Устройство отбора проб отработавших газов автомобилей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Рес у

Дата опубликования описания 230233

Р М К з

G 01 N 1/22

G 01 N 1/24

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК54 3. 27 (088. 81 ернега

Г.Л. Бондаренко, B. С. Сайко, И. Я. Подчерн (72) Авторы изобретения

Киевское научно-производственное объе Аналитприбор . (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ОТБОРА ПРОБ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕИ

Изобретение относится к измеритель-ной технике и может быть использовано совместно с газоанализаторами в автомобильной промышленности на автозаводах и автотранспортных предприятиях для определения концентрации вредных веществ в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания с целью их наладки, регулировки и контроля.

Известно .устройство для подготовки пробы отработавших газов автомобильных двИгателей, содержащее сме- ситель фыр д я очис и разбай - 15 щего воздуха, теплообменный блок, газодувку, компрессор, эластичные емкости для сбора пробы, сопло Вентури, регулятор расхода воздуха (1).

Отработавшие газы в этом устройстве смешиваются с очищенным воздухом в смесителе, проходят теплообменник и затем направляются в газодувку, после которой газовая смесь выбрасывается в атмосферу. Компрессор отбирает после теплообменника часть гавовой смеси и подает в эластичную емкость. В эластичной емкости усред- . няется концентрация компонентов газовой смеси за время испытания автомобиля и в дальнейшем анализируется, Для поддержания заданной температуры газовой смеси служит теплообменный блок, состоящий из рекупера-, тивного и конвективного теплообменников, водяного насоса, емкости для воды и електронагревателей..

При включении электронагревателей, находящихся в емкости для воды, подогретая вода насосом подается s рекуперативный теплообменник, где подогревает газовую смесь, а затем происходит охлаждение ее в конвективном теплообменнике окружающим воздухом. После конвективного теплообменника вода сливается в емкость для воды, где нагревается, и цикл повторяется.

Недостатком этого устройства яв" ляется то, что вода в конвективном теплообменнике охлаждается перед подогревом ее в баке для воды. Это приводит к тому, что время подогрева газовой смеси увеличивается, часть тепла теряется в окружающую среду.

Цель изобретения - повышение производительности и ..окращенне затрат электроэнергии на подогрев газовой смеси .

Эта цель достигается тем, что устройство, содержащее смеснтель, 998909 фильтр воздуха, теплообменник рекуперативный, теплообменник конвективный, бак для воды, электронагреватель, водяной насос, компрессор, эластичную емкость, газодувку, снабжено обводным трубопроводом, соединенным с баком для воды, и эапорнорегулирующим органом, установленным

На выходе в конвективный теплообменник и связанным со входом конвективного теплообменника и обводным трубопроводом.

Это позволяет при необходимости выводить из работы конвективный теплообменник, что сокращает время наг- рева газовой смеси, повышая проиэво- 15 дительность устройства, так как можно провести испытания большего количества автомобилей на стенде, кроме того, уменьшаются потери тепла в окружающую атмосферу. 20

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство состоит иэ смесителя 1, фильтра воздуха 2, теплообменника рекуперативного 3, теплообменника конвективного 4, бака с водой 5, электронагревателя б, водяного насоса 7, компрессора 8, эластичной емкости 9, газодувки 10, запорно-регуощего ograHa (наприм дового крана 11, обводного трубопровода 12).

Устройство работает следующим образом.

Отработавшие газы автомобиля.поступают в смеситель 1, где смешиваются с -воздухом, очищенным от механических примесей фильтром 2).

Далее газовая смесь поступает в рекуперативный теплообменник 3, где происходит ее подогрев или охлажде- 40 ние в зависимости от начальной температуры газовой смеси. При необхо-. димости нагрева газовой смеси включается нагреватель б, запорно-регулирующий орган переключается в поло- 45 жение, при котором вода идет по обводному трубопроводу 12 в бак для воды 5 и водяным насосом 7 подается в рекуперативный теплообменник 3, по которому проходит газовая смесь.

Нагретая вода отдает тепло- гаэоsoA смеси;и ее подогревает.При необ:ходимости охлаждения газовой смеси, когда ее температура на входе в рекуперативный теплообменник превышает заданную величину, нагреватель отключается,запорно-регулирующий орган переключается в положение,при котором вода идет через конвективный теплообменник,где происходит ее охлаждение.

Охлажденная вода отбирает тепло у газовой смеси, понижая ее температуру.

После рекуперативного теплообменника газовая смесь направляется в газодувку 10, из которой выбрасывается в атмосферу. Часть газовой смеси отбирается компрессором 8 и подается в эластичную емкость 9, из которой газовая смесь отбирается на анализ.

Таким образом, нагрев газовой смеси происходит быстрее, меньше теряется тепла в окружающую атмосферу, что повышает производительность устройства за счет проведения испытания большего количества автомобилей за смену на испытательном стенде. Сокра-" щаются затраты электроэнергии на нагрев газовой смеси..

В результате испытаний макета пред- . лагаемого устройства установлено,что подготовка теплообменного блока к работе (нагрев) составляет в среднем

28 мин при работе с конвективным теплообменником и 21 мин при работе с обводным трубопроводом, т.е. меньше на 25Ъ. 21ощность электронагревателей составляет 4 кВт. Время испытания автомобиля после подготовки теплообменного блока составляет, 32 мин.

Таким образом, цикл испытаний при работе с конвективным теплообменником составляет 60 мин, а при работе с обводным трубопроводом—

53 мин, что позволяет в смену пронести испытания девяти автомобилей, вместо восьми.

Формула изобретения

Устройство отбора проб отработавших газов автомобилей, содержащее смеситель, фильтр воздуха, теплообменник рекуперативный, теплообменник конвективный, бак для воды, электронагреватель, водяной насос, компрессор, эластичную емкость, газодувку, о т л и ч а ю ш,е е с я тем, что, с целью повышения производительности устройства и сокращения затрат электроэнергии, устройство снабжено обводным трубопроводом, соединенным с баком воды, и эапорнорегулирующим органом, установленным на входе в конвективный теплообменник по ходу воды и связанным с обводным трубопроводом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1; Патент Великобритании

9 1428213, кл. G 01 N 1/24, 1976.

Заказ 1143/65 Тираж 871

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель T. Еловских

Редактор В. Лазаренко Техред A. Бабинец Корректор Ю. 11акаренк