Способ измерения несоосности роторов турбоагрегатов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
{nj998855 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25. 04. 80;(21) 2917130/18-28
И11 М. Кл, с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет -—
601 В 7/31
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий
1Щ УДК 6 21. 317.
: 531. 717 (088. 8) Опублйковано23.02.83Бнзллетень ¹ 7
Дата опубликования описания 23.02 ° 83
:>;-,:.:, (h
Е. Г. Козло, А.Я. Сапотницкиа О. Ef, "СФмененко. нт Е.М. Шпяфман "j
Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (72) Авторы . изобретения (73) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ РОТОРОВ
ТУРБОАГРЕГАТА
Изобретение относится к измери тельной технике и может быть исполь4зовано для монтажа и наладки турбо-, агрегатов.
Известен способ измерения несоосности роторов двух сопрягаемых машттн, при котором на выходные концы валов устанавливают приспособления с измерительными поверхностями, измеряют расстояние между ними не менее чем в трех точках и определяют величины, характеризующие взаимное положение роторов. Затем совместно поворачивают роторы так, чтобы измерительные поверхности приходйли- . в одну и ту же пространственную точку и каждый раэ измеряют расстояние между измерительными поверхйостя-( ми в этой точке. По результатам второй верин измерений вносят поправку в результат первой серии 1).
Недостатками этого способа являются высокая трудоемкость и низкая точность, связанные с тем, что требуется как минимум два совместных поворота роторов, при которых происходит их осевой сдвиг и вносится ошибка в величину поправки.
Наиболее близким к изобретению является способ измерения несооснос ти роторов турбоагрегата заключающийся в том, что располагают в противоположных точках полумуфт в торцевом в радиальном направлениях датчики зазоров, устанавливают при неподвижных роторах относительные нулевые зазоры между рабочими поверхностями одноименных датчиков, осуществляют совместный поворот роторов и по величине относительного изменения зазоров между рабочийи поверхностями одноименных датчиков в торцовом и радиальном направлениях, определяют несоосность роторов 2 3.
Недостатками известного способа являются большая трудоемкость и низкая точносТь, связанные с высокой трудоемкостью синхронного вращения
2О роторов турбоагрегата и ошибкой, которая возникает от относительноге осевого сдвига роторов. При таком способе для определения несоосиости необходимо проводить измерения как минимум в четырех положениях (0, 90о, 180 и 270о) после последователь ного поворота роторов.
Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение точности определения несоосности роторов турбоагрегата.
998855
Цель достигается тем, что согласно способу измерения несоосности роторов турбоагрегата, заключающемуся н том„ что располагают в противоположных точках полумуфт в торценом и радиальном направлениях датчи ки зазоров, устанавливают при неподвижных роторах относительные нулевые зазоры между рабочими поверхностями одноименных датчиков, осуществляют совместный поворот роторов и по величине, относительного изменения зазоров между рабочими поверхностями одноименных датчиков в торцовом и радиальном направлениях определяют несоосность роторов, относительные нулевые зазоры Н торцовом и радиальном направлениях устанавливают в двух нэаимо перпендикулярных плоскостях, а роторы поворачивают на полоборота.
На чертеже показаны соединительные полумуфты роторов с установленными приспособлениями для осуществления способа.
На полумуфты 1 и 2 надев .ют приспособления 3 и 4 с четырьмя датчиками перемещения 5-8, расположенными и противоположных точках полумуфт. Датчик 5 предназначен для измерения относительного радиального смещения в вертикальной и датчик 6 в горизонтальной плоскостях. Датчик
7 - для измерения относительйого торцового смещения излома осей и вертикальной и датчик 8 — в горизонтальной плоскостях. Расположение и крепление датчиков в горизонтальной и вертикальной плоскостях одинаковое и может быть выполнено при помощи стальной ленты с натяжным устройством.
Приспособления 3 и 4 укрепляют так, чтобы один электрод каждого датчика, укрепленный жестко на приспособлении 3, после установки находился напротив своего второго электрода, закрепленного на микрометрическом винте 9 на приспособлении Д
Способ бсущестнляется следующим образом.
При помощи микрометрических винтов 9 подвижные электроды датчиков перемещаются до тех пор, пока между рабочи-ли поверхностями датчиков не образуется зазор, при наличии которого датчик будет обладать достаточной чувствительностью.
Попарно одноименные датчики, расположенные на концах одного диаметра, подключаются,к измерительному прибору и с помощью микрометрических
ВНВТоВ 9 устанавливают одинаковые зазоры (относительные нулевые), т.е. устанавливают нуль измерительного, прибора.
Затем осуществляют совместный
Полуоборот роторов (поворот на 180 ), 5
) 5
ЗО
4О
5О
65 после чего попарно одноименные датчики подключаются к измерительному прибору и измеряют относит".льное радиальное смещение и осевой излом в горизонтальной и вертикальной плос. костях.
Вид приспособлений 3 и 4 и расположение на них датчиков могут отличаться от описанных. Например, датчики для измерения относительного изменения торцовых зазоров могут быть установлены в специально просверленные отверстия в одной иэ полумуфт. Вторыми электродами этих датчиков будет являться торцовая поверхность противоположной полумуфты.
В качестве датчиков 5-8 могут использоваться любые индуктивные или емкостные датчики перемещений, обладающие достаточной чувствительностью и точностью в диапазоне до 5 мм.
Преимуществом изобретения является снижение трудоемкости за счет сокращения количества поворотов роторов и необходимых подготовительных и измерительных операций, более чем в два раза.
Повышена точность определения насоосности роторов, что позволяет исключить необходимость перецентронок роторов и улучшить динамические и статические характеристики турбоагрегата за счет более точной центровки роторов.
Предлагаемый способ позволяет сократить сроки центровки роторов турбоагрегата, т.е. уменьшает время ремонтных и пусконаладочных работ.
Формула изобретения
Способ измерения несоосности роторов турбоагрегата, заключающийся в том, что располагают в протиноположных точках полумуфт в торцовом и радиальном направлениях датчики зазо. ров, устанавливают при неподвижных роторах относительные нулевые зазоры между рабочими понерхностями одноименных датчиков, осуществляют совместный поворот роторов и по величине относительного изменения зазорон между рабочими поверхностями одноименных датчиков в торцовом и радиальном направлениях определяют несоосность роторов, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения точнос" ти, относительные нулевые зазоры в торцовом и радиальном направлениях устанавливают в двух взаимно пер-пендикулярных плоскостях, а роторы поворачивают на полуоборота, Источники информации; принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 493618, кл. 5 01 В 5/24, 1975.
2. Авторское свидетЕльство СССР
М 145004, кл. G 01 В 7/31, 1962, .(прототип).
99885.5
Составитель А. Куликов
Редактор A. Шандор Техред Т.Фанта Корректор. И. Ватрушкина.
Закаэ 1127/62
Тираж б00 Поднисное
ВЯИИПИ Государственного комитета СССР по делам нэобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4