Тренажер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

З(50 G 09 В 9/04

ГОСЗЯАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР, ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA

OI1HCAHHE HSOBPETEHQ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3365329/27-11 (22) 30.-10.81 (46) 15.05.83. Бюл.918 (72) И.,М. Майоров, Г..П. Сучилин, М.A. Шевандин и A.È. Анненков (71) Московско-Курское отделение Московской железной дороги и Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров .железнодорожного транспорта (53) 629.48,27(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 890428, кл. G09 В 9/04, 1978

: (щэототип). (54)(57) 1. ТРЕНАЖЕР, преимущественно для обучения операторов-железнодорожников, содержащий рабочее место, расположенное на вращающемся стенде, отличающийся тем, что,,с целью расширения. функциональных .возможностей путем обучения расцеп лению автосцепок подвижного состава и приближения условий обучения к

„„SU„„ 3018142 A реальным, тренажер снабжен смонтированными на вращающемся стенде поручнем и подножкой, а также устройством, имитирукицим соударение вагонов, шпренгельно-стержневой системой, кинематически связывающей рабочее место с упомянутым устройством, и механиз- мом имитации неисправности. поручня и подножки

2. Тренажер по й.1, о т .л и ч а ю шийся тем, что, устройство, имитирующее соударение вагонов, выполнено в виде спаренных пневмоцилиндров, смонтированных на шпренгельно-стержневой системе, штоки кото-. рых упруго связаны с рабочим местом.

3. Тренажер по пп,1 н 2, о т - Q л н ч а ю шийся тем, что механизм имитации неисправности поручня и подножки выполнен в виде пневмоцилиндра, шток которого кинематически связан с разъемными креплением, которым поручень и подножка связаны с рабочим местом.

1018142

Изобретение относится к. устройствам для тренировки и обучения операторов-железнодорожников расцеплению автосцепок подвижного состава.

Известен тренажер, преимущественно для обучения операторов-железнодорожников, содержащий рабочее место, расположенное на вращающемся стенде (1 .

Недостатком известного тренажера являются малые функциональные воэможности.

Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей путем обучения расцеплению автосцепок подвижного состава и приближения 15 .условий обучения к реальным.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер, преимущественно для обучения операторов-железнодорожников, содержащий рабочее место, 20 расположенное на вращающемся стенде, снабжен смонтированными на вращающемся стенде поручнем и подножкой а также устройством, имитирующим соударение вагонов, шпренгельно стерж- 25 невой системой, кинематически связывающей рабочее место с упомянутым устройствам, и механизмом имитации неисправности поручня и подножек.

Кроме того, устройство, имитирую- З0 щее соударение вагонов выполнено в виде спаренных пневмоцилиндров, смонтированных на шпренгельно-стержневой системе, штоки которых упруго связаны с рабочим местом, а механизм имитации неисправности поручня и подножки выполнен в виде пневмоцилиндра, шток которого кинемати чески связан с разъемным креплением, которым связан поручень и подножка с рабочим местом. 40

На фиг.1 схематически представлен предлагаемый тренажер, общий вид, с разрезом, на фиг.2 - то же, вид сверху, на фиг.3 — разъемное крепление поручня или подножки, вид A на 45 фиг.1.

Тренажер состоит из колонны 1, каркаса 2 вращающегося стенда 3 с рабочим местом и пульта 4 с электропневматической системой управления.

Колонна 1, неподвижно закрепленная в фундаменте, является основной несущей конструкцией, снабженной в нижней части системой 5 обеспечения постоянным электрическим током и сиб- 55 темой 6 обеспечения сжатым воздухом всех механизмов на тренажере, а также механизмом 7 для вращения каркаса. На колонне 1 на подшипниках

8 качения смонтирована шпренгельно- 60 стержневая система 9 каркаса 2, которая имеет возможность вращаться вокруг колонны.

Шпренгельно-стержневая си тема состоит из стержней 10, 11 и 12, винтовых распорок 13, которые собраны,. в данном случае, в восемь секций 14, образующих в совокупности вид пространственной фермы в форме многогранника.

Использование именно шпренгельностержневой системы соединения отдельных секций многогранного каркаса в единую несущую конструкцию объясняется тем, что такая конструкция позволяет наиболее просто и точно производить балансировку всей массы каркаса относительно колонны и тем саьым равномерно передавать нагрузки на несущие элементы, уравновесив всю систему. Кроме того, эта система более удобна для монтажа и позволяет,максимально снизить расход металла на сооружение каркаса.

Между стержнями грани 15 размещено рабочее место, предназначающееся для размещения на нем обучаемого оператора и воспроизведения имитации движения вагонон со скоростями до

15 км/ч, внезапных резких толчков, соударения, торможения, обрыва и неисправности поручней и подножек, при которых должны выполняться операции по расцеплению автосцепки вагона и т.п.

Для размещения обучаемоге рабочее место оснащено панелью 16, выполненной в виде жесткой но всех плоскостях выпуклой плиты, на которой смонтированы с наружной выпуклой стороны поручень 17 и подножка 18 составителя поездов, которые по размерам и размещению соответствуют требованиям стандарта, а с внутренней вогнутой стороны — разъемные крепления 19 поручня и подножки. Разьемные крепления позволяют имитировать неисправности креплений упомянутых деталей вагона. С этой целью крепления 20 и 21 выполнены н виде шарниров, позволяющих поручню 17 и подножке

18 поворачиваться в вертикальной плоскости, другие же концы этих деталей оснащены разъемными креплениями

19, состоящими иэ направляющего основания 22 со скобой 23, на котором шарнирно закреплен эапорный рычаг

24 (фиг.3) одним концом соединенный с пневмоцилиндром 25. Второй его конец имеет форму вилки с клиновыми замыкающими поверхностями 26, которые обеспечивают плотную и надежную затяжку конца поручня или подножки, ныполненных в виде цилиндрической цапфы 27 с проточкой.

В нижнем правом углу панели 16 размещается балка 28, имитирующая лобовой брус вагона. На балке смонтирован рйчаг 29 расцепного привода автосцепки, короткий конец которого снабжен пружиной 30 с торсионом, предварительно заневоленной усилием, 1018142

4 управления включают механизм 7 вращения каркаса 2, при этом скорость вращения регулируется.

Сжатый воздух подводится по,трубопроводу к центральному каналу. в колонне, в которой по периметру имеются отверстия. Через эти отверстия воздух попадает в распределительную камеру, расположенную в нижней части тренажера и снабженную резиновыми манжетами, уплотняющими камеру при вращении стенда вокруг колонны. Из камеры сжатый воздух: подается по трубопроводам к стенду.

При. этом в пневмоцилиндры 36 он

15 подается одновременно в несколько стендов непосредственно при включении трехходового крана, а в пневмоцилиндры 25 воздух впускается раз.дельно по мере надобности через о электромагнитные вентили 33, кото рые управляются электрической системой 5.

При вращении каркаса обучаемый оператор осуществляет посадку на вагон, двигаясь синхронно с панелью

16 стенда 3, хватается руками за поручень 17 и вскакивает на подножку

18. Во время посадки обучаемого оператора для имитации соударения, толчков и других динамических воздействий включается устройство имитации соударения вагона. При этом сжатый воздух по трубопроводам 38 и 39 поступает к пневмоцилиндрам

36, поршни которых вместе со штоЗ5 ком 40 и.панелью 16 с большим усилием перемещаются вправо, сжимая гружины 44.

Быстрое. перемещение панели 16 ими тирует резкий удар, толчок или тор40 можение состава. Скорость срабатывания пневмоцилиндров регулируется посредством трехходового крана, в котором соответственно открывается больший или меньший проходной канал.

45 одновременно с имитацией резких толчков и т.п. или после их воспроизведения с пульта управления согласно программе обучения может имитироваться неисправность поручня или подножки. С этой целью на пуль- те управления включается .соответствующий тумблер, которым постоянный электрический ток подается в систему

5, возбуждается соответствующий электромагнитный вентиль 33, через который сжатый воздух поступает из распределительной системы 6 в пневмоцилиндр 25, шток которого перемещается и поворачивает рычаг 24, при этом его вилкообразный конец 26 с кони6О ческими поверхностями также перемеравным усилию, прилагаемому при расцепленни автосцепки в эксплуатационных условиях. Это усилие воспринимает ся рычагом 29 только после поворота ее на определенный угол, таким образоМ создается рабочее условие для выполнения операции по расцеплению вагонов.

Для того чтобы исключить повреждвния поручня нли подножки при имитации неисправности их крепления во время работы тренажера, их концы, оснащенные разъемными креплениями 19, имеют предохранительные гибкие элементы

31, регламентирующие поворот этих деталей.

Питание пневмоцилиндров 25 сжатым воздухом осуществляется от центральной системы 6 через коллектор 32 с электромагнитными вентилями 33, соединенными гибкими трубопроводамг 34 с пневмоцилиндрами 25. Подвод воздуха к коллектору 32 каждой секции произ-. водится трубопроводом 35.

Для имитации резких внезапных толчков, соударений и торможений вагонов испытательный стенд оснащен устройством имитации соудержания, состоящим из двух спаренных пневмо- . цилиндров 36, которые выполнены в одном блоке с направляющими гильзами

37, имеющими возможность перемещаться rio вертикальному направляющему стержню 12, являющемуся одновременно воздуховодом для подвода сжатого воздуха трубопроводами 38 и 39 к пневмоцилиндрам 36. Штоки 40 пневмоцилиндров своими свободными концами размещаются в направляющих кронштейнах 41, которые могут перемещаться по вертикальному направляющему стержню 11, снабженному шпоночными. пазами 42, которые взаимодействуют со шпонками 43, исключающими поворот и перекос всех подвижных узлов и деталей стенда.

На фиг.1 панель 16 и штоки 40 нагружены пружинами 44, упирающимися в направляющие кронштейны 41. Таким образом, пружины имитируют работу поглощающих аппаратов вагонов, выполняя роль буферного устройства.

Так как штоки 40 пневмоцилиндров

36 жестко соединены панелью 16, то испытательный стенд в целом является единой жесткой системой, имеющей возможность перемещаться по вертикальным стержням 11 и 12 с помощью винтового механизма 45, закрепленного на нижнем горизонтальном стержне 10.

Работа тренажера производится следующнм образом;

По заданной программе настраиваются стенды 3 тренажера на необходимую высоту подножки 18 от уровня земли.

Для этого стенд опускается или поднимается винтом механизма 45 на необходимую высоту. Затем с пульта 6 щается и освобождает цилиндрическую цапфу 27 поручня или подножки. Под действием массы человека поручень или подножка, имитируя деформацию, поворачивается на необходимый угол, 1018142 ограниченный длиной гибкого элемента

31. В этом случае обучаемый оператор должен научиться правильно координировать положение своего тела и быть готовым выполнить последующие операции согласно программе -обучения.

Дпя выполнения операций по расцеплению автосцепок вагонов обучаемый оператор по сигналу поворачивает рычаг 29 на необходимый угол. При этсм составитель поездов воспроизводит пос- о ледовательность предписанных движений рукой вначале беэ нагрузки, преодолевая только собственную массу расцепного рычага и трение его о кронштейны, затем после поворота рычага на 15 угол 30 обучаемый преодолевает уснлие заранее заневоленной пружины

30 и окончательно поворачивает рычаг

29 с усилием до 50 кг в крайнее исходное положение, соответствующее повороту валика подъемника расцеп- . ного механизма автосцепки. При этом замыкается контакт сигнальной лампы и на пульте управления зажигается сигнал, свидетельствующий о том, что расцепление автосцепок выполнено правильно.

Тренажер позволяет расширить функциональные возможности, приближать условия обучения к реальным, т.е. повысить безопасность на железнодорожном транснорте.

1018142

ВНИИПИ Заказ 3549/49

Тираж 488 Подписное

Филиал ППП "Патент", г,Ужгород,ул.Проектная,4