Демпфер крутильных колебаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ по авт. св. № 487257, от-, личающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, . он снабжен вторым солнечным колесом, закрепленным на валу водилом с установленными в нем на одних осях неуравновешенными грузами и сателлитами, взаимодействующими с солнечным колесом, и поворотнояассирующим устройстюм, предназначенным для шссапии второго солнечного колеса относительно неподвижного корпуса. 10 /i Л/ СП 5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

: С«И

РЕСПУБЛИК

Зgg 1 16 F 15/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТБУ (61) 487257 (21) 3316217/25-28 (22) 03.07.81 (46) 30.04.83. Бюл. И 16 (72) П. А. Истомин, М. А. Минасян, А. И. Яманин и И. В. Маслов (71) Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (53) 621 752.2(088.8) (56) .1. Авторское свидетельство СССР . М 200348, кл. F 16 F 15/14, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР

М 487257, кл. F 16 F 15/10, 1973

: (пк ототип);, „„SU„„1015160 . (54) (57) ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ по авт. св. М 487257, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, он снабжен вторым солнечным колесом, закрепленным на валу водилом с установленными в нем на одних осях неуравновешенными грузами и сателлитами, взаимодействующими с солнечным колесом, и поворотно-фиксирующим устройством, предназначенным для фиксации второго солнечного колеса относительно неподвижного корпуса.

1015160

Изобретение относится к средствам гашения крутилькых колебаний валов, роторов и других обьектов в машиностроении.

Известен гаситель крутильных колебаний, содержащий грузы, установленные на объекте в виде маятника, и механизм изменения длины подвеса маятника 1 ) .

Недостатком известного гасителя является то, что он работоспособен в малом частотном диапазоне.

По основному авт. св. И 487257 известен демпфер крутильных колебаний, содержащий солнечное колесо, закреплен ное на валу водило с установленными в нем на одних осях неуравновешенными грузами и сателлитами, взаимодействуюшими с солнечным колесом, и поворотнофиксирующее устройство, предназначенное для фиксации солнечного колеса относительно неподвижного корпуса Г2 ).

Недостаток известного демпфера заключается в малой эффективности гашения колебаний, обусловленной тем, что его регулировка осуществляется только по фазе компенсирующего воздействия.

Бель изобретения — повышение эффективности гашения колебаний дополнительно с помощью регулирования компенсирующего воздействия по амплитуде.

Указанная цель достигается тем, что демпфер снабжен вторым солнечным коI. лесом, закрепленным на валу водилом с установленными в нем на одних осях не.уравновешенными грузами и сателлитами взаимодействующими с солнечным колесом, и поворотно-фиксирующим устройством, предназначенным для фиксации второго солнечного колеса относительно неподвижного корпуса, На фиг. 1 изображен демпфер, продольный разрез; на фиг. 2 - вид по стрелке A на фиг. 1.

Демпфер крутильных когебнний содержит солнечные колеса 1 и 2, закрепленные на валу 3 водила 4 и 5 с установ ленными в них на одних осях 6 и 7 неуравновешенными грузами 8 и 9 и сател. литами 10 и 11, поворотно-фиксирующие

2 устройства (показано только одно устройство). Каждое иэ последних содержит, рычаг 12, упорные болты 13 и 14 и корпус 15.

Демпфер работает следующим образом.

При вращении вала 3 вместе с водилами 4 и 5 сателлиты 10 и 11 обкатывают солнечные колеса 1 и 2, вращаясь при этом вокруг собственных осей 6 и 7.

10 Солнечные колеса 1 и 2 при этом остаются неподвижными относительно корпуса 15, так как удерживаются от вращения поворотно-фиксирующими устройствами.

При таком движении сателлитов 10 и 11

15 их неуравновешенные грузы 8 и 9 созда» ют центробежные силы. Радиальные составляющие последних уравновешены, а тангенциальные создают синусоидальный момент, находящийся в противофазе по от2О ношению к наиболее опасной гармонике крутящего момента вала. Установка (настройка) демпфера по фазе производится путем совместного (синхронного) вращения обоих солнечных колес 1 и 2 5 вокруг вала 3 при помощи рычагов 12 с последующей их фиксацией в нужном положении посредством упорных болтов 13 и 14.

Регулировка амплитуды создаваемого

30 демпфером инерционного момента осуше ствляется путем относительного углового смещения солнечных колес 1 и 2 при помощи рычагов 12 с их последующей фиксацией в нужном положении упорными болтами 13 и 14. Изменение амплитуды демпфируюшего момента происходит за счет изменения взаимного положения линий действия тангенциальных составляющих центробежных сил, развиваемых грузами ,д 8 и 9, чем обеспечивается повышение эффективности демпфирования, Применение предлагаемого демпфера планетарного типа позволяет устанавливать амплитуду и начальную фазу инер

4 ционного демпфирующего момента на хо-ду двигателя, беэ его остановки и разбор. ки. Вследствие этого расширяется диа« паэон эксплуатационных режимов установки и повышается ее надежность.

Составитель А. Андреев . Редактор H. Гришанова Техред Ж.Кастелевич Корректор A. Ильин

Заказ 3177/35 Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская.наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4