Способ защиты нефтепроводов от коррозионного разрушения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<11 998812 (6t) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-?????? ?? g+ ?? (22) ???????????????? 10.10.80 (21) 2995905>

Р 16 1„58/02 с присоединением заявки ¹ (23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий

Опубликовано 230233. Бюллетень ¹ 7 (33) УДК 621.6 43 (088. 8) Дата опубликования описания 25.02. 83

В.П. Редько, Ф.Н. Маричев, Л.А. Чернрйа и Ф.И. Гасанов

t (72) Авторы изобретения

7 -: у с.,. скнежвегМ";ЕМ .. (71) Заявитель

Производственное объединение "Нижневарто 54) СПОСОБ ЗИЦИТЫ НЕФТЕПРОВОДОВ

ОТ КОРРОЗИОННОГО РАЗРУШЕНИЧ

Изобретение. относится к нефтедобывающей прсмышпенности, в частности, к защите от коррозии нефтепроводов и нефтепрсмыслового оборудования.

Известны способы .защиты от корроэиониого разрушения нефтепрсмислово-. го оборудования путем закачки водораствориьих полимеров в нефтепроводые

Благодаря наличию коллоидных свойств этих полимеров происходит связывание механических примесей, парафина в глобулы, которые вйносятся потоком (1 3. 15

Однако из-за низкой скорости потока происходит расслоение транспортируемой жидкости, в результате чего . непосредственное контактирование коррозионноактивной води с металлической поверхностью приводит к сильному коррозионному разрушению нефтепровода.

Наиболее близким техническим решением является способ защиты нефтепроводов от коррозионного разрушения путем введения производных тиомочевины, которые адсорбируются на по-верхности металла и замедляют элект рохимическое растворение его в агрес- ЗР сивной среде, причем, чтобы повысить защитны свойства производных тиомо чевины, их вводят в смеси с поверхностно-активными веществами (2 ).

Однако в условиях гетерогенных вцсокоминералнзованных сред нефтепровода введение ингибитора по известному способу не обеспечивает образования защитной пленки прочной структуры, которая затрудняла бы проникнове ние агрессивной среды к металлу.

Кроме того, известный способ инги« бирования не создает условий для снижения коэффициента сопротивления и увеличения скорости потока, достаточ" ной для эмульгирования траиспортируе" мой жидкости и тем самым не снижает скорости коррозии в условиях нефтепровода.

Целью изобретения является уменьшение скорости коррозии lIO нижней образующей трубопровода.

Цель достигается тем, что при за-: щите нефтепроводов от корроэионного разрушения путем введения в транспортируемую жидкость водораствориыах полимерных материалов в качестве последних вводят мочевинофовмальдегидный крепитель в количестве 1-5 вес.в и на 1 м транспортируемой жидкости.

998812

Увеличение вводимого ингибитора более 5% не изменяет скорости коррозии. Следовательно оптимальное значение вводимого ингибитора находится в пределах от 1 до 5 нес.% к транспортируемой жидкости.

Технико-экономический эффект со-. стоит в значительном снижении скорости коррозии и, следовательно, увеличении rðîêà службы нефтепровода.

Примеры введения

I I j:

До введения крепителя

ВК-1М

Показатели

Дозировка ингибитора, вес.%

I I

1 3

Скорость пото-, ка, м/с

Коэффициент сопротивления

Содержание агрессивных элементов, мг/л

1,5

1,5

0,7 1,0

0,008 0,006

О,. 004

0,011

1.8

0,-9

2,2

1,0

Скорость коррозии, г/м, час

О, 37 0,.37

0,85

0,77 0,57

Формула изобретения 1. Порайко И.Н. Применение нодоСпособ защиты нефтепроводов от кор- раствоРимых полимеров для увеличения розионного разрушения путем введения произнодительности нефтепроводов. в транспортируемую жидкость водораст- Реферативный научно-технический сбоРвбримых полимерных материалов о т — ник "Транспорт и хранение нефти и

П л и ч а ю шийся тем, что, с це- ээ нефтепродуктов,М, ВНИИОЭНГ,1975, РЗ. лью уменьшения скорости коррозии по 2. Харьковская Н.Л. и др. Поверхнижней образующей трубопровода, вво- ностно-активные вещества как усилитедят мочевиноформальдегидный крепитель ли ингибирующего действия производных в количестве 1-5 вес.% на 1 м транс- тиомочевины. Реферативный научно-тех-. портируемой жидкости. 60 нический сборник "Коррозия и защита

Источники информации, в нефтегазовой промышленности", M.„ принятые но внимание при экспертизе ВНИИОЭНГ, 1980, Р 3 (прототип ).

ВНИИПИ Заказ 1119/60 Тираж 923 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Мочевиноформальдегидный крепитель марки ВК-IN продукт поликонденсации, представляющий собой алифатический .водорастворимый олигомер, содержащий в своей структуре вторичный атом азота, что способствует активному взаимо-5 действию его с металлической поверхностью. По сравнению с известными ингибиторами аминного типа, крсме ингибиторных свойств, обладает коллоидными свойствами и высоким эффектом последействия.

Коллоидные свойства способствуют формированию прочной защитной пленки по нижней образующей трубопровода, которая уменьшает коэффициент сопротив- tg ления, вследствие чего увеличивается скорость потока транспортируемой жидкости, что, в свою очередь, создает условия для перевода расслоенного потока в нефтеэмульсионный слой. 20

Перевод водной фазы в структуру потока уменьшает контактирование коррозионноактивных компонентов с металлической поверхностью по нижней образующей нефтепровода. Кроме того, нейтрализуется кислая среда за счет полимериэации мочевиноформальдегидного крепителя и за счет взаимодействия с ионами кальция и магния образуются малоагрессивные комплексы. Все это уменьшает коррозиониое разрушение нефтепровода.

Пример. В нефтепровод, транспортирующий нефть с различным содержанием пласт. вой воды (10, 25, 50% ), со скоростью потока Ч = 0,5 м/с, с коэффициентом сопротивления М =0,011 вводят соответственно примерам 1, 2, 3, 4 см. табл. ) мочевиноформальдегидный крепитель в количестве 1, 3, 5, 7% от веса транспортируемой жидкости. Скорость коррозии измеряют ггзавиометоическим способсн .

В таблице представлены данные по изменению скорости коррозии и коэффициента сопротивления до и после введения мочевиноформальдегидного крепителя,