Устройство для переключения передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЁКЛОЧЕ НИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРГДСТВА, сряержацеё -датчики частоты врацения лви1 ателя и положевия ре йки топливного наеоса двигателя, подключенные к входам cyi«taTppoB, выходы которых соединены усилители с ИСполнительными блоками, отличающееся тем, что/ с целыО повышения надежности работы у ггройства, оно снабжено дифференцирующими цепями , дополнительным датчиком частоты вращения и дополнительным датчиком положения рейки топливного Hacocui двигателя, при этом выходкаждого датчика положения рейки топливного . насоса двигателя соединен с суммирующим входом соответствующего суьмато pa , a выход датчика частоты вргццения через одну из Ш1фференцйрую11в«х цепей соединен с другим су в«нрукадим входом одного из сумматоров, ВЁ1ХОД дополнительного датчика частсзты вращения через другую дшфферёнцйрукщую цепь g соединен с вычитающим входом другого сумматора.

СОЮЗ СОНГТСНИХ

: РЗИ ВВЬ РЕСПУБЛИК, 3(5В В 60 К 41/06 .

ЮС)ЩАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕНТ СССР Ю* й

1-

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Йй АВТОЮСНСВВГ TRY !. (23.), 2804589/27-11 (22) 11.06.79 (46) 30.05.83. Бюл. В 20 (72) В.П. Тарасик, В.В. Геращенко, В.И. Ирочек и С.Д. Галккин .(71) Иогилювский мазпеностроительный институт (53) 6 9.113-585..52(088.8) (56) 1.- Авторское свидетельство СССР

9 563311» кл. В 60 K.41/00, 1970 (прототип). (54) (57) . УСТРОИС 1 ВО ДЛЯ ПЕРВКХИОЧЕ-.

НИЯ ПЕРЕДАЧ TPAHCHOPTBOPO СРГДС 1ВА, содераащее датчики частоты .вращения двиеателя и положения рейки топ-ливного насоса двигателя, подключеннйе к входам сумматоров,выходы кото рых соединены через усилители с ис,SU.„1020269 А полннтельными блоками, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что; с целью повышения надеежнос.ги работы устройства, оно снабжено дифференцирукщими цепями, дополнительным датчиком частоты вращения и дополнитеиьньаа датчиком положения рейки топливного насоса двигателя, при этом выход каждого датчика aono ewi рейки топливного . насоса двигателя соединен с суммирующим входом соответствующего суммато» ра, а выход датчика частоты. вращения через одну из дифференцирующих цепей . соединен с другим суьееирующим входом: одного из сумматоров, выход дополнительного датчика частдти вращения через другую дифференцирующую цепь

-соединен с вычитающим входом другого сувеиатора.

1020269

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам, автоматического управления механизма переключения передач транспортного средства, преимущественно автомобилей и тракторов, на которых установлены дизельные двигатели со всережимным регулятором.

Известно устройство для переключения передачи транспортного средства, содержащее датчики частоты вра- 10 щения двигателя и положения . рейки топливного насоса:двигателя, подключенные к входам сумматоров, выходы которых соединены через усилители с исполнительными блоками (1). 15

Недостатком известного устройства является его сложность и низкая надежность работы.

Цель изобретения - повышение надежности работы устройства. 20

Поставленная цель достигается тем, что устройство для переключения передач транспортного средства, содержащее датчики частоты вращения двигателя и положения рейки топливного насоса двигателя, подключенные к входам сумматоров, выходы которых соедийены через усилители с исполнительными блоками, снабжено дифференцирующими цепями, дополнительным 30 датчиком положения рейки топливного насоса двигателя, при этом выход каждого датчика положения рейки топливного насоса двигателя соединен с суммирующим входом соответствующего сумматора, а выход датчика вращения через одну из дифференцирующих цепей — с другим суммирующим входом одного из сумматоров и выход дополнительного датчика частоты вращения через другую дифференцирующую цепь связан с вычитающим входом другого сумматора.

На фиг. 1 представлена принципиаль- ная электрическая схема устройства; на фиг. 2 - конструкция датчиков частоты вращения двигателя; на фиг.3эона оптимальной работы двигателя в зависимости от частоты вращения и положения рейки топливного насоса; на Фиг. 4 — графики зависимости входных напряжений от положения рейки топливного насоса и от частоты вращения двигателя на входах сумматоров.

Устройство (фиг. 1) содержит 55 электромагнитные клапаны с катушками

1 и 2 механизма Э переключения. пере-. дач. Катушки 1 и 2 электромагнитных клапанов через усилители 4 и 5 подключены к выходам соответствующих 60 сумматоров б и 7, которые выполнены в виде потенциометров и снабжены RC-Фильтрами и диодами на своих входах. Индукционные датчики 8 и9 положения рейки топливного насоса дви.- 65 гателя, питающиеся от источников 10 и 11 переменного тока, подключены к суммирующим входам сумматоров 6 и7.

Источники 10 и 11 переменного тока выполнены в виде:мультивибраторов, на выходе которых включены эмиттерные повторители. Датчики 12 и 13 частоты вращения двигателя через дифференцирующие. цепи 14 и 15 подключены к входам соответственно сумматоров.б и 7, причем один из нихк суммирукщему входу, а другой, — к вычитающему. Дифференцирующие цепи выполнены в виде последовательно соединенных конденсатора и резистора, а датчики частоты вращения — в виде замыкающих контактов и резисторов, включенных в последовательную цепь с источником питания.

Конструкиця датчиков 12 и 13 частоты вращения двигателя (фчг. 2) содержит установленное на валу 16 двигателя колесо 17, на котором закреплены постоянные магниты 18. У обода колеса 17 установлены герконы 19 и

20, контакты которых включены в цепв источника. питания (фиг. 1).

Кривые Q и д (фиг. 3) зависимостей положений рейки топливного насоса двигателя от частоты его вращения определяют зону оптимальной работы двигателя, кривые 4 и Z. (фиг. 4)— вид входных сигналов в виде напряжений И., поступающих.на входы сумматоров. Прямая д определяет уровень о напряжения срабатывания релейного усилителя 4 (для примера работы при включении высшей по отношению к исходкой передачи). !

Устройство. работает следующим образом.

Работа двигателя s любой момент времени однозначно определяется двумя параметрами — загрузкой и частоточ вращения вала двигателя. Загрузка двигателя со всережимным регулятором определяется положением рейки топливного насоса. Заштрихованная область определяет оптимальную загрузку двигателя на всех скоростных режимах. Кривая О (фиг. 3) соответствует включению высших передач, а кривая Π— низших передач. Это означает, что работа двигателя на кривой с(определяется такими параметрами hp и и„, при которых выходной сигнал сумматоров б (фиг.1) достигает порога срабатывания релейного усилителя 4, который управляет электромагнитом с катушкой 1. включения высших передач по отношению .:к исходной, при работе двигателя на кривой выходной сигнал другого сумматора 7 достигает порога срабатывания релейного усилителя 5, который управляет электромагнитом 2 включения низших передач.

1020269 фиг. f

При работе двигателя внутри заштрихованной области выходные сигналы логических устройств меньше порогов срабатывания релейных полупроводниковых усилителей.

В сумматоре б, установленном в канале включения высших передач, сигналы преобразователей частоты вращения вала двигателя и. перемещения рейки топливного насоса складываются, а в сумматоре 7 канала включения низших передач вычитаются. Это. достигается тем, что в преобразователе частоты вращения канала включения высших передач используются положительные импульсы дифференцирующей цепи, а в преобразователе частоты вращения канала включения низах лередач - отрицательные импульсы путем различных включений диодов.

Следует отметить, что статичес-. кие характеристки обоих преобразователей перемещения рейки- топливного насоса линейны, а преобразователей частоты вращения вала двигателя нелинейны, причем параметры дифференцирующих цепей обоих преобразователей частоты вращения различны и их выбором обеспечивается выполнение оптимального закона переключения передач.

Предположим, что нагрузка стала уменьшаться. Частота вращения вала двигателя прн этом увеличивается, а рейка топливного насоса перемеща ется всережимным регулятором в сторону уменьшения подачи топлива.

Входные сигналы сумматора б канала

fQ управления включением высших передач увеличиваются. Сумматор б постоянно формирует сигнал управления.

При достижении выходным -сигналом сумматора б порога срабатывания релейного усилителя 4 (а это будет иметь место при. работе двигателя на кривой О ) срабатывает электромагнит

1 включения высших передач и включается высшая передача. Устройство при увеличении нагрузки работает аналогично, только в этом случае логическим устройством производится операция вычитания.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает работу двигате ля на оптимальных режимах, при этом два канала управления позволяют включать любые передачи.

102026 9 авиа 2

10202б9 д/

Ь

Составитель Н.Лысяков редактор Н.Безродная Техред А.Вабинец Корректор М.Шаровж

Заказ 3790/13 Тираи 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5

Филиал ППП Патент, г. Уигород, ул. Проектная, 4