Способ исследования износа шин с рисунком протектора повышенной проходимости и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Способ исследования износа ШИН с рисунком протектора повышенно проходимости, заключающийся в изготовлении слепка с протектора шины с использованием базового шаблона и пocJ eдyющeм измерении линейных размеров слепка, отличаю щи йс я тем, что, с целью получения кбмплексной оценки износа грунтозацеповпротектора , при изготовлении слепка грунтозацеп охватывают по периметру шаблоном, слепок охваченного шаблоном грунтозацепа заполняют, яйдким или сыпучим веществом до уровня, образованного верхней поверхностью шаблона, после чего проводят весовую оценку износа. 2. Устройство для осуществления пособа по п. 1, содержсвдее шаблон, копирующий форму грунтозацепа и имеющий измерительную базу в виде плоской верхней поверхности, о тличающееся тем, что шаблон выполнен пустотелым и имеет боковые стенки, повторЖощие конфигурацию боковых стенок грунтозацепа,. и нижнее основание, копирующее поверхность протекторного слоя шины, а высота шаблона от основания до плоской верхней поверхности в каждом его сечении меньше разности полной высоты грунтозацепа и максимально возможной ожидаемой величины его износа в данном сечении.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
KpQ) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЬР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3242945/27-11 (22) 24.02.81 (46) 15.06.83 ° Бкл. Р 22 (72) В. B. Гуськов, В . П. Бойков, И.Ю,.Свирщевский:. и С. И. Сизова (71) Белорусский ордена Трудового .Красного Знамени политехнический институт (53) 629.012.5.004.6(088.8) (56) 1. Истирание резин . М., "Хи; мня", 1975.
2. Патент США Р .3933036, кл. 73-146, 1 977.
3. Исследование влияния статического дисбаланса, углов установки колес и жесткости рулевой трапеции на работу автомобиля и интенсивность из,носа шин управляемых колес. Технический отчет НАМИ Р 9302, 1970, с. 4-5, рис. 1. (54) СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗНОСА ШИН
С РИСУНКОМ ПРОТЕКТОР1А ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57). 1. Способ исследования износа шин с рисунком протектора повышенной проходимости, заключающийся в изготовлении слепка с протектора шины
„„Я()„„1023221 А
b(59G 01 M 17 02 ° G 01 N 3 56 с использованием базового шаблоиа и последующем измерении линейных размеров слепка,- о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью получения кЬм. плексной оценки износа грунтозацепов протектора, при изготовлении слепка грунтозацеп охватывают по периметру шаблоном, слепок охваченного шаблоном грунтозацепа заполняют Жидким или сыпучим веществом до уровня, образованного верхней поверхностью шаблона, после чего проводят весовую оценку износа.
2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее шаблон, копирующий форму грунтоэацепа и имеющий измерительную базу в виде а плоской верхней поверхности, о тл и ч а ю щ е е с я тем, Что шаблон выполнен пустотелым и имеет боковые стенки, повторяющие конфигу- С рацию боковых стенок грунтозацепа,. и нижнее основание, копирующее по- Я верхность протекторного слоя шины, а высота шаблона от основания до ,плоской верхней поверхности в каж- (ц, дом его сечении меньше разности пол- ф© ной высоты грунтозацепа и максимально возможной ожидаемой величины его С© износа в данном сечении. фф
1023221
Изобретение относится к исследованию износа пневматических шин транспортного средства.
Известен способ исследования износа шин, заключающийся во взвешивании шин до и после пробега в дорожных условиях 512
Однако известный способ не дает . информации о неравномерности износа..
Наиболее близким к изобретению является способ исследования износа 10 шин с рисунком протектора повышенной проходимости, заключающийся в изготовлении слепка с протектора шины с использованием базового шаблона и последующем измерении линейных разме- $5 ров слепка (23.
Недостатком известного способа является невозможность перехода от оценки линейного местного, износа к оценке весового износа.
20 Известно также устройство для исследования износа шин с рисунком протектора повышенной проходимости, содержащее шаблон, копирующий форму грунтозацепа и имеющий измерительные базы в виде плоской верхней поверхности 33 .
Однако укаэанное устройство не позволяет получить базу отсчета в слепке грунтозацепа, требует многочисленных измерений износа в различных сечениях и не позволяет провести комплексную оценку износа грунтозаце.пов протектора.
Цель изобретения — получение комплексной оценки износа грунтозаце- 35 пов протектора.
Цель достигается тем, что согласно способу исследования износа шин с рисунком протектора повышенной проходимости, заключающемуся в из- 40 готовлвнии слепка с протектора шины с использованием базового шаблона и последующем измерении линейных размеров слепка, при изготовлении слеп ка грунтозацеп охватывают по перимет-45 ру шаблоном, слепок охваченного шаблоном грунтозацепа заполняют жидким или сыпучим веществом до уровня, образованного верхней поверхностью шаблона, после чего производят весовую оценку износа.
Кроме того, в устройстве для исследования износа шин с рисунком протектора повышенной проходимости, содержащем шаблон, копирующий форму грунтоэацепа и имеющий измерительную 55 базу в виде плоской верхней поверхности. Шаблон выполнен пустотелым и имеет боковые стенки, повторяющие конфигурацию боковых стенок грунтозацепа, и нижнее основание, копиру- 60 ющее поверхность протекторного слоя шины, а высота шаблона от основания до плоской верхней поверхности в каждом его сечении меньше разности полной высоты грунтозацепа и максимально возможной ожидаемой величины его износа в .данном сечении.
На фиг, 1 изображен грунтозацеп с устройством для исследования износа, поперечный разрез на фиг. 2 шаблон, внешний вид.
Грунтозацеп 1.охватывают по периметру шаблоном 2, верхняя поверхность 3 которого выполнена плоской и является измерительной базой. Шаб лон 2 выполнен пустотелым и имеет боковые стенки, повторяющие конфигурацию боковых стенок грунтозацепа.
Нижнее основание 4 шаблона 2 копирует поверхность протекторного слоя 5 шины. Емкость б заполнена пластичным веществом 7 или гипсом.
При наложении шаблона 2 на грунтозацеп верхняя поверхность 3 шаблона 2 определяет плоскость, являющуюся базой для последующих измерений в слепке. Слепок с грунтозацепа 1, охваченного шаблоном 2, снимают известным образом, используя для этого емкость б и пластичное вещество 7 . Затем слепок охваченного шаблоном грунтозацепа заполняют жидким или сыпучим веществом до уровня A-A, образованного верхней поверхностью
3 шаблона 2, По разности веса этого вещества в стенках грунтоэацепа до (эталонный слепок) и после некоторого пробега шины и соотношению плотности этого вещества и плотности резины определяют вес изношенной на данном грунтозацепе резины. При необходимости определения характера износа и его линейной величины производят измерение слепка относительно измерительной базы A-A.
Для осуществления указанного способа высота шаблона 2 от основания 4 цо плоской верхней поверхности 3 в каждом сечении шаблона выполнена меньше разности полной высоты грунтозацепа и максимально возможной ожидаемой величины износа грунтоэацепа в данном сечении.
Нижнее основание шаблона может быть изготовлено и подогнано на самой шине. Это позволяет свести к минимуму возможные погрешности установки. Криволинейность нижнего основания шаблона служит целям более надежного воспроизведения положения шаблона на грунтоэацепе, так как шаблон опирается на криволинейную поверхность шины.
Предлагаемый способ и устройство для замера износа ыин повышенной проходимости расширяет функциональные возможности известных способов оценки износа по изменению веса шины и по определению местного износа протектора. Наиболее полноценную оценку износа и его зависимость от различных параметров шины, транспорт1023221
Составитель A. Глинка
Редактор И. Келенеш Техред О. Неце Корректор Г. Решетник
Заказ 4201/28 Тираж 873 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4j5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ного средства и условий эксплуатации дает комплексная оценка,и таким образом могут быть собраны достоверные факты, которые могут служить основой для прогноза долговечности шин, Предлагаемый способ позволяет наряду с определением весового износа отдельного грунтозацепа определить и его местный износ с достаточно высокой точностью. Способ может быть применен, .например, при исследовании
:влияния развала, увода, биения, дисбаланса колес и в другйх случаях, когда отдельные грунтозацепы имеют различный износ либо по периметру, либо по ширине шины и значительную .неравномерность по поверхности отдельного грунтозацепа. Применение в этом случае весового метода определения износа позволяет оценить лишь общую потерю веса всей шины и не всегда точно.
Существующие способы с дискретными замерами позволяют определить износ в любой точке грунтозацепов, однако для выявления-характера изйоса грунтозацепа требуется большое число измерений, зачастую - сложных, и анализ, а сопоставление износа отдельных грунтозацепов одной и той
10 же шины по ее периметру и ширине или различных шин затруднено вследствие значительного объема информации.
Предлагаемый способ позволяет оперативно оценить количественнО и ка 5 чественно износ отдельного грунтовацепа и сопоставить его с износом других грунтоэацепов для выявлений влияния различных факторов на неравномерность износа. шины по периметру или по ширине.