Шахтный локомотив

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ШАХТНЫЙ ЛОКОМОТИВ, содержащий раму и ходовую часть, включающую колесные пары и установленное с возможностью подъема и опускания приводнее колесо, взаимодействующее.с зубчатой рейкой, уложенной между рельсами пути, отличают и-и с я тем, что, с целью обеспечения прохода через стрелочные перевода и закругления пути, он снабжен дополнительным привсдным колесом, причем каждое колесо имеет индивидуальный привод и состоит из пары неподвижно закрепленных на валу дисков, между которыми по периферии установлены с возможностью свободного вращения подпружиненные в радиальном направлении цевки, длина которых превышает ширину зуба зубчатой рейки.и ISD ю 00 ийь 4ii

„„SU„„1022844 А

СОНИ СОНЕТСНИХ ,СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Д(5 ) В 61 С 11 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, -"

Н ABTOPCHOMV СЗВИД1= П=ЛЬСТВЪ(7 2

Фиг.1 (21) 2872954/27-11 (22) 23.01 ° 80 (46) .15.06.83- Бюл. Ф 22 (72), В.С.Круть, Q.Л.Гиверц, В.Д.Белан, В.В.Круть, И.И.Албул, Э.Б.Шмидт и В.P.Âåéñ (71) Карагандинский научно-исследовательский проектно-конструкторский и экспериментальный институт "Гидроуглегормаш" (53) 625.335.2i625.3.33(088.8) (56) 11 Авторское свидетельство СССР

Р 475300, кл. В 61 С 11/04, 1973 (прототип).

1 (54,) (57) ШАХТНЫЙ ЛОКОМОТИВ, содержащий раму и ходовую часть, включающую

Ф колесные пары и установленное с возможностью подъема и опускания привод- ное колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой, уложенной между рельсами пути, отличающийся тем, что, с целью обеспечения прохода через стрелочные переводы и закругления пути, он снабжен дополнительным привспным колесом, причем каждое колесо имеет индивидуальный привод и состоит из пары неподвижно закрепленных на валу дисков, между которыми по периферии установлены с возможностью свободного вращения подпружиненные в радиальном направлении цевки, длина которых превышает ширину зуба зубчатой рейки. Я

1022844

Изобретение относится к желеэнорожному транспорту, а именно к конструк-, ции тяговых приводов шахтных локомотивов

Известен шахтный локомотив, содержащий раму и ходовую часть, включаю- 5 щую колесные пары и установленное с воэможностью подъема и опускания приводное колесо, взаимодействующее с зубчатой рейкой, уложенной между рельсами пути (11 . 30

Однако в этой конструкции локомотива не решен вопрос беспрепятственного прохода стрелочных переводов и закруглений пути.

Цель изЬбретения — обеспечение прохода через стрелочные переводы и закругления пути °

Эта цель достигается тем, что шахтный локомотив снабжен дополнительным приводным колесом, причем каждое . колесо имеет индивидуальный привод и состоит из пары неподвижно закрепленных на:валу дисков, между которыми по периферии установлены с возможностью свободного:вращения подпружиненные в радиальном направлении 25 цевки, длина которых превышает ширину зуба зубчатой рейки.

На фиг.1 изображен шахтный локомотив-тягач, общий вид; на фиг.2 †вид

A на фиг.1, на фиг.3 — разрез Б-Б 30 .иа Фиг.1, на фиг.4 — разрез B-В на на фиг.3.

Локомотив состоит из рамы 1, на которой смонтированы колесные пары 2, электродвигатели 3, редукторы 35

4, передающие посредством ведущих звездочек 5 и цепей 6 крутящие моменты приводным колесам 7. Каждое приводное колесо 7 установлено на валу 8. Вал вращается в подвижных буксах 9. Приводное колесо состоит из двух неподвижно закрепленных на валу 8 дисков 10, между которыми по периферии на одинаковом расстоянии друг от друга установлены свободно проворачивающиеся цевки 11. Цевки 45 своими концами опираются на пружины 12. Один из дисков каждого колеса снабжен упором 13, с которым контактируют концы двух рессор 14, вторые концы которых жестко закреп- 50 лены на выступах свободно проворачивающейся ведомой звездочки 15, имеющей упоры 16. Подвижные буксы 9 мо-. гут перемещаться, например, посредством гидродомкратов 17 вверх и 55 вниз по дуге относительно оси ведущей звездочки 5 в направляющих, установленных .в раме 1.

Шахтный локомотив работает следующим ббразом. 60

При включении электродвигателей 3, от ведущих звездочек 5 редукторов 4 посредством цепей 6 передается вращение свободно проворачивающейся ведомой звездочке 15. Последняя, 65 проворачиваясь на валу 8, отгибает одну иэ рессор 14. Проворачивание звездочки 15 происходит до взаимодействия одного из ее упоров 16 (в зависимости. от направления движения локомотива) с упором 13 диска 10.

Дальнейшее вращение свободно проворачивающейся ведомой звездочки 15 происходит совместно с дисками 10.

Следовательно, приводные колеса 7, которые входят в зацепление своими цевками 11 с зубьями зубчатой рейки, уложенной по оси рельсового пути, перемещают локомотив-тягач по наклонному рельсовому пути.

При подходе локомотива-тягача к стрелочному переводу, в зоне которого зубчатая рейка отсутствует, машинист посредством гидродомкрата 17 поднимает переднее по ходу приводное колесо 7. Сразу после выхода из зацепления цевок 11 с зубьями зубчатой рейки диски 10 под действием упругой силы рессоры 14 поворачиваются в обратном направлении относительно ведомой звездочки 15.

Упор 3 занимает среднее положение между упорами 16 свободно проворачивающейся ведомой звездочки 15.

В .это время заднее по ходу приводное колесо 7 продолжает находиться в зацеплении с зубьями зубчатой рейки, поэтому локомотив-тягач продол-. жает свое движение. После того, как переднее по ходу приводное колесо пе ресекает разрыв между зубьями .рейки (в зоне стрелочного перевода) ма- шинист посредством гидродомкрата 17 опускает приводное колесо 7, которое входит в зацепление с зубьями зубчатой рейки. В это время заднее по ходу приводное колесо, приближаясь к разрыву зубчатой рейки, посредством гидродомкрата 17 поднимается и выходит из зацепления с зубьями зубчатой рейки.

Диск 10 заднего по ходу приводного колеса также как и переднего, под действием упругих сил рессоры 14, поворачивается в обратном направлении относительно ведомой звездочки 15, Упор 13 занимает среднее положение между упорами 16. В это же время переднее по ходу приводное колесо продолжает находиться в зацеплении с зубьями зубчатой рейки и локомотивтягач продолжает свое движение.

После того, как заднее приводное колесо пересекает разрыв зубчатой рейки, производится его опускание. Опускаясь, приводное колесо входит своими цевками в зацепление с зубьями зубчатой рейки. Дальнейшее движение локомотива-тягача осуществляется посредством переднего и заднего приводных колес одновременно.

При опускании вращающихся приводных колес, если учесть, что локомотив движется на стрелочных пере1022844.

Фиг.2 водах безостановочно, может произой-. ти так, что цевка 11 не попадает между зубьями зубчатой рейки, а ложится на ее эуб, при этом вращение дисков 10 сразу прекращается. Но так как двигатели 3 продолжают работать, то свободно проворачивающаяся ведомая звездочка 15 продолжает проворачиваться на валу 8, отгибая одну иэ рессор 14.

За короткое время, пока диски 10. !О не вращаются, а свободно проворачивающаяся ведомая звездочка 15 продолжает вращение, локомотив, следовательно, и приводное колесо передвигаются по ходу на расстояние, дос- 5 таточное, чтобы цевка 11 сползла с . зуба. При дальнейшем движении свободно проворачивающаяся ведомая звездочка 15 одним из своих упоров 16 сбприкасается с упором 13 диска 10 и начинает его вращать.

Для предотвращения поломок цевок

11 в случае, когда цевка ложится на зуб зубчатой рейки н в этот момент локомотив качнется на своих рессорах вниз, предусмотрены пружины 12, на которые опираются цевки.

При проходе локомотйвом-тягачом закруглений рельсовых путей прямая ось локомотива-тягача не совпадает,с закругленной осью рельсовых путей, на которой находится зубчатая рейка, а следовательно, оси приводных колес, находясь на значительном расстоянии друг от друга н на прямой оси локомотива-тягача, также не совпадают с закругленной осью рельсовых путей. Для обеспечения зацепления цевок за зубья зубчатой рейки при несовпадении прямой оси локомотиватягача с закругленной осью рельсовых путей на закруглениях цевки 11 выполнены длиною в несколько раз больше ширины зуба зубчатой рейки.

Таким образом, наличие подъемноопускающихся колес, включающих два неподвижно закрепленных на валу дисков, между которыми по периферии установлены подпружиненные цевки, при этом один из дисков снабжен упором, взаимодействующим с упором свободно проворачивающейся ведомой звездочки с двумя уравновешивающими рессорами, позволяет обеспечить переход локомотивом-тягачом стрелочные переводы, проходить закругления рельсовых путей за счет наличия цевок, имеющих длину в несколько раз большую ширины зуба зубчатой рейки, уло.женной между рельсами.

1022844

В-8 Ц 1О 16

Фиг. ю

Составитель A.Áãîðoâ

Редактор И.Касарда ТехредЛ.Пекарь КорректорГ,Решетник

Эакав 4128/9 Тираж 507 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4