Дистанционный привод управления переключением передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержаший расположенный в корпусе ,с возможностью переме1« ения рычаг управления , подпружиненный относительно кор пуса в направлении выбора передач пружиной д,вустороннегь действия, I кинематически связанный с ним посредством тяги и стержня рычаг переключения , поворотно установленный в корпусе коробки передач на оси и подпружиненный радиально к последней, посредством упругого элемента и шарика,расположенного в отверстии рычага переключения с возможностью взаимодействия с выемкой на оси, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства управления, надежности и упрощения конструкции, угфугий элемент выполнен в виде пластинча,той пружины, охватывающей рычаг переключения вокруг его оси, упомянутая выемка выполнена вдоль оси рычага переключения в иде ряда лунок подjMapHK§ и выступов между ними, причегЯ высота выступов меньше радиуса оси.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ СОМ МСП
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . ASTOPCNOINV CRHAETRlhCTRV
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ -СССР
ПО ДЕЛАЮ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3391812/27-11 (22).25.01.82
:(46 )15.05.83. Вюл. Р 18 (72) А.В.Романчук, Г.Я.Ионтель и
A.A.Çèëüïåðò
: (71). Волжское объединение .по производству легковых автомобилей . (53) .629.113.585(088.8) (56) . 1. Parts l i st for HONDA ClUIC
llVCC; HONDA H0T0R Сî., LTЬ.Оctober, l5, 1974 (прототип). (54)(57) 1. ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРИВОД УП РАВЛЕНИЯ МЕХАНИЭИОИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕ РЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий расположенный в корпусе с воз- можностью перемещения рычаг управле. ния, подпружиненный относительно корпуса в направленйи выбора передач пружиной двустороннего действия, И
SU„„ I017526 А
9ШВ 60 К 20102; F 16 Н 5 04 кинематически связанный с ним посредством тяги н стержня рычаг переключения, поворотно установленный в корпусе коробки передач на оси и подпру-, «1 жиненный радиально к последней посредством упругого элемента и шарика,расположенного в отверстии рычага переключения с возможностью взаимодействия с выемкой на оси, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства управления, надежности и упрощения конструкции, упругий элемент выполнен в виде пластинчатой пружины, охватывающей рычаг переключения вокруг его оси, упомянутая. выемка выполнена вдоль оси рычага переключения и виде ряда лунок под йарик .,Е
O и выступов между ними, причем вйсота выступов меньше радиуса оси.
101752á
2.Привод по п.1,о т л н ч а ю шийся тем,что количество лунок на оси равно . количеству передач переднего хода, 3. Привод по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что продольная выемка на оси рычага переключения выпалнена в виде канавки, взаимодействующей крайними поперечными кромками с упомянутым шариком в положении выбора крайних передач переднего хода, а рычаг переключения передач подпружинен вдоль оси пружиной сжатия.
Изобретение относится к транспорт-. ному машиностроению, в частности к автомобильным механическим коробкам передач с ручным дистанционным приво-, дом управления механизмом переключе- 5 ния передач.
Известен дистанционный привод управления механизмом переключения пе- редач транспортного средства, содер- жащий расположенный в корпусе с воз- 10 можностью перемещения рычаг управления, подпружиненный относительно корпуса в направлении выбора передач пружиной, двустороннего действия, и кинематически связанный с ним посред-)5 сТВоМ тяги и стержня рычаг переключе« ния, поворотно установленный в корпу- се коробки передач на оси и подпружиненный радиально к последней посредством упругого элемента и шарика, расположенного в отверстии рычага пе- реключения с возможностью .взаимодей-, ствия с выемкой на оси $1).
Недостатком данного устройства является то, что он не исключает нечет 25 кость выбора передач управляющим ры-: чагом. Кроме того, наличие пружинных элементов и выполнение стопорного механизма в виде шарика, подпружиненного цилийдрической пружиной, имеющей большую длину, увеличивает габариты механизма внутри коробки передач.
Цель изобретения — повышение удобства управления надежности и упрощение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что в дистанционном приводе упРавления механизмом переключения передач транспортного средства, содержащем расположенный в корпусе с возможностью перемещения рычаг управле- 40 ния, подпружиненный относительно корпуса в направлении выбора передач пружиной двустороннего действия, и . кинематически связанный с ним пос. Редством тяги и стеРжня Рычаг пере- .45 ключения, поворотно установленный в
4. Привод по пп.1 и 3, о т л и ч а ю шийся тем, что рычаг управления снабжен дополнительной пружиной двустороннего действия, уста-. ° новленной .в корпусе с возможностью взаимодействия с рычагом при выборе передачи переднего хода.
5. Приводпоп.1, о тлич аюшийся тем, что количество лунок на оси рычага переключения равно общему числу передач.
2. корпусе коробки передач на оси и подпружиненный радиально к последней посредством упругого элемента и шарика,,расположенного в отверстии рычага переключения с возможностью взаимодействия с выемкой на оси, упругий зле;мент выполнен в виде пластинчатой
I пружины, охватывающей рычаг переключения вокруг его оси, упомянутая выемка выполнена вдоль оси рычага переключения в виде ряда лунок под шарик и выступов между ними, причем высота выступов меньше радиуса оси.
Количество лунок на оси рычага переключения равно количеству передач переднего хода.
Кроме этого, продольная выемка на оси рычага переключения выполнена в виде канавки, взаимодействующей крайними поперечныьа кромками с упомянутым шариком в положении выбора крайних передач переднего хода, а рычаг переключения передач подпружинен вдоль оси пружиной сжатия.
В данном приводе рычаг управления снабжен дополнктельной пружиной двустороннего действия, установленной в корпусе с воэможностью взаимодействия с рычагом при выборе передачи: переднего хода.
Количество лунок на оси рычага переключения равно общему числу передач., На фиг.1 и 2 показан привод управления, общий виду на фиг.3, и .4 — работа стопорного элемента; на фиг.5управляющий рычаг с возвратной пружи-. ной; на фиг..б — фиксация пластинча-. ,той пружины на рычаге переключения; на фиг. 7-9- привод управления с до-. .полнительной пружиной для выбора задней передачи на рычаге управления, вариант исполнения, на фиг.10 - привод управления (внутренней его части, установленной в коробке передач) с применением пружины, компенсирующей осевые зазоры в рычаге переклю1017526 чения, не имеющем фиксации в положении нейтрали, вариант исполнения.
Предлагаемый механизм состоит из рычага управления 1, установленного на каретке 2 с воэможностью вращения вокруг осей 3 и 4, закрепленных неподвижно в корпусе 5, нри выборе передач и вокруг оси б при включении передач и через шарнир 7 соединяющегося:с дистанционной тягой 8, пружины 9 двустороннего действия, установ- 10 ленной на оси 4, причем ветви пружины 9а и 9б .упираются в выступ 10а упорной пластины 10, жестко закрепленной на корпусе, каждая со своей стороны. Каретка 2 имеет выступ 2с 15 которым она контактирует с пружиной при выборе передач, при этом ветви пружины скользят в прорезях 10о и 108 пластины 10 до упора в края 102.н 10д при окончании выбора передач. Тяга 8 7О через шарнир 11 соединяется со стержнем 12, входящим внутрь коробки передач и несущим на себе рычаг 13, контактирующий с переключающим y»maгом 14, одно плечо которого 14ц выполнено со сферой и входит внутрь рычага 13, другое плечо 14о поочередно входит в проушины переключающих штоков 15-18, на .которых закреплены переключающие вилки 19-22. Рычаг 14 мо-ЗО жет поворачиваться вокруг и перемещаться вдоль оси 23, установленной жестко в корпусе механизма выбора 24.
Ось имеет профильную канавку 25, а рычаг — отверстие 26 в которых.разt
35 мещается стопорный шарик 27, подпружиненный браслетной пружиной 28 охватывающей ступицу 144 рычага 14.
Браслетная пружина имеет прорезь 29, в которую входит одно из плеч рычага
14. Края прорези охватывают рычаг и 40 предотвращают пружину от осевого перемещения. От проворота пружина фиксируется,c одной стороны плечом рычага 14о, в которое упирается отогнутый край 28а пружины, с другой — 45 плечом 14о, в которое упирается край прорези 29.
При Включении передач рычаг 1 поворачивается вокруг оси 6 в направлениях, указанных стерлками (Фиг. 1 l . .50
Шарниры 7 и 11 преобразуют вращательное движение рычага в поступательное движение тяги 8 и связанных с ней стержня 12 с рычагом 13. Рычаг 13 воздействует на плечо 140; поворачи- 5 вая весь рычаг 14 на осн 23 в направлениях, указанных стрелками, и пере.мещает .при. этом плечом 14о один из штоков 15, 16, 17 или 18 в направлении включения нужной. передачи; При включении передач пружины 9 и 28 в работу не вступают.
При выборе передач рычаг 1 вместе с кареткой 2 поворачивается относительно осей 3 и 4 в плоскости выбора,65 которая перпендикулярна плоскости его поворота при включении передач,в направлениях, указанных стрелками (фиг.2) и поворачивает тягу 8, стержень 12 с рычагом 13. 3а счет наличия сферической части на плече 14 о вращательное движение рычага 13 преобразуется в поступательное движение рычага 14 вдоль оси 23 в направлениях выбора нужных передач (на фиг,2 указано стрелками).
При поступательном дВижении рычага
14 вдоль оси 23 стопорный шарик 27, расположенный в отверстии 26, перемещается вместе с рычагом по профильной канавке 25, переходя через выступы (при этом пружина 28 незначительно деформируется). Когда шарик попадает в очередное углубление канавки, он фиксирует рычаг 14 в этом положении, так как стенки отверстия 26 упираются в шарик. Каждое углубление в канавке соответствует оптимальному положению рычага 14 (в частности, его переключающего плеча 146) относительно определенного переключаю зго штока. При выборе заднего хода шарик упирается в скос канавки 25(3 и, чтобы выбрать задний ход, необходимо продвинуть рычаг 14 вдоль оси 23 дальше, преодолев усилия пружины 28, прижимающей шарик к скосу. При этом усилие выбора значительно возрастает в первоначальной стадии выбора, когда шарик проходит через скос, и это возрастание усилия ощущается водителем на управляющем рычаге. В дальнейщей фазе выбора шарик проходит через скос н выходит на цилиндрическую поверхность 23о оси 23 (фиг.З и 4 пунктиром), усилие резко падает и водитель осуществляет окончательный вы6ор передачи заднего хода без значительного усилия на рычаге управления.
Деформация пружины 28 при выборе заднего хода показана на Фиг.3 пунктиром.
Каретка 2 рычага управления, поворачиваясь вместе с ним, rри выборе передач, своим выступом 2О воздействует на ту или иную ветвь пружины 9 в зависимости от направления выбора.
Когда одна ветвь отводится кареткой в сторону (фиг.5, пунктир ), другая в это время упирается в выступ 10й упорной пластины, обеспечивая закручивание пружины. Для повышения четкости выбора крайних передач (в данном случае это 5-я передача и задний ход) на упорной пластине имеются выступы 102 и 103, в которые упирается выборочноодна из ветвей 9g или 9о пружины, а через ветви пружины ощущение упора, которое соответствует окончанию фазы выбора, передается на выступ каретки и связанный с кареткой рычаг управления (фиг.5, пунктир). Фаза распреде1017526
40 ны 28, шарик будет стремиться скатиться в углубление и тем самым самоуста- 45
На фиг.7, 8 и 9 предложен вариант привода управления, в котором и для положения выбора задней передачи на оси 23 предусмотрено углубление 30, т.е. при выборе заднего хода рычаг 14 фиксируется стопорным шариком в опре- 55 деленном положении, соответствующем положению плеча 14 в проушине переключающего штока задней передачи (фиг.7) . Поскольку деформация пружи60 мо создать это усилие. Это достигает- 65 ления выбора 1-й — 2-й передач и заднего хода фиксируется стопорным элементом. Линия выбора 3-й — 4-й передач соответствует положению рычага управления в нейтрали. В этом положении рычаг фиксируется пружиной 9.
Для исключения взаимного проскальзывания ветвей пружины 9 и выступа 2а и снижения износов пружина устанавливается в плоскости, параллельной плоскости выбора передач так, что ее ось совпадает с осью вращений каретки (фиг.2 и 5). Поскольку каретка и пружина имеют одну ось вращения, отсутствует кинематическое несоответствие при движении выступа 2ц и ветвей пружины, а значит отсутствует их взаимное проскальзывание, или оно сводится к минимуму. Соответственно сводятся к минимуму и износы.
После выключения передачи отведенная ветвь пружины возвращает рычаг в нейтральное положение до упора в другую ветвь. Рычаг фиксируется в нейтрали между двумя ветвями пружины. Для четкости фиксации между выступом он должен быть минимальным. прй возврате рычага управления в нейтраль вращательное движение рычага передается на тягу, стержень, рычаги 13 и 14. Происходит обратное движение рычага 14, и он фиксируется стопорным элементом в углублении, соответствующем нейтральному положению.
При обратном движении шарик должен пройти через выступы канавки; т.е. жесткость пружины 9 должна быть достаточной для преодоления усилия пружины 28 при прохождении шарика через выступ. Однако пружине 9 достаточно оказать воздействие на рычаг 14 фактически лишь на половине обратного хода выбора, так как достаточно только стопорному шарику пройти гребеньвыступа, как под воздействием пружинавливать рычаг 14 в нейтральное положение, тем самым помогая пружине 9 всю рычажную систему вернуть в нейтраль. ны 28 при прохождении через выступ 31 (в бор заднего хода) незначительна и усилие, преодолеваемое водителем, недостаточно для четкого ощущения начала выбора за;. .ней передачи, необходи5
35 ся установкой дополнительной пружины
32 (фиг. 8), воздействующей на рычаг управления только при выборе задней передачи. При этом жесткость этой пружины должна быть. достаточной для создания усилия, которое дало бы водителю четкое ощущение начала выбора. задней передачи.
На фиг,10 представлен вариант исполнения внутреннего механизма переклкчения, установленного в коробке.
Наружный механизм с рычагом управления тот же что и на фиг.5. Вариант отличается от предыдущих тем, что канавка 25 выполнена между нейтральным положением рычага, соответствующим линии включения 3-4 передач, и участком, разделяющим окончание выбора
1-2 передач и начало выбора заднего хода, гладкой, без выступов. При этом в нейтрали рычаг 14 фйксируется за счет поджатия его пружиной 33 к скосу канавки 34 через шарик. При выборе 1-й — 2-й передач рычаг фиксируется в нужном положении за счет упора шарика в скос 25а канавки. Выбор задней передачи идет аналогично описанному в основном варианте.
Выполнение канавки гладкой облегчает условия работы пружины 9, так как при возврате рычажной системы иэ положения выбора в нейтральное шарику не нужно проходить через выступы. Соответственно пружина 9 может быть выполнена менее жесткой, чем в основном варианте, а значит возможно снижение усилия выбора передач переднего хода на рычаге управления.
Скос канавки 34 выполнен пологим так, чтобы при выборе крайней переда чи переднего хода (в данном случае
5-й) шарик находился на самом краю скоса, а при обратном движении из положения выбора в нейтральное шарик скатывался по скосу и самоустанавливал рычаг 14 в нейтральное положение.
Кроме того, пологий скос позволяет избежать ре кого нарастания усилия при выборе 5-й передачи.
Таким образом, фиксирование стопорным элементом переключающего рычага внутри коробки передач в положениях, соответствующих выбору определенной передачи, и одновременное подпружинивание управляющего рычага в направлении выбора передач и фиксирование его в нейтрали повышает четкость выбора передач, сводит к минимуму влияние зазоров в приводе и гибкости дистанционной система, т.е. делает работу привода более надежной, а управление переключением передач более удобным. Кроме того, повышается долговечность шарнирных сочленений управляющего рычага вследствие снижения трения из-за лучшего демпфирова,ния поперечных колебании пружиной.
1017526
3-4п
Фиг. Л
Отсутствие пружинных элементов (самих пружин, опорных и центрируюших чашек) в механизме внутри коробки, исполнение стопорного элемента в виде шарика, подпружиненного браслетной
1 пружиной вместо цилиндрической, уменьшает габариты механизма, установленного внутри коробки, а значит и всей коробки передач в цеI лом.
1017526 — -1017526
Фиа 7
Составитель A.Барыков
Редактор T.Èèòåéêî Техред T.Nàòî÷êà КорректОр, A Тяско
Эакаэ 3452/18 Тираж 675 Подписное
BHNHPH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва; й-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", Г.Ужгород, ул.Проектная, 4