Беззазорная многопоточная зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
БЕЗЗАЗОРНАЯ МНОГОПОТОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая соосные ведущий и ведомый валы с жестко установленными на них зубчатыми колесами и связывающие их пары зубчатых колес , установленные на промежуточных валах , колеса по крайней мере одной из пар связаны между собой торсионом с устройством его закрутки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, устройство закрутки торсиона выполнено в виде гайки , жестко связанной с торсионом, ввернутой в нее промежуточной втулки, связанной резьбой с одним из колес и шлицевым соединением с гарантированным боковым зазором с другим колесом пары, и контргайки , связанной резьбой с первым колесом этой пары и взаимодействующей с гайкой.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2990239(25-28 (22) 03.10.80 (46) 30.06.83. Бюл. № 24 (72) Б. Н. Калошин, В. П. Степанов и И. В. Калабин (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 204860, кл. F 16 Н 1/08, 1966 (прототип) . (54) (57) БЕЗЗАЗОРНАЯ МНОГОПОТОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая соосные ведущий и ведомый валы с жестко установленными на них зубчатыми коле„„SU„„1025949 A сами и связывающие их пары зубчатых колес, установленные на промежуточных валах, колеса по крайней мере одной из пар связаны между собой торсионом с устройством его закрутки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, устройство закрутки торсиона выполнено в.виде гайки, жестко связанной с торсионом, ввернутой в нее промежуточной втулки, связанной резьбой с одним из колес и шлицевым соединением с гарантированным боковым зазором с другим колесом пары, и контргайки, связанной резьбой с первым колесом этой пары и взаимодействующей с гайкой.
1025949
Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводным устройствам манипуляторов.
Известна беззазорная многопоточная зубчатая передача, содержащая соосные ведущий и ведомый валы с жестко установленными на них зубчатыми колесами и связывающие их пары зубчатых колес, установленные на промежуточных валах, колеса по крайней мере одной из пар связаны между собой торсионом с устройством его закрутки (1). Устройство закрутки торсиона выполнено в виде косозубых колес и воздействующего на одно из них винта.
Недостатком известной передачи является низкая надежность работы устройства закрутки торсиона.
Цель изобретения — повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в беззазорной многопоточной зубчатой передаче, содержащей соосные ведущий и ведомый валы с жестко установленными на них зубчатыми колесами и связывающие их пары зубчатых колес, установленные на промежуточных валах, колеса по крайней мере одной из пар связаны между собой торсионом с устройством его закрутки, которое выполнено в виде гайки, жестко связанной с торсионом, ввернутой в нее промежуточной втулки, связанной резьбой с одним из колес и шлицевым соединением с гарантированным боковым зазором с другим колесом пары, и контргайки, связанной резьбой с первым колесом этой пары и взаимодействующей с гайкой.
На фиг, 1 показана кинеиатическая схема беззазорной многопоточной зубчатой передачи; на фиг. 2 — устройство для закрутки торсиона; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2.
Беззазорная многопоточная. зубчатая передача содержит соосные ведущий 1 и ведомый 2 валы с жестко установленными на них.зубчатыми колесами 3 и 4 соответственно, находящимися в зацеплении с парами зубчатых колес 5, 6 и 7, 8, установленными ыа промежуточных валах 9 и 10 соответственно.
По крайней мере одна из пар, например колеса 7, 8, связаны торсионом 11 и устройством 12 для его закрутки.
Устройство 12 для закрутки торсиона выполнено в виде гайки 13, жестко связанной с одним концом торсиона 11, другой конец которого жестко связан с колесом 7.
В гайку 13 ввернута промежуточная втулка 14, связанная резьбой с колесом 8 и шлицевым соединением 15 с гарантированным боковым зазором 16, с колесом 7.
С колесом 8 резьбой связана также контргайка 17, взаимодействующая с гайкой 13.
Величина бокового зазора 16 в угловых
" единицах выбирается меньше суммарного приведенного к паре колес 7, 8 бокового зазора между всеми элементами передачи; минимальная величина зазора 16 определяется максимальной величиной накопленной
20 кинематической погрешности передачи.
Для выбора зазоров в передаче производят ее предварительное натяжение, для чего посредством вращения гайки 13 скручивают торсион 11, причем величина крутящего момента закрутки несколько превышает нормальный крутящий момент, передаваемый от ведущего 1 к ведомому 2 валу передачи. При этом гайка 13 скручивается с резьбы промежуточной втулки 14, а последняя не может вращаться, так как упирается в шлицы колеса 7. После этого гай3о ка 13 фиксируется контргайкой 17.
При нормальном режиме работы, когда передаваемый крутящий момент меньше крутящего момента закрутки торсиона 11, момент передается через колесо 7, торсион
11, гайку 13, промежуточную втулку 14, ко35 лесо 8.
При пуске или торможении, когда передаваемый момент превышает момент закрутки торсиона, момент передается по двум ветвям: колесо 7, торсион 11, гайку 13, втулку 14, колесо 8 и колесо 7, шлицевое соеди4о нение 15, втулка 14, колесо 8.
Изобретение имеет высокую надежность и стабильность в работе.
1025949
A-Д
Ф ./2З
Составитель Л. Фомичев
Редактор В. Пилипенко Тех ред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 4533/3 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! !3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4