Устройство для запуска стартергенератора транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (И) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 131180 (21) 3005665/24-07 (И) М. Кп.з
Н 02 P 9/08 с присоединением заявки №Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано . 2802.83. Бюллетень ¹ 8
Дата опубликования описания 280283 (531 УДК 621. 316..71(088.8) е
Д(«(Г р.
1
В.Н. Мелешкин, A.Ä. Корнеев и В. И. 41аэ аров с. . :.-; д У
Московский ордена Ленина и ордена %рудовОго; Красного;
Знамени институт инженеров железнодорожЪогр
"Ъ транспорта (72) Авторы изобретения (71 ) 3a яв и тель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к.электротехнике и может быть иснользовано в электроприводе постоянного тока, преимущественно в электроприводе транспортных средств для запуска двигателей внутреннего сгорания, в которых после осуществления запуска электродвигатель переводится в генераторный режим.
Известно устройство для запуска стартер-генератора транспортного средства, содержащее аккумуляторные батареи,. стартер-гЕнератор смешанного возбуждения, блок управления пуском с двумя группами замыкающих контактов и регулятор напряжения, причем блок управления подключается к аккумуляторным батареям через контакты кнопки пуска, последовательная обмотка возбуждения и якорь стартера подключается к аккумуляторным батареям на первой ступени через пусковой резистор и замыкающее контакты блока управления, а на второй ступени непосредственно через другие замыкающие контакты последнего $1).
В данных устройствах регулятор напряжения отключается от стартергенератора на время пуска силовой установки транспортного средства, и параллельная обмотка возбуждения стартер-генератора на первой ступени пуска не используется. При этом вращающий момент стартер-генератора определяется параметрами;его последовательной обмотки возбуждения и якоря, что является недостатком
1п такого устройства. г
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для запуска . стартер-генератора транспортного средства, содержащее электрическую машину с сериесной и шунтовой обмотками возбуждения, две аккумуляторных батареи, блок управления запуском с двумя размыкающими и тремя замыкающими контактами, кнопку
"Пуск" с замыкающим контактом, регулятор напряжения и пусковой резистор, при этом один из выводов сериесной обмотки возбуждения подключен к одному из выводов якорной обмотки электрической машины, один из выводов шунтовой обмотки возбуждения подключен к другому выводу якорной обмотки и общему минусу энергосистеьы, плюсовой вывод первой аккумуляторной батареи соединен с плюсовым выводом второй аккумулятор1001425 4 ной батареи через первый размыкающий контакт блока управления и через первый замыкающий контакт блока управления с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи, который через второй размыкающий контакт 5 блока управления соединен с минусовым выводом первой аккумуляторной батареи и общим минусом энергосистемы, плюсовой вывод второй аккумуляторной батареи соединен с общей 10 точкой соединения второго.и третьего замыкающего контактов блока управления, свободный вывод второго замыкающего контакта соединен с одним из выводов пускового резистора, сво- f5 бодный вывод третьего замыкающего контакта подключен к другому выводу пускового резистора и свободному выводу сериесной обмотки возбуждения электрической машины, выход регулятора напряжения соединен со свободным выводом шунтовой обмотки возбуждения электрической машины, а замыкающий контакт кнопки "Пуск" включен последовательно в цепь питания блока управления (2g.
В известном устройстве на время запуска шунтовая обмотка контактами специального реле отключается от регулятора напряжения и через токоограничивающий резистор соединяется с плюсом энергосистемы. После окончания пуска реле переключает обмотку на регулятор и электрическая машина переводится в генераторный режим; 35
Недостатком известного устройства является низкая надежность, вызванная наличием специального реле, а также тем, что обмотка возбуждения на все время пуска подключена к се- 4Q ти, что приводит к дополнительным потерям и нагреву.
Цель изобретения — повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, .что в устройство для запуска стартер-генератора транспортного средства, содержащее электрическую машину с сериесной и шунтовой обмотками возбуждения, две аккумуляторные батареи, блок управления запуском с двумя размыкающими и тремя замыкающими контактами, кнопку "Пуск" с зажюкающим контактом, регулятор напряжения и пусковой резистор, один из 55 выводов сериесной обмотки возбуждения подключен к одному из выводов якорной обмотки электрической машины, один иэ выводов шунтовой обмотки возбуждения подключен к другому 60 выводу якорной обмотки и общему минусу энергосистемы, плюсовой вывод первой аккумуляторной батареи соединен с плюсовым выводом второй аккумуляторной батареи через первый раэмыкающий контакт блока управления и через первый замыкающий контакт блока управления — с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи, который через второй размыкающий контакт блока управления соединен с минусовым выводом первой аккумуляторной батареи и общим минусом энергосистемы, плюсовой вывод второй аккумуляторной бата-. реи соединен с общей точкой соединения второго и третьего замыкающих контактов блока управления, свободный вывод второго замыкающего контакта соединен с одним из выводов пускового резистора, свободный вывод третьего замыкающего контакта подключен к другому выводу пускового резистора и свободному выводу сериесной обмотки возбуждения электрической машины, выход регулятора напряжения соединен со свободным выводом шунтовой обмотки возбуждения, а замыкающий контакт кнопки "Пуск" включен последовательно в цепь питания блока управления, дополнительно введена двухвходовая диодная логическая схема ИЛИ, первый вход которой подключен к общей точке соединения якорной обмотки и сериесной обмотки возбуждения, второй вход соединен с плюсовым выводом первой аккумуляторной батареи, а выход подключен к входу регулятора напряжения.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит электрическую машину с якорной обмоткой 1, к одному из выводов которой подключен один вывод сериесной обмотки 2 возбуждения, один из выводов шунтовой обмотки возбуждения подключен к другому выводу якорной обмотки 1, к общему минусу энергосистемы. Выход регулятора 3 напряжения соединен со свободным выводом шунтовой обмотки возбуждения 4. Блок 5 управления запуском иммет три замыкающих контакта 6-8 и два размыкающих контакта 9 и 10. Один из выводов пускового резистора 11 подключен к свободному выводу сериесной обмотки возбуждения 2 резистора и одному из выводов третьего замыкающего контакта 7, другой вывод которого соединен с одним выводом второго замыкающего контакта 6, другой вывод которого подключен к свободному выводу пускового резистора 11. Плюсовой вывод первой аккумуляторной батареи 12 через первый размыкающий контакт 9 соединен с плюсовым выводом второй аккумуляторной батареи.13, а через первый замыкающий контакт 8 с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи 13, который через второй разммкающий контакт 10 блока уп1001425
Формула изобретения равления соединен с минусовым выво, дом аккумуляторной батареи 12 и общим минусом энергосистемы. Плюсовой вывод аккумуляторной батареи 13 сое- динен с общей точкой соединения замыкающих контактов 6 и 7. Двухвходовая диодная логическая схема ИЛИ выполнена на диодах 14 и 15, анод диода 14 которой является первым входом и подключен к общей точке соединения сериесной обмотки 2 возбужде- 10 ния. с якорной обмоткой 1, анод диода 15, являющийся вторым входом логической схемы ИЛИ соединен с плюсовым выводом аккумуляторной батареи 12.
Объединенные катоды диодов 14 и 15, $5 т.е. выход логической схемы ИЛИ, подключены к входу регулятора 3 напряжения. Замыкающий контакт кнопки
"Пуск" 16 включен последовательно в цепь блока 5 управления запуском. 2О
Устройство работает следующим об.разом.
При нажатии кнопки "Пуск".16 блок
5 управления запуском подключается к аккумуляторным батареям 12 и 13, которые соединены параллельно размыкающими контактами 8 и 10. Блок 5 управления запуском срабатывает и своими замыкающими контактами 6 подключает сериесную обмотку 2 возбуждения и якорную обмотку 1 электри-. ческой машины к аккумуляторным батареям 12 и 13 через пусковой резистор 11. Вследствие того, что уровень напряжения аккумуляторных батарей
12 и 13 ниже уставки регулятора 3 напряжения, шунтовая обмотка 4 возбуждения подключается через открытый регулирующий орган регулятора напряжения и диод 15 к аккумуляторным батареям 12 и 13. В результате 40 увеличивается вращающий момент стартер-генератора на первой ступени пуска. . Таким образом на первой ступени пуска осуществляется выбор люфтов в зацеплении валов стаРтеР- 45 генератора и силовой установки транс портного средства.
Через определенную выдержку времени замыкающие контакты 8 и разтеакающие контакты 9 и 10 блока 5 управления переключают аккумуляторные батареи 12 н 13 с параллельного соединения на последовательное, а замыкающий контакт 7 блока 5 управления подключает к последним сериесную обмотку 2 возбуждения и якорную обмотку 1 электрической машины (вторая ступень ). При этом цепь питания регулятора .3 напряжения через диод 14 логической схемы ИЛИ подключается к якорной обмотке 1 .электрической 60 машины, регулирующий орган регулятора 3 напряжения переключается из открытого состояния в закрытое.
Отпускание кнопки 16 после пуска силовой установки транспортного 65 средства приводит к отключению блока 5 управления от аккумуляторной батареи 12, разьыкающие контакты 9 и 10й замыкающие контакты 8 переключают аккумуляторные батареи
12 и 13 на параллельное соединение, а замыкающие контакты 6 и 7 отключают сериесную обмотку 2 возбуждения и якорную обмотку 1- электрической машины от аккумуляторной батареи 13. Напряжение на якорной обмотке 1 электрической машины .снижаетая до уровня, при котором регулирующий орган регулятора напряже ния обеспечивает генераторный режим работы электрической машинн.
Устройство для запуска стартергенератора транспортного средства, содержащее электрическую машину.с сериесной и шунтовой обмотками возбуждения, две аккумуляторные -батереи, блок управления запуском с двумя размякающими и тремя замыкающими контактами, кнопку "Пуск" с замыкающим контактом, регулятор напряжения и.пусковой резистор, один из выводов сериесной обмотки возбуждения подключен к одному из вьзодов якорной обмотки электрической машины, один из выводов шунтовой обмотки воз. буждения подключен к другому выводу якорной обмотки и общему минусу энергосистемы, плюсовой вывод первой аккуму ляторной батареи соединен с плюсовым выводом второй аккумуляторной батареи через первый размыкающий контакт блока управления и через первый замыкающий контакт блока управления— с минусовым выводом второй аккумуляторной батареи, который через второй размыкающий контакт блока .управления соединен с минусовым выводом первой аккумуляторной батареи и общим минусом энергосистемы, плюсовой вывод второй аккумуляторной батареи соединен с общей точкой соединения второго и третьего замыкающих контактов блока управления, свободный вывод второго. замыкающего контакта соединен с одним из выводов пускового резистора, свободный вывод третьего замыкающего контакта подключен к другому выводу пускового резистора и свободному выводу сериесной обмотки возбуждения электрической машины, выход регулятора напряжения соединен со свободным выводом шунтовой обмотки возбуждения электрической машины, а замыкающий контакт кнопки "Пуск" включен последовательно в цепь питания блока управления, о т л и ч а ю - . щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, доттолнительно введена двухвходовая диодная логическая схема ИЛИ, первый вход которой под1001425
Составитель A. Лебедев
Редактор Н. Ковалева Техред М,Гергель КорректорЛ. Бокшан
Заказ 1441/72 Тираж 685 Подписное
ВНИИЙИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ключен к общей точке соединения якорной обмотки и сериесной обмотки возбуждения, второй вход соединен с плюсовым выводом первой аккумуляторной батареи, а выход подключен к входу регулятора напряжения. 5
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Белоновский A. С. Электрообору- дование бронетанковой техники. М., "Машиностроение", 1976, с. 116-124.
2. Основы электрооборудования летательных аппаратов. Под ред.
Д.Э. Брускина. М., "Высшая школа", 1978, с. 174-177.