Глиссирующее судно

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО, содержащее остроскулый корпус с килеватым днищем и секционированные интерцепторы , расположенные в нищах в Центре тяжести этого корпуса и на его транце, отличающееая тем, что, с целью улучщения ходовых и маневренных качеств судна, нижнее основание транцевой нищи образовано пластиной, продольная ось которой параллельна килевой линии судна, боковые кромки упомянутой пластины параллельны линиям скул корпуса судна, передняя кромка удалена от днища на расстояние 0,01 длины корпуса судна, а верхнее основание выполнено в виде обтекаемого кожуха, причем между килеватым днищем судна и кожухом образован сквозной равномерно расширяющийся к транцу канал. 2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что высота вышеуказанного канала на входе равна отстоянию передней кромки пластины от килеватого днища, а на выходе в плоскости транца - сумме высоты на входе и 0,02 длины упомянутой пластины.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5D В 63 В 1/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3389813/27-11 (22) 25.01.82 (46) 30.06.83. Бюл. № 24 (72) С. Б. Соловей, О. В. Солодкий и А. С. Павленко (53) 629. 125.8.039 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 2135408, кл,. 65 а,1/20 (В 63 В 1/20), опублик. 10.01.74.

2. Авторское свидетельство СССР № 683947, кл. В 63 В 1/20, 1979 (прототип). (54) (57) 1. ГЛИССИРУЮЩЕЕ СУДНО, содержащее остроскулый корпус с килеватым днищем и секционированнмеинтерцепторы, расположенные в нишах в центре тяжести этого корпуса и на его транце, отличающееся тем, что, с целью улучшения

„„SU„„1025574 А ходовых и маневренных качеств судна, нижнее основание транцевой ниши образовано пластиной, продольная ось которой параллельна килевой линии судна, боковые кромки упомянутой пластины параллельны линиям скул корпуса судна, передняя кромка удалена от днища на расстояние 0,01 длины корпуса судна, а верхнее основание выполнено в виде обтекаемого кожуха, причем между килеватым днищем судна и кожухом образован сквозной равномерно расширяющийся к транцу канал.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что высота вышеуказанного канала на входе равна отстоянию передней кромки пластины от килеватого днища, а на выходе в плоскости транца — сумме высоты на входе и 0,02 длины упомянутой пластины.

1025574! 1:11!бр»11 Ii:I» о,:! >с!1тся к судостроению, Н с1» 1!ОС!:.I Ь 1 Ы»т!тОХОД11! . : . ИСС1! !1 УЮ1ЦИМ !

11с1»1.

Извесi но глисс11ру1ощ< »... 1но, содержа1цее пластины. у1тановл» ill ые под днищем для облегчеш я выхода судна на режим глиссирования (! ) .

Однако такая конструкция не предусматривает установки под днищем интерцепторов для обеспечения срыва потока при выходе на режим глиссирования. Кроме того, днище выполнено плоским, что ухудшает мореходность.

Известно также глиссирующее судно, содержащее остроскулый корпус с килеваTbIM днищем и секцио ни рова нные интерцепторы, расположенные в нишах в центре тяжести корпуса и на elo тр;:нце (2).

Однако известное судно также имеет недостатки, заключающиеся в появлении возмо хности прорыва воздуха к гребным винтам и рулям, что ведет к ухудшению маневренных характеристик судна, возрастание толщинь! пограничного слоя, вызывающему необходимость дальнейшего отклонения интерцепторов, приводящего к росту сопротивления.

Цель изобретения — улучшение ходовых и маневренных качеств судна.

Поставленная цель достигается тем, что в глиссирующем судне, содержащем остроскулый корпус с килеватым днищем и секционированные интерцепторы, расположенные в нишах в центре тяжести этого корпуса и на его транце, нижнее основание транцевой ниши образовано пластиной, продольная ось которой параллельна килевой линии судна, боковые кромки упомянутой пластины параллельны линиям скул корпуса судна, передняя кромка удалена от днища на расстояние 0,01, длины корпуса судна, а верхнее основание выполнено в виде обтекаемого кожуха, причем между килеватым днищем судна и кожухом образован сквозной равномерно расширяющийся к транцу канал.

Кроме того, высота вышеуказанного канала на входе равна отстоянию передней кромки fIJIBcTHHbl от килеватого днища, а на выходе в плоскости транца — сумме высоты на выходе и 0,02 длины упомянутой пластины.

На фиг. 1 изображено предлагаемое судно, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, со стороны днища; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2;,на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 2.

В глиссирующем судне 1 с килеватым днищем 2 в районе цечтра тяжести имеются поперечные пазы, в которых расположены выдвижные интерцепторы 3, разделенные на секции правого борта 4 и левого борта 5.

Передние интерцепторы 3 соединены с корпусом 6 судна 1 шарнирно. В транце 7 судна 1 размещены транцевые интерцепторы 8, которые вместе с механизмами их шар!!ир11оЙ подве»!»1: 9 1! с! ..11381 ся в транцевых нишах 1О. Н11жнее основание транцевой ниши I() образовано килеватой пластиной I I.

Килев

0,01 длины судна. Пластина 11 размещена перед транцевыми интерцепторами 8. Крепление пластины 11 к днищу 2 осуществлено посредством стоек 17, являющихся продолжением бортов 18. Заостренная передняя кромка 16 опирается на кронштейны 19 гребных валов 20. Верхнее основание транцевой ниши 10 образовано обтекае15 мой формы кожухом 21. Поперечное сечение ниши 10 выполнено в форме крылового сегментного профиля с острой передней кромкой 16 и усеченной задней кромкой

22. Между кожухом 21 и днищем 2 образован сквозной равномерно расширяющийся к транцу канал 23. Высота канала 23 на входе равна отстоянию передней кромки 16 от днища 2, а на выходе, расположенном в плоскости транца 7,. равна сумме высоты на входе и 0,02 длины пластины 11. Гребные винты 24 расположены на гребных валах 20 за кронштейнами 19 под пластиной 11. Рули 25 расположены под пластиной 11 между плоскостью транца 7 и плоскостью дисков гребных винтов 24.

Длина пластины 11 должна быть не меньше отстояния кронштейнов 14 гребных валов 20 от транца 7.

При движении судна 1 с убранными передними интерцепторами 3 на днище 2 формируется пограничный слой, толщина которого на транце 7 составляет около 0,01 длины судна. В районе передней кромки

16 пластины 11 поток, перемещающийся вдоль днища 2, разделяется таким образом, что пограничный слой отводится в сквозной канал 23. Транцевые интерцеп40 торы 8, размещеннЬ1е за пластиной 11, взаимодействуют при этом не с основным пограничным слоем, сформировавшимся на днище 2, а с пограничным слоем, развивающимся на нижней стороне пластины 11, толщина которого не превышает 0,01 дли45 ны пластины, что существенно меньше толшины основного пограничного слоя. При этом резко сокращается длина зоны отрывного обтекания перед интерцептора ми 8, а эффективная скорость обтекания интерцепторов 8 увеличивается. Поток, отводимый в канал 23, несколько подтормаживается за счет увеличения толщины основного пограничного слоя на участке днища 2, расположенном между входом в канал 23 . и выходом из него, и развития пограничного слоя на верхней поверхности кожуха 21. э5

Однако наличие равномерного расширения сечения канала 23 предотвращает запирание потока. При вь1движении передних ин1025574 иг. (Рид 4

Составитель Л. Лихтеров

Редактор Н. Стащишина ., Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 4476/12 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 терцепторов 3 за ними образуется зона отрывного обтекания (каверна), замыкающаяся в кормовой части днища 2. Между днищем 2 и кожухом 21 формируется зона разрежения, которая способствует увеличению длины каверны и обеспечивает плавное замыкание каверны на участке днища судна, расположенном в корму от передней кромки 16, что позволяет предотвратить прорыв воздуха из каверны к вин;, . и рулям 25.

Глиссирующее судно про.:.,„.i, о:, струкции позволяет улу чшить ходовьн невренные качества за счет у л ч.ь;ения

ТОЛЩИНЫ ПОГраНИЧНОГО Слоя I Нь t, 1ни>го выдвижения интерцспторон. а та жс предотвращения прорыва воздуха к вин го- рулевому комплексу.