Торцовое уплотнение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ, содержащее закрепленное на валу опорное кольцо и разрезное уплотняющее кольцо, установленное на аксиально-подвижной втулке , отличающееся тем, что, с целью упрощения сборки и разборки и повыщения герметичности , аксиально-подвижная втулка выполнена в виде винтовой пары гайки и винтовой втулки, а разрезное уплотняющее кольцо имеет коническую поверхность и-трапецевидный выступ, контактирующие соответственно с конической расточкой в гайке и канавкой в винтовой втулке винтовой пары .

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН зиад F 16 3 15/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

M АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3367731/25-08 (22) 23.12.81 (46) 23.04.83. Бюл. № 15 (72) Н. В. Вяльцев и А. А. Селивра (71) Донецкий ордена Трудового Красного

Знамени политехнический институт (53) 62-762 (088.8) (56) 1. Патент США № 3599990, кл. 277-4, 1971. (54) (57) ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ, содержащее закрепленное на валу опорное

„„SU„„1013672 А кольцо и разрезное уплотняющее кольцо, установленное на аксиально-подвижной втулке, отличающееся тем, что, с целью упрощения сборки и разборки и повышения герметичности, аксиально-подвижная втулка выполнена в виде винтовой пары гайки и винтовой втулки, а разрезное уплотняющее кольцо имеет коническую поверхность и-трапецевидный выступ, контактирующие соответственно с конической расточкой в гайке и канавкой в винтовой втулке винтовой пары.

1013672

55

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в вакуумнасосах и других крупногабаритных машинах, разборка которых для ревизии уплотняющих устройств затруднена.

Известно торцовое уплотнение, которое содержит жестко соединенное с валом разрезное опорное кольцо, вставленное во втулку, удерживаемую от вращения штифтами, установленными в адаптере, который закреплен на неподвижном корпусе. Адаптер, втулка и уплотняющее кольцо разрезаны на две половины, которые соединяются между собой винтами. Во время работы неподвижное уплотняющее кольцо прижимается пружинами к вращаемуся опорному кольцу, предотвращая проникновение рабочей (внешней) среды в корпусе через подвижный стык торцовых поверхностей опорного и уплотняющего колец. Герметичность неподвижных стыков обеспечивается резиновыми кольцами круглого сечения (1).

Недостатком является сложность сборки и разборки, что обусловлено наличием нескольких разъемных деталей и большого числа крепежнь1х и центрирующих элементов.

Другим недостатком этой конструкции является отсутствие осевой фиксации уплотняющих полуколец друг относительно друга, что может привести при сборке к нарушению плоскостности рабочей поверхности пары трения и вызвать увеличение проточек уплотняемой среды. Кроме того, в конструкции не предусмотрена герметизация стыков полуколец всех разрезных деталей по линии разреза, что также ведет к увеличению утечек.

Цель изобретения является упрощение сборки и разборки и повышение герметичности уплотнения.

Указанная цель достигается тем, что в торцовом уплотнении, содержащем закрепленное на валу опорное кольцо и разрезное уплотняющее кольцо, установленное на аксиально-подвижной втулке, эта втулка выполнена в виде винтовой пары гайки и винтовой втулки, а разрезное уплотняющее кольцо имеет коническую поверхность и трапециевидный выступ, контактирующие соответственно с конической расточкой в гайке и канавкой в винтовой втулке винтовой пары.

Такое выполнение торцового уплотнения обеспечивает удобство и быстроту сборки и разборки, позволяет избежать при сборке получения ступенек на рабочей поверхности уплотняющего кольца и получить высокую герметичность как на подвижных, так и на неподвижных стыках сопрягаемых элементов.

На чертеже изображено торцовое уплотнение, разрез вдоль его оси.

Торцовое уплотнение содержит неразрезное опорное кольцо 1, закрепленное на ва25

40 лу 2 при помощи трубы 3 и гаек 4. С торцовой поверхностью 5 опорного кольца 1 контактирует разрезное уплотняющее кольцо 6.

Обе половины уплотняющего кольца 6 своими трапециевидными выступами 7 вставлены в аналогичной формы канавку 8 неразрезной втулки 9 и закреплены при помощи гайки 10, коническая поверхность 11 которой воздействует на коническую поверхность 12 полуколец 6. Резиновое кольцо 13 служит для герметизации аксиально-подвижного узла 14, состоящего из уплотнительного кольца 6, втулки 9 и гайки 10, относительно корпуса 15. Пружины 16 заложены в гнезда разрезной крышки 17 и предназначены для прижатия уплотняющего кольцa 6 к опорному кольцу 1. Винты 18 служат для регулировки поджатия пружин 16.Аксиально-подвижный узел удерживается от вращения поводками 19, которые одновременно являются стопорными винтами, предотвращающими самопроизвольное свинчивание гайки 10 с втулкой 9.

Во время сборки узла 14 гайка 10, навинчиваясь на втулку 9, своей конической поверхностью 11 воздействует на соответствующую поверхность 12 полуколец 6. При этом возникают силы А и Б, действующие по направлению соответствующих стрелок. Сила

А вдавливает трапециевидный выступ 7 полуколец 6 в канавку 8 втулки 9, обеспечивая герметичность сопряжения полуколец с втулкой. Форма выступа 7 полуколец 6 и наличие силы Б обеспечивают точное базирование полуколец 6 в осевом направлении, что исключает возможность образования ступеньки на рабочей поверхности 20 кольца 6 в месте стыка полуколец по линии разреза. Благодаря этому исключается необходимость дополнительной притирки уплотняющего кольца после его сборки в машине и создается надежная герметичность сопряжения опорного кольца и уплотняющего кольца 6 по поверхности 20. Давление в контакте колец 1 и 6, обеспечиваемое пружинами

16, регулируется перемещением нажимной крышки 17 при помощи винтов 18.

Разборка уплотнения для ревизии или замены изношенных частей производится в зоне М между корпусом и подшипниковым узлом. Опорное кольцо 1 выполнено из износостойкого материала и в контакте с антифрикционным пластмассовым кольцом 6 практически не изнашивается. При необходимости замену кольца 1 производят при остановке всей машины на ремонт.

Во время работы опорное кольцо 1.вращается вместе с валом 2. Аксиально-подвижный узел 14, удерживаемый от вращения поводками 19, прижимается пружинами

16 к опорному кольцу 1. Создавая необходиl-013672

Составитель А. Ополченцев

Редактор A.. Шандор Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 2979 44 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 мое усилие поджатия кольца 6 к кольцу 1, обеспечивают герметичность подвижного стыка поверхностей 5 и 20, что предотвращает протечку (охлаждающей) среды из полости К в полость,1 и далее в атмосферу.

Технико-экономический эффект изобретения заключается в повышении герметизации подвижных и неподвижных стыков за счет обеспечения плоскости рабочих поверхностей и в удобстве обслуживания и ремонта.