Акустико-эмиссионный способ контроля качества упрочнения зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, заключающийся в.том, что .к зубчатому колесу при1слг1дывают нагрузку в области упругого деформирования материала, во время, нагружения регистрируют сигналы акустической эмиссии, по параметрам которых определяют качество зубчатого колеса, о т ли ч ающ е ее я. тем, что, с целью повышения достоверности контроля, нагрузку, распределенную по линии зацепления, прикладьшают поочередно к каждой паре зубьев, а максимум нагрузки выбирают равные пределу упругости материала неупрочненного зубчатого колеса. W to СЛ1 со СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 3(SD G N 29 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ, СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3411317/25-28 (22) 25,03.82 (46) 07.07.83. Бюл. Р 25 (72) В.С.Гуревич, Г.A.Кузьмин, П.Ф.Богучарский, В.И.Синяговский, A.С,Трипалин, В.И.Врагов, Л.П.Давы.дов, Г.A.Æóðàâëåâ, A.Â.Êðóãëîâ и Ю.Д.Харитонов (71) Ростовский ордена Трудового

Красного Знамени государственный университет и Донецкий экскаваторный завод (53) 620.179(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 794490, кл. 6 01 N 29/04, 1981.

2. Голямина И.П. Ультразвук " .

Малая энциклопедия. N., Советская энциклопедия",1979,с.391-393 (прототип

„.SU„„1027595 А (54) (57) АКУСТИКО-ЭМИССИОННЫЙ СПОСОБ

КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАTblX КОЛЕС, заключаницийся в.том, что ,к зубчатому колесу прикладывают нагрузку в области упругого деформирования материала, во время. нагру. жения регистрируют сигналы акустической эмиссии, по параметрам которых определяют качество зубчатого колеса, о т л и ч а ю щ е е с я . тем, что, с целью повышения достоверности контроля, нагрузку, распределенную по линии зацепления, прикладывают поочередно к каждой паре зубьев, а максимум нагрузки выбирают равным пределу упругости материала неупрочненного зубчатого . щ колеса.

1027595

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить достоверность контроля за счет выбора схемы нагружения и величины нагрузки. итель К.Хилков

О. Неце Корректор В. Бутяга

Заказ 4729/47 Тираж 873 Подписное

BHHHGH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Москва, Раушская наб., д. 4/5

r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Филиал ППП Патент, Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для акустико-эмиссионного контроля качества упрочнения зубчатых колес.

Известен способ контроля качества материала иэделия по сигналам акустической эмиссии, заключающийся в том, что иэделие .нагружают, принимают сигналы акустической эмиссии, регистрируют величину нагрузки, соответствующей максимальному значению интенсивности сигналов и определяют коэффициент концентрации напряжений с учетом тарировочной зависимости упругого сопротивления от величины нагрузки, фиксируют величину максимальной интенсивности сигналов акустической нагрузки, а качество изделия определяют по произведению величины максимальной интенсивности сигналов и коэффициента концентрации напряжений (1 J.

Недостатком способа является малая достоверность контроля объемного упрочнения материала изделия, обусловленная тем, что определение концентрации напряжений эа счет учета тарировочной зависимости упругого сопротивления от величины нагрузки для контроля пластически деформированных (упрочненных материалов недостоверно вследствие широких пределов изменений физико-механических свойств упрочненных материалов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является акустико-эмиссионный способ контроля качества упрочнения зубчатых колес, заключающийся в том, что к зубчатому колесу прикладывают нагрузку в области упругого деформирования материала, во время нагружения регистрируют сигналы акустической эмиссии, по параметрам которых определяют качество зубчатого ко-. леса (2 ).

Недостатками этого способа являются малая достоверность, обусловленная тем, что нагрузку прикладывают ко всему изделию одновременно; нагрузка не направлена по линии действия рабочей нагрузки.

Цель изобретения — повышение достоверности контроля.

Поставленная цель в акустико-эмис сионном способе контроля качества упрочнеиия зубчатых колес, Заключаю-< щемся в том, что к зубчатому колесу

Состав

Редактор Е.Лушникова Техред

50 прикладывают нагрузку в области упругого деформирования материала, во время нагружения регистрируют сигналы акустической эмиссии, по пара- метрам которых определяют качество зубчатого колеса, достигается за счет того, что нагрузку, распределенную по линии зацепления, прикладывают поочередно к каждой паре зубьев, а максимум нагрузки выбирают равньм пределу упругости материала неупрочненного зубчатого колеса.

На чертеже представлена схема реализации способа.

К паре зубьев 1 зубчатого колеса 2 прикладывают нагрузку Р, распределенную по линии зацепления. Датчик 3 расположен на зубчатом колесе

2. Датчик 3, усилитель 4, блок 5 фильтров, интенснметр 6 и сравнивающее устройство 7 соединены последовательно. Второй вход сравнивающего устройства 7 соединен с выходом регулируемого источника 8 опорного напряжения.

Акустико-эмиссионный способ контроля качества упрочнения зубчатых колес осуществляется следующим образом.

К каждой паре зубьев 1 прикладывают поперечно нагрузку Р, распределенную по линии зацепления и направленную по линии действия рабочей нагрузки. Максимум нагрузки P выбирают равньм пределу упругости материала неупрочненного зубчатого колеса. Регистрируют сигнал акустической эмиссии датчиком 3. Сигнал с датчика 3 проходит через усилитель

4 н блок 5 фильтров н поступает на инт@нсиметр 6. Напряжение с выхода, интенсиметра 6, соответствующее те! кущей интенсивности сигналов акустической эмиссии, подают на первый вход сравнивающего устройства 7, на второй вход которого подают опорное напряжение с регулируемого источника 8 опорного напряжения, соответствующее уровню интенсивности упрочненного зуба 2. При повышении этого уровня уровнем напряжений на первом входе на выходе сравнивающего устройства 7 вырабатывается сигнал Не упрочиен, при этом загорается сигнальная лампочка;