Устройство для регулирования мощности дизель-генераторной установки транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНОЙ .УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержгицее коитроплгер машиниста, соедкнен{шй с входами дешифратора, йлход которого подключён к входу регулятора мощност с дизеля, селективный узел, соединенный .входом с выходом генератора, а выходом - с одним из входов суммирующего усилителя , выход которого соединен с упрс1вляквдим входом выпрямителя, силовой вход которого подключен к возбудителю, а выход - к обмотке возбуждения генератора, и датчик частоты вращения дизеля, о т л кч а го и е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено датчиком тепловой перегрузки тяговых электродвигателей, блокиратором и аттенюатором, один вход которото ; соединен с датчиком тепловой перегрузки двигателя, подключенным к одному из входом блокиратора-и к другому входу дешифрат;ора, причём другой вход блокиратора подключен к выходу регулятора мощности дизеля, а выход - к другому входу суммирующего усилителя, третий вход которого соединеи с выход 1 аттенюатора, подключенного другим входом к датчику частоты вращения дизеля, а тре (Тьим - к контроллеру машиниста.

ngl (11) SU

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

- СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

30И) В 60 L Tl/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВЩ ЕТЕЛЬСТВЪ( (21) 3368070/24-1f (22) 18.12.81 (4Ь) 30,05.83. Вюл. В 20 (72) N.È.Аронов. В.В.Гамалей и И.А.Йванов (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода

"Электротяжмаш." им. -B..È.Ëåíèíà-. (53) 621.132(088.8). (56) 1. Колесник И.К. и др. Электропередачи тепловозов на переменно.постоянном токе. N., "Транспорт", . 1978, с.. 70-77 (тпютотнп ). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ДИЗЕЛЬГЕНЕРАТОРНОИ .УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее контроллер- машиниста, соединенный с входами дешйфратора, вых<щ которого подключен к входу регулятора мощности дизеля, селективный узел, соединенный входом с выходом генератора, а выходом — с одния иэ входов суммирующего усилителя, выход которого соединен с управляющим .входом выпрямителя, силовой вход которого подключен к эозбудителю, а выход - к обмотке возбуждения генератора, и датчик частоты вращения дизеля, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено датчиком тепловой перегрузки тяговых электродвигателей, блокиратором и аттенюатором, один вход которопо.. соединен. с датчиком тепловой перегрузки двигателя, подключенным к одному из входом блокиратора.и к другому входу дешифратора, причем другой вход блокиратора подключен к ф выходу регулятора мощности дизеля, а выход. — к другому входу суммирующего усилителя, третий вход которого соединен с выходом аттенюатора, подключенного другим входОм к датчи-. ку частоты вращения дизеля, а треO. ,тьим - к контроллеру машиниста. фмаб, 1020276

Изобретение относится к транспорту, а точнее к устройствам регулирования мощности дизель-генераторных установок транспортных средств. известно устройство для регули- 5 рования мощностй дизель-генераторной .установки транспортного средства, содержащее контроллер машиниста, соединенный с входами дешифратора, выход которого подключен к 10 входу регулятора мощности дизеля, селективный узел, соединенный входом с выходом генератора, а выходом — с одним иэ входов суммирующего усилителя, выход которого соединен с управляющим входом выпрямителя, силовой вход которого подключен к возбудителю, а выход - к обмотке возбуждения генератора, и датчик частоты вращения дизеля 51 3

Недостаток известного устройства заключается в том, что при работе дизеля на малых позициях контроллера машиниста обеспечивается малая величина потока охлаждающего воздуха, проходящего через тяговые двигатели, что может привести к их перег- . реву и выходу иэ строя.

Цель изобретения — повышение надежности работЫ дизель-генераторной установки и электрической передачи транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее контроллер машиниста, соединенный с входами дешифратора, выход которого.подклю- 35 чен к входу регулятора мощности дизеля, селективный узел, соединенный входом с выходом генератора, а выходом — с одним иэ входом суммирующего усилителя, выход которого 40 соединен с управляющим входом выпрямителя, силовой вход которого подклю- чен к всзбудителю, а выход - к обмотке возбуждения генератора, и датчик частоты вращения дизеля, снабжено 45 датчиком тепловой перегрузки тяговых электродвигателей, блокиратором и аттенюатором, один вход которого соединен с датчиком тепловой перегрузки двигителя, подключенным к одному из входов блокиратора и другсму входу дешфиратора, причем другой вход блокиратора подключен к выходу регулятора мощности дизеля, а выход — к другому входу суммирующе-, го усилителя, третий вход которого соединен с выходом аттенюатора, подключенного другим входом к датчику частоты вращения дизеля, а третьимк контроллеру машиниста.

На чертеже представлена блок-схе- 60 ма предлагаемого устройства.

Устройство содержит дизель 1, приводящий во вращение генератор

2, который питает тяговые двигатели

3 транспортного средства, Возбуди- 65

I тель 4, приводимый во вращение дизелем 1, питает через выпрямитель 5 обмотку возбудителя генератора 2. Селективный узел 6 подключен своим входом к выходу генератора 2, а выходом - к одному из входов суммирующего усилителя 7. Датчик 8 частоты вращения дизеля и датчик 9 тепловой перегрузки двигателя 3 соединены с входами аттенюатора ХО. Выходы аттенюатора ХО и блокиратора 11 связа-. ны с другими входами суммирующего усилителя 7, а регулятор 12 мощности дизеля 1 — с другим входом блокиратора 11. Контроллер 13 машиниста соединен с третьим входом аттенюатора 10 и с входом дешифратора 14, другой вход которого подключен к выходу датчика 9 тепловой перегрузки двигателей. Выход дешифратора. 14 .связан с входом регулятора 12 мощности дизеля.

Аттенюатор 10 с переменным коэффициентом передачи представляет .собой набор резисторов, соотношение между сопротивлениями которых может изменяться дискретно при помощи контактов или электронных ключей, Функционально связанных с контроллером 13 машиниста. Известный тепловозный контроллер машиниста включает в себя установленный на поворотном валу набор шайб, замыкающих контакты таким образом, что каждое положение (позиция )контроллера представлено в двоичном коде. Поэтому при помощи аттенюатора 10 Фактически совершается преобразование код-аналог, так как постоянное напряжение от датчика 8 частоты вращения дизеля при максимальной частоте вращения дизеля имеет постоянную величину.

Блокировка в аттенюаторе 10 при включении датчика 9 разрывает связь между датчиком 8 и усилителем 7, осуществляя тем самым формирование уставки в функции позиции контроллера машиниста через аттенюатор. В противном случае напряжение уставки через замкнутую блокировку подается на вход усилителя 7 непосредственно с датчика 8, напряжение которого пропорционально частоте вращения дизеля, поэтому в первом случае уставка зависит от положения контроллера машиниста, а во втором †. от.частоты вращения дизеля.

Дешифратор 14 выполнен с максиселектором и служит для преобразования положения контроллера машиниста в величину затяжки пружины регуля" тора 12 дизеля, обеспечивая для каждого положения контроллера определенную частоту вращения вала дизеля.

При срабатывании защиты выделяется сигнал, соответствующий максимальной частоте вращения вала дизеля, и при помощи максиселектора частота

-020276

Составитель Н-. Лысяков .Редактор Н. Безродная Техреду.Мигунова Корректор A.Ильин

Заказ 3791/14 . Тираж 675 Подписное

ВНЙИПИ Государственного комитета СССР

По делам изобретений и -открытий

113035, москва, ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 вращения, вала дизеля. принимает наивысшее рабочее значение независимо от положения контроллера машиниста.

Реализация дешифратора может базироваться как на контактной, тик и на бесконтактной аппаратуре.

Блокиратор 11 разрывает связь меж- ду регулятором 12 дизеля и усилителем

7 при срабатывании защиты и не позволяет повысить уровень напряжения синхронного генератора. Сигнал от: индуктивного датчика (не показан, который является составной частью регулятора 12 дизеля, приводит мощность генератора в соответствие со свободной мощностью дизеля, т.е. 15 мощностью, потребляемой электропередачей и:не включающей в себя расходы на собственные нужды.

Устройство работает следующим образом. 20

При отсутствии тепловой перегрузки тя1 овых двигателей 3 дизель 1, генератор 2 и тяговые двигатели 3 работают в.определенном режиме, зависящем от условий движения. При этом каждому положению контроллера .13 машиниста соответствует заданная частота вращения вала дизеля 1 и его мощность. Механическая энергия, вырабатываемая дизелем 1, преобразу- ЗО ется в электрическую генераторбм 2, для чего генератор 2 возбуждается от возбудителя 4 через управляемый выпрямитель 5. Формирование внешней характеристики генератора 2 осуществ-З ляется благодаря сравнению на входе усилителя 7 сигналов обратных связей по току и .напряжению генера. тора 2 с соответствующими уставками и действию индуктивного датчика регулятора 12 дизеля, приводящего мощ- 40 ность генератора 2 в соответствие со свободной мощностью дизеля 1 ° Ток генератора 2 определяется тяговой нагрузкой, а напряжение -является функцией как тока, так и мощности.

При возникновении тепловой перег-,, рузки тяговых двигателей 3 -включается датчик 9 тепловой перегрузки тяговых двигателей, в результате чего через блокиратор 11 индуктивного дат- чика блокируется корректирующее воздействие регулятора 12 дизеля на электропередачу через усилитель

7. Кроме того, через. дешифратор 14 с максиселектором на. регулятор 12 дизеля подается команда, соответст- вующая максимальной позиции контроллера 13 машиниста. Одновременно под действием выходного напряжения датчика 9 снимается блокировка в агте нюаторе 10 на воздействие контроллера 13 машиниста. При этом будет осуществляться работа дизеля .1 при максимальной частоте вращения с пониженной мощностью. При переводе дизеля на максимальную частоту вра-. щения возрастает расход охлаждающего. воздуха и за счет этого с тяговых двигателей 3 снимается тепловая перегрузка. При отключении датчика 9 снимается блокировка с блокиратора

11 .индуктивного датчика, включается блокировка в аттенюаторе 10 на сигнал контроллера машиниста 13 и дизель 1 работает в режиме наибольшей экономичности.

Таким образом, использование предлагаемого устройства позволяет повысить надежность работы тяговых двигателей, особенно на железных дорогах с тяжелым профилем и сложными климатическими условиями.