Механизм управления муфтой сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ по авт.св, -№ 748057, отпичающийся тем, что, с цепью повышения допговечнооти муфты сиеппения, вал демпфера расположен эксцентрично относительно оси авпиндра . 2. Механизм по п. 1, отличающий с я тем, что вал демпфера выполнен с дополнительными расположе ными под углом отверстиями под папец крепления педали управления.
CO)03 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТЙЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (l9) (11) f R з
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61 ) 748057 (21 ) 34441 54/27-1 1 (22) 20.0 5.82 (46) 23.09.83. Бюл. № 35 (72) В.С. Паламарчук и И. Ф.Касап (53) 629.113-578 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
N748057,,кп. F. 16 ).) 23/12, 1978 (прототип) ..
3(51) 16 Р 9/12; В 60 К 17/02 (54)(57) 1, МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ по авт.св. № 748057, о т п и ч а ю ш и и с я тем, что, с цепью повышения допговечнооти муфты сцеппения, вап демпфера распо ложен эксцентрично относитепьно оси )(sпиндра.
2. Механизм по п. 1, о т и ч аю ш и и с я тем, что вап демпфера выпопнен с допопнитепьными распопожейными под угпом отверстиями под папеп крепления педали управпения.
3 104
Изобретение относится к,машиностроению, в частности к механизмам управления муфтой сцепления транспортных средсгв.
По основному авт.св. hh 748057 известен механизм управленф муфгой сцепления, содержащий педаль управления и гидравлический демпфер, выполненный в виде цилиндра с размещенным в нем
sanoM, закрепленной на последнем ради- 10 альной лопастью, снабженной перепускным клапаном, причем на внутренней поверх.ности цилиндра выполнена радиально рао положенная перегородка, контактирующая с валом, а педаль установлена На свободном конце вала (1), Недостатком этого устройства является равномервый темп включения муфты сцепления, который приводит к тому, что процесс включения муфты сцепления до 20 ее полного замыкания затягивается, а диски муфты перегреваются и изнашиваются.
11ель изобретения — повышение долговечности муфты сцепления, 25
Поставленная цель достигается тем, что в механизме управления муфтой сиейпения, содержащем педаль и гндравличеокий демпфер, выполненный в виде цилиндра с размещенным в нем валом, закреп- 30 ленной на последнем радиальной попастью, снабженной перепускным клапаном, причем на внутренней поверхности цилинд« . ра выполнена радиально расположенная перегородка, контактирующая с валом, а
35 педаль установлена на свободном конце вала, вал демпфера расположен эксцент» рично относительно оси цилиндра.
Кроме того, вал демпфера выполнен с дополнительными расположенными под 40 углом отверстиями под палец крепления педали управления.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема механизма управления муфтой сцеп- ления; на фиг. 2 - демпфер, общий вид на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на
45 фиг. 4 - демпфер, поперечный разрез, Механизм управления муфтой 1 (фиг.1) содержит педаль 2 управления, промежуточную тягу 3, рычаг 4 включения, возвратную пружину 5 и демпфер 6 (фиг. 2), 50 выполняющий функцию кронштейна для пег дали.
Демцфер содержит цилиндр 7 (фиг. 3), снабженный боковыми крышками 8 и 9, и установленный в подшипниках 10 крышек вал 11 с закрепленной к нему радиальной лопастью 12. Ось вала 11 смеще3386 2 на относительно оси цилиндра 7 на вели чину б (фиг. 4).
Радиальная лопасть 12 установлена в цилиндре 7 под углом к плоскости, проходящей через оси вала 11 и цилиндра
7. Этот угол находится в пределах от 0 до 180 - Pa, где P - угол рабочего хода педали, а начало координат лежит в выше, укаэанной плоскости со стороны эксцентриситета б.
Внутри цилиндра 7 имеется радиальная стенка 13, которая верхней частью прилегает к поверхности 14 вала 11 °
Лопасть 12 снабжена клапаном 15 одностороннего действия, выполненным в виде сквозного отверстия 16, перекрываемого пластиной 17. Между лопастью 12 и внутренней поверхностью 18 цилиндра
7 предусмотрен зазор 19.
На выходном конце sana 1.1 свободно установлеца ступица 20, педали 20, имеющая радиальную прорезь 21, в которой расположен укрепленный в отверстии 22 вала 11 палец 23, взаимодействующий в процессе работы с торцами 24 и 25 прорези 21.
Вал 11 снабжен дополнительными отверстиями 26 (фиг.2) под палец 23, посредством которых при перестановке педали 2 на валу 11, изменяется угол установки лопасти.
С помощью опорных элементов 27 цилиндр 7 опирается на основание 28 кабины и фиксируется На нем болтами 29.
Механизм управления муфтой сцепления работает следующим образом.
При выключении муфты (нажатие на педаль) поворот вала 11 демпфера 6 осуществляется после примыкания торца 25 прорези 21 к пальцу 23. При этом плаотина 17 клапана 15 открывает отверстие
16 в лопасти 12 и жидкость через orверстие и зазор 1 9 свободно перетекает иэ правой полости цилиндра в левую, а зазор 19 увеличивается.
При включении муфты 1 перемещение педали 2 на большем участке ее хода происходит ускоренно. В конце хода торец 24 прорези 21 примыкает к паль. цу 23 и вал 11 поворачивается против часовой стрелки. Пластина 17 клапана
15 перекрывает отверстие 16 и жидкость перетекает из левой полости в правую через зазор 1 9, при этом по мере включения площадь сечения зазора 19 уменьшается, обеспечивая экспоненциальное включение муфты.
Наличие дополнительных отверстий под палец позволяет производить регулировку
3 10 темпа включения муфты, сцепления за счет изменения угла установки радиальной лопасти в цилиндре, 43386 4
Предлагаемый механизм обеспечивает, уменьшение работы буксования муфты за c«er оптимизации процесса включения сцепления.
Фиг.Г
10 338а
Я-4
7 rZ 1f
zs
Z1
ФигЗ
Составитель А. Кретов
Редактор О. Черниченко Техред А.Бабинец Корректор С. Шекмар
Заказ 7308/30 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Гомударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4