камеру и дополнительные камеры с устройствами для поперечного перемещения в них судов, включающими причальные понтоны, оно снабжено поршневыми камерами, расположенными рядом с дополнительными и сообщенными с бьефами и между собой посредством водоводов с установленными на ннх запорйыми элементами, причем причальные понтоны снабжены шарнирно прикрепленными одними концами к ним штоками и связанными с другими концами штоков поршнями, размещенными в поршневых камерах.

На фиг. l изображен шлюз, плант на фиг.2 — разрез A-A на фиг. l; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.2.

Судоходный шлюз содержит шлюзовую камеру 1 и дополнительные камеры 2 и 3, соответственно в верхнем и нижнем бьефах.

Дополнительные камеры 2 и 3 снабжены устройствами для поперечного перемещения судов, включающими причальные понтоны 4 и 5, к которым посредством штоков 6 и 7 прикреплены соответственно поршни 8 и 9 ° Штоки 6 и 7 сопряжены с поршнами 8 и 9 шарнирно.

Сбоку от дополнительных камер 2 и 3 выполнены смежные.с ними поршневые камеры 10 и ll, в которых размещены соответственно поршни 8 и 9. Штоковые полости 12 и 13 и поршневые полости

14 н 15 поршневых камер 10 и 11 соединены между собой и с бьефамн посредством водоводов 16-20, на которых расположены запорные элементызатворы 21-28.

998646

В смежных стенках дополнительных камер 2 и 3 и поршневых камер 10 и 11 выполнены отверстия, перекрываемые затворами 29 и 3Q. Поршневые камеры 10 и 11 представляют собой прямоугольные железобетонные конструкции, поршни 4 и 5 выполнены в виде прямоугольных щитов, закрытых со всех сторон водонепроницаемой обшивкой и разделенных переборкаъж на воздушные и балластные отсеки 31. К нижней части поршней 4 и 5 прикреплены консольные фермы 32 с полозьями 33 на концах, которые опираются с возможностью перемещения на рельсовые пути 34, укрепленные на днище поршневых камер 10 и 11.

Количество и расположение отсеков 31 выбирается таким образом, чтобы поршни 8 и 9 при любом уровне воды в поршневых камерах 10 и 11 имели отрицательную плавучесть и опирались полозьями на рельсовые пути 34. Поршни 8 и 9 снабжены по пери метру контурным уплотнением 35 двухстороннего действия.

Штоки 6 и 7 прикреплены к поршням 8 и 9 с помощью шарниров 36, а к понтонам 4 и 5 — через шарниры 37 и 38.

Предложенный шлюз работает следую щим образом, Судно, следующее, например, из верхнего бьефа в нижний, подходит и швартуется в ожидании шлюзования к причальному понтону 4. После выхода из камеры 1 шлюза встречного судна и расхождения его кормы с кормой судна, ожидающего шлюзования, открывают затворы 21, 22, 24, 26 и 28, соединяя таким образом поршневую полость 14 с верхним, а штоковую полость 12 — с нижним бьефом.

При этом за счет перепада уровней воды возникает гидростатическое давление на поршень 8, который начинает перемещаться, опираясь полозьями 33 на рельсовые пути 34, и толкает понтон 4 и причаленное к нему судно, выводя последнее точно на ось шлюза. После отхода судна от понтона 4 затворы 21 и 24 закрывают, а затворы 23 и 29 открывают, и поршень 4 вместе с причальным понтоном 20 возвращаются в исходное положение.

При шлюзовании судна из нижнего бьефа в верхний открывают затворы

21, 23, 26, 27 и 30. Затворы 25 и 28 закрыты. Поршень 9 перемещается и смещает судно, пришвартованное к понтону 5, на ось шлюза. Возвращение понтона 5 в исходное положение

10 после отхода от него судна.осуществляется путем закрытия затворов 26 и 30 и открытия затворов 25 и 28.

Предлагаемое техническое решение может быть использовано при проектировании вторых и третьих ниток судоходных шлюзов в гидроузлах единой глубоководной системы водных путей

Европейской части СССР, а также, в принципе, для судоподъемников на

20 реках Сибири.

Экономический эффект предлагаемого шлюза обусловлен снижением эксплуатационных расходов и должен определяться в каждом случае, исходя из конкретных условий.

Формула изобретения

Судоходный шлюз, содержащий шлюзовую камеру и дополнительные ка. о меры с устройствами для поперечного перемещения в них судов, включающими причальные понтоны, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения эксплуатационных расходов за

35 счет использования перепада уровней в бьефах для поперечного перемещения судов, оно снабжено поршневыми камерами, расположенными рядом с дополнительными и сообщенными с

4О бьефами и между собой посредством водоводов с установленными на них запорными элементами, причем причальные понтоны снабжены шарнирно прикрепленными одними концами к ним штоками и связанными с другими концами штоков поршнями, размещенными в поршневых камерах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 Авторское свидетельство СССР

Р 225072, кл. Е 02 С 1/00, 1956 (прототип).

99 86 46

° I

° .I

Фиг.2

3f

Фиг. 3

Составитель Г.Луценко

Редактор Л.Гратилло Техред Т.Фанта Корректор Г. Огар

Заказ 1096/52 Тираж 671 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r, Ужгород, ул. Проектная, 4