Опалубка для сооружения обделки тоннеля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

998763

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2Ы081 (21) 3349358/22-03 (зим.кп.

Е 21 0 11/10 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК624.291 (088.8

Опубликовано 230283. Бюллетень ¹ 7

Дата опубликования описания 230283 (72) Авторы изобретения

Л.С. Афендиков, Е.К. Губенков и В.И. Кс1нонбв

1 т .„.3

Всесоюзный научно-исследовательский Институт транспортного строительства

У

-;з

i (71) Заявитель (54 ) ОПАЛУБКА ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ОБДЕЛКИ 1ОННЕЛЯ

Изобретение относится к горному делу и может использоваться при тоннелестроении, с применением для возведения монолитных бетонных обде. лок.

Известна опалубка для сооружения монолитной обделки, которая включает корпус, на котором закреплены опалубочные щиты; Опалубка переставляется на очередной участок бетонирования посредством специального меха-. низма .(1 ).

Недостатком укаэанной опалубки является необходимость уплотнения зазора между контуром тоннеля,и щитами опалубки, а также зазоров между самими щитами..Укаэанные операции значительно повышают трудоемкость сооружения обделки, так как отсутствуют какие-либо устройства или приспособления для закрепления указанного уплотнения.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является опалубка, включаюцая.корпус и опалубочные щиты

-с передним и задним торцами, а также торцовое уплотнение f 2 ).

Недостаток этой опалубки заключается в том, что установка уппотнения зазора между контуром тоннеля и опалубочными щитами требует больших трудозатрат, так как у опалубки отсутствуют какие-либо приспособления или устройства для установки укаэанного уплотнения.

Целью изобретения является снижение трудоемкости сооружения обделки тоннеля за счет. упрощения процесса установки торцового уплотнения между опалубочными щитами и контуром тон" неля.

Поставленная цель достигается тем, что опалубка для сооружения обделки тоннеля включающая корпус, опалубочные щиты с передним и.задним торцами и торцевое уплотнение, опалубка имеет приспособление для закрепления торцового уплотнения, выполненное из набора скоб, смонтированных по периметру переднего торца опалубки и образующих с ним зазор для размещения в нем торцового уплотнения.

Причем торцовое уплотнение выполнено из набора плоских элементов.

При этом скобы жестко скреплены с передним, торцом опалубки.

Кроме того, скобы имеют серпообразную форму и шарнирно закреплены

З0 на переднем торце опалубки.

99876 3

A торцовое уплотнение выполнено в виде набора плоских элементов. °

На фиг. 1 изображена передвижная механизированная опалубка, общий вид; на фиг. 2 — вид A на фиг. 1; на фиг. 3 — узел на фиг. 1; на фиг.4 — 5 узел I! на фиг. 2; на фиг. 5 — сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг. б — переставная сборно-разборная опалубка, общий вид; на фиг. 7 — сечение В-В на фиг. б; на фиг. 8 - узел !!! на 10 фиг. б; на фиг. 9 - узел и на фиг.7 на фиг. 10 — сечение Г-Г на фиг..9.

Опалубка может быть выполнена механизированной, переставной или сборно-разборной. 35

Независимо от вида выполнения опалубка включает корпус 1 и опалубочные щиты 2, скрепленные или болтами 3 (для варианта сборно-разборной конструкции ), или шарнирами 4 (для передвижной конструкции ). Передвижная опалубка имеет также ходовые тележки 5 с приводом б для передвижения, а сборно-разборная демонтируется, а затем снова монтируется пере- 25 становщиком 7, имеюцим поворотный рычаг 8. Опалубочные щиты образуют зазор 9 между контуром тоннеля, заполняемый бетоном для возведения обделки, и имеют передние 10 и задние

11 торцы. Задние торцы обычно контактируют с торцом обделки, уложенной на предыдущем участке бетонирования. Для предохранения утечки бетона во время его подачи за опалубочные щиты необходимо уплотнять с перед него торца опалубки зазор между контуром тоннеля и опалубкой. Для этого опалубка имеет устройство для закрепления торцового уплотнения. Назван. ное устройство смонтировано на перед- 4О нем торце опалубки и выполнено в виде скобы 12, жестко закрепленной по всему периметру переднего торца.

Скоба образует с названным торцом зазор 13, в котором размецается торцо- 45 вое уплотнение 14, например доски, закрепляемые клином 15. Устройство для закрепления торцового уплотнения может быть выполнено (например, для сборно-разборной опалубки ) и 5О в виде серпообразной скобы 16, которая посредством шарнирной оси 17 закреплена на переднем торце опалубКЦ»

Работа опалубки для сооружения обделки происходит следуюцим образом.

Устанавливают опалубку на очередной участок сооружения обделки. Передвижная механизированная опалубка перемещается для этого с помоцью 60 ходовых тележек 5 и 6, а сборно-разборная опалубка домонтируется посекционно с помоцью рычага 8 перестановцика 7 и также монтируется посекционно, причем задние торцы 11 опалубочных щитов 2 каждой устанавливаемой секции скрепляются с передними торцами 10 ранее установленной секции, для чего набор скоб 16 благодаря шарнирам 17 приводится в положение, указанное на фиг. 8, чем и достигается возможность скрепления секций опалубки между собой. Затем опалубочные щиты 2 устанавливаются в проектное положение, обеспечивая необходимой величины зазор 9 между контуром тоннеля (или горной выработки), зависящий от необходимой толцины сооружаемой обделки (толщина обделки зависит от горно-геологических условий залегания трассы тоннеля ). Затем устанавливают торцовое уплотнение. Для этого набор скоб 16 передней секции опалубки сборноразборного типа приводится в положение, изображенное на фиг. 10, поворачивая их относительно шарниров 17.

Для опалубки механизированной передвижной набор скоб 12 жестко закреплен на переднем торце 10, поэтому поворачивать их не требуется. Затем в зазор 13, образованный скобами 12 и

16 и передним торцом 10, вводят плоские элементы 14, например доски, досылают их до контакта с контуром тоннеля и закрепляют клиньями 15. Плоские элементы 14 повторяют неровности контура тоннеля и уплотняют зазор 9 с торца опалубки. После этого зазор 9 между контуром тоннеля и опалубочными щитами 2 заполняют по известной технологии бетонной смесью. После затвердевания бетона и достижейия обделкой необходимой прочности опалубку демонтируют. Для этого выбивают клинья 15, а. плоские элементы 14 выводят из контакта с контуром тоннеля и сооруженной обделки, демонтируют опалубочные щиты 2 и перемещают опалубку на очередной участок бетонирования. Далее цикл повторяется.

Описанная опалубка сокрацает трудозатраты на установку и демонтаж торцового уплотнения в 7-8 раз по сравнению с известными опалубками.

Формула изобретения

Опалубка для сооружения обде3 ки тоннеля, включающая корпус, опалубочные щиты с передним и задним торцами и торцовое уплотнение, о т— л и ч а ю ц а я с я тем, что, с ,целью снижения трудоемкости сооружения обделки тоннеля за счет упрощения процесса установки торцового уплотнения между опалубочными щита,ми и контуром тоннеля, опалубка имеет приспособление для закрепления торцового уплотнения, выполненное из набора скоб, смонтированных по периметру переднего торца опалубки и об998763 разующих с ним зазор для размещения в нем торцового уплотнения.

2. Опалубка по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что скобы жестко скреплены с передним торцом опалубки. 5

3. Опалубка по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что скобы имеют серпообразную форму и шарнирно закреплены на переднем торце опалубки. t0

4. Опалубка по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что торцовое уплотнение выполнено в виде набора плоских элементов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции 9 2322258, кл. E 21 0 11/00, опУблик. 1976.

2. Патент фРГ Р 2453282, кл. E 21 0 11/10, опублик ° 1974 (прототип ).