Рукоятка храповой муфты для регулировки резьбового элемента

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. РУКОЯТКА ХРАПОВОЙ МУФТЙ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ РЕЗЬБОВОГО ЭЛЕМЕНТА, преимущественно подвески сиденья, содержащая две симметрично расположенныё в полости ее корпуса по обе стороны от его продольной оси пружины для поочередного зацепления с зубьями храпового колеса, и переключатель, взаимодействующий своиМи концами поочередно с каждой из указанных пружин, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности фиксации храпового колеса и упрощения конструкции, пружины расположены параллельно одна другой в продольных направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них, при этом пружины выполнены пластинчатыми , a перек/вочатель охвачен их свободными концами. 2. Рукоятка по п, 1j о т л и ч a ю щ a я с я тем, что пружины разделены центральным продольным элементом и расположены в заэораХ между по следним и противолежащими внутренними CTeHKaMVi полости корпуса.

ае «и

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

ШИ ВЮ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (21) 3290453/27-11 (22) 21..05.81 (46) 07Л4.83. Ьюл. Н 13 (72) В.Н. Донде, Б.И. Кальченко, В.В. Линчевский и Ю.И. Семаков (53) 629.113.011.76:62 825.52(088.8) (56) 1. Акцептованная заявка ФРГ

М 1936601, кл. В 60 Ы !/02., 1976.

2. Патент США и 3598001, . кл. 81-63. 1, опублик. 1971 (прототип) . (54) (57) 1. РукоЯткА хРАпоВОА муфта

ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ РЕЗЬБОВОГО ЭЛЕМЕНТА, преимущественно подвески сиденья, содержащая две симметрично расположенные в полости ее корпуса по обе стороны от его продольной оси пружины для поочередного зацепления с зубь,,50 В 60 И 1/02; В 25 В 13/48 ями храпового колеса, и переключатель, взаимодействующий» своиМи концами поочередно с каждой из указанных . . пружин, о т л и ч е ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности фиксации храпового колеса и упроще" ния конструкции, пружины расположены параллельно одна другой в продольных направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них, . при этом пружины выполнены пластинчатыми, а переключатель охвачен их свободными концами.

2. Рукоятка no rf. 1; о т л и ч аю щ а я с я тем, что пружины разде" лены центральным продольным элементом и расположены в зазорах между по- Е следним и противолежащими внутрен. ними стенками полости корпуса.

1 1 0098

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для регулировки узлов при помощи винтовых соединений там, где необходимо проворачивать рукоятку на ограниченный угол в плоском шарнире, например для регулировки подвески сиденья транспортного средства.

Известна рукоятка храповой муфты для регулировки упругого элемента, преимущественно подвески сиденья, включающая шарнирно сопряженный с рукояткой регулировочный винт с храповым колесом, жесткий подпружиненный

Фиксатор храповой муфты, размещенные в корпусе рукоятки. Один конец фиксатора прикреплен к корпусу рукоятки, а другой соединяет рукоятку через зубья храпового колеса с упомянутым

В и н том а ао

Корпус рукоятки на торце, обращенном к храповому колесу, имеет две диаметрально расположенные выемки, в которые поочередно входит выступ основания рукоятки при измерейии наas правления вращения упомянутого винта 1 J.

Недостатком этой рукоятки являет. ся то, что при переходе фиксатора с одного зуба храпового колеса на дру гой корпус рукоятки получает осевое перемещение с толчками в руку. Кроме того, для изменения направления регулировки необходимо оттягивать корпус рукоятки и поворачивать его вокруг своей оси для ввода фиксатора З в храповое колесо другой стороной.

При этом необходимо совмещать выступ основания рукоятки с другой выемкой на корпусе рукоятки. К недостаткам этой рукоятки следует отнести и то, 40 что при переходе через зубья храпового колеса за счет неблагоприятного разложения сил при выталкивании жесткого подпружиненного фиксатора иэ зацепления происходит повышенное трение и износ храповой муфты.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является руко ятка драповой муфты для регулировки резьбового элемента, содержащая две симметрично расположенные в полости ее корпуса по обе стороны от его продольной оси пружины для поочередного . зацепления с зубьями храпового колеса и переключатель, взаимодействующий своими концами поочередно с каждой иэ пружин 2 g.

Пружины имеют U-образную форму и установлены с возможностью их пово"

ЗЗ 2 рота вокруг оси крепления и углового перемещения концов пружин в сторону храпового колеса. Недостатком описанной формы выполнения пружин является то, что они работают на продольный изгиб, что увеличивает жесткость пружин и соответственно нагрузку на взаимодействующие с ними зубья храпового колеса при переходе пружин от одного зуба к другому. Повышенная жесткость пружин создает также неудобство пользования, кроме того, концы пружин имеют недостаточную надежность их зацепления с. зубьями храпового колеса, а вследствие выполнения пружин U --образными полость кор" пуса рукоятки, в которой размещены пружины,. имеет увеличенные габариты и фигурные гнезда для установки пружин и их переключателя, что снижает технологичность изготовления рукоятки.

Цель изобретения - повышение надежности Фиксации храпового колеса и, упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что в рукоятке храповой муфты для регулировки резьбового элемента,преиму.щественно подвески сиденья, содержащей две симметрично расположенные в полости ее корпуса по обе стороны от его продольной оси пружины для поочередного зацепления с зубьями храпового колеса, и переключатель, взаимодействующий своими концами поочередно с каждой из указанных пружин, последние расположены параллельно од-на другой в продольных направляющих с возможностью возвратно-поступателвного перемещения в них, при этом пружины выполнены пластинчатыми, а переключатель охвачен их свободными концами.

Кроме того, пружины .разделены цент ральным продольным элементом и расположены в зазорах между последним и противолежащими внутренними стенками полости корпуса.

На фиг. 1 показана предлагаемая рукоятка, продольный разрез;,на Фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг. 3 - сечение А-А на Фиг. 2.

Рукоятка имеет основание 1 с хвостовиком 2, который соединен с помощью центрального продольного элемента 3 с корпусом рукоятки 4, выполненным из двух половинок. Основание рукоят( ки шарнирно установлено на регулировочном винте 5 с храповым колесом 6.

Последнее установлено, например, на

0.3 10098 лысках 7 винта или может быть выполнено заодно целое с ним. Половинки корпуса рукоятки 4 закреплены на элементе 3, например, с помощью винтов 8. Между элементом 3 и внутренними стенками полости корпуса рукоятки образованы направляющие зазоры 9, в которых установлен фиксатор храповой муфты, состоящий из двух пластинчатых пружин 10 и 11. Только одна или только другая пружина концом а или б, имеющим утолщение для увеличения сечения, например за счет под-. гибки конца, находится в зацеплении с зубом храпового колеса 6 благодаря подпружиненному рычажному переключателю 12, плечи 13 которого охвачены концами s пружин 10 и 11. Переключатель установлен на оси 14 в полости торца рукоятки 15 и плечом 16 выходит наружу. В плечо 17 переключателя постоянно упирается пружина 18 с наконечником 19, центрирующимся в углублении торца элемента 3. Прй необходимости ось 20 рукоятки может быть выполнена перпендикулярно или, на" пример, под тупым углом д- к оси 21 регулировочного винта.

При пользовании рукояткой необходимо наклонить выходящее из торца ру™Ф коятки плечо 16 переключателя в сторону необходимого вращения винта 5, при этом пружина 10 благодаря плечу 13 переключателя войдет концом а

33 4 в зацепление с зубом храпового колеса. Затем качанием рукоятки вокруг. оси 21 Йроизводится вращение регулировочного винта 5 в требуемом направлении.

Для изменения направления вращения винта 5 плечо 16 переключателя следует наклонить в другую сторону. При этом другая пружина l 1 входит концом б в зацепление с зубьями храпового колеса, и этим достигается вращение регулировочного винта в другую сторону.

При упомянутых вращениях регулировочного винта 5, вызываемых качанием рукоятки вокруг оси 21 переход концов а или б пружин 10 или 11 с одного зуба храпового колеса на другой происходит вследствие прогибания этих концов в положение г, когда конец пружины выходит из впадины между зубьями и скользит по поверхности зуба до встречи со следующей впадиной и затем, входя в зацепление со следующим зубом, выпрямляется.

Описанная рукоятка удобна в эксплуатации благодаря упрощению ее настройки на требуемое направление вращения регулировочного винта, она обеспечивает также уменьшение трудоемкости регулировки.

Выполенние пружин пластинчатыми приводит к меньшему износу за счет снижения трения в храповой муфте, что повышает долговечность рукоятки.

ВНИИПИ Заказ 2598/ll

Тираж 673 Подписное филиал Aflll нПатснт", r.Ужгород,ул.Проектная,4