Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, преимущественно тепловозного дизеля, содержащая два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в первый из которых последовательно включены рубашка охлаждения двигателя внутреннего сгорания, радиатор и циркуляционный насос, а второй - снабжен дополнительным циркуляционным насосом, отличающаяся тем, что, с целью стабилизации температуры охлаждающей жидкости во всем диапазоне режимов работы двигателя в условиях низких температур, контуры связаны между собой при помощи теплообменника, а второй контур дополнительно снабжен тепловым аккумулятором, причем теплоемкость охлаждающей жидкости второго контура больще, чем теплоемкость охлаждающей жидкости первого контура. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что тепловой аккумулятор снабжен теплонагревательными элементами. S (Л / СХ) 4 СО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК зов F01P320
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К AQTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3439384/25-06 (22) 17.05.82 (46) 15.10.83. Бюл. № 38 (72) С. Г. Грищенко, Е. И. Ломакин, В. С. Бугуцкий, М. Г. Маханько и Л. М. Хахарев (71) Производственное объединение «Ворошиловградский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции» (53) 621.43-71 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 850876, кл. F 01 P 5 00, 1981. (54) (57) 1. СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО
ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, преимущественно тепловозного дизеля, содержащая два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в пер„„Я0„„1048143 А вый из которых последовательно включены рубашка охлаждения двигателя внутреннего сгорания, радиатор и циркуляционный насос, а второй — снабжен дополнительным циркуляционным насосом, отличающаяся тем, что, с целью стабилизации температуры охлаждающей жидкости во всем диапазоне режимов работы двигателя в условиях низких температур, контуры связаны между собой при помощи теплообменника, а второй контур дополнительно снабжен тепловым аккумулятором, причем теплоемкость охлаждающей жидкости второго контура больше, чем теплоемкость охлаждающей жидкости первого контура.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что тепловой аккумулятор снабжен теплонагревательными элементами.
1048143
Составитель A. Сайкин
Техред И. Верес Корректор Ю. Макаренко
Тираж 535 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Т.Митейко
Заказ 7893 38
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может найти применение на транспортных установках, преимущественно тепловозах, оборудованных дизелями, эксплуатирующихся в холодное время года, для стабилизации температуры охлаждающей жидкости во всем диапазоне режимов работы двигателя.
Известна система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в первый из которых последовательно включены рубашка охлаждения двигателя внутреннего сгорания, радиатор и циркуляционный насос, а второй— снабжен дополнительным циркуляционным насосом 11).
Известная система обеспечивает эффективное охлаждение двигателя внутреннего сгорания в теплое время года при относительно медленных изменениях режимов его работы. Однако в холодное время года, особенно при работе на малых нагрузках, температура охлаждающей. жидкости значительно понижается, что приводит к ухудшению основных характеристик двигателя.
Цель изобретения — стабилизация температуры охлаждающей жидкости во всем диапазоне режимов работы двигателя в условиях низких температур.
Поставленная цель достигается тем, что в системе жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, преимущественно тепловозного дизеля, содержащей два контура циркуляции охлаждающей жидкости, в первый из которых последовательно включены рубашка охлаждения двигателя внутреннего сгорания, радиатор и циркуляционный насос, а второй — снабжен дополнительным циркуляционным насосом, контуры связаны между собой при помощи теплообменника, а второй контур дополнительно снабжен тепловым аккумулятором, причем теплоемкость охлаждающей жидкости второго контура больше, чем теплоемкость охлаждающей жидкости первого контура.
Кроме того, тепловой аккумулятор системы снабжен теплонагревательными элементами.
На чертеже представлена схема системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, Система включает первый контур А охлаждения двигателя внутоеннего сгорания, состоящий из рубашки охлаждения дизеля 1 (двигателя) радиатора 2 циркуляционного насоса 3. и второй контур В, состоящий из
50 теплообменника 4, циркуляционного насоса 5 и теплового аккумулятора 6 со встроенными нагревательными элементами. Контур В заполнен охлаждающей жидкостью с тепЛоемкостью больше чем теплоемкость охлаждающей жидкости в контуре А.
Контуры А и В гидравлически не связаны между собой и теплообмен между ними производится через теплообменник 4.
При работе двигателя 1 на больших нагрузках охлаждающая жидкость (вода) прокачивается с помощью насоса 5 через радиатор 2, теплообменник 4 и поступает в рубашку охлаждения двигателя 1. Охлаждающая жидкость контура В с большей теплоемкостью, чем в контуре А, насосом 5 подается последовательно в теплообменник
4 и тепловой аккумулятор 6, причем в тепло- . обменнике 4 она нагревается до температуры охлаждающей жидкости в контуре А на входе в рубашку охлаждения дизеля 1.
При переходе двигателя 1иа режим работы с меньшими нагрузками в теплообменнике 4 осуществляется передача тепла от охлаждающей жидкости в контуре В к охлаждающей жидкости контура А. В результате в контуре А стабилизируется температура охлаждающей жидкости — уменьшается максимальная и увеличивается минимальная температуры охлаждающей жидкости.
При неработающем двигателе 1 в холодное время года запасается теплоносителем контура В тепло в тепловом аккумуляторе 6.
При снижении температуры теплоноситель контура В подогревается нагревательными элементами, установленными внутри аккумулятора 6. При циркуляции охлаждающей жидкости производится ее подогрев в теплообменнике 4 и осуществляется подогрев всей силовой установки.
Поскольку теплоноситель контура В имеет большую теплоемкость, чем контур А, постольку тепловой аккумулятор 6 может иметь большие размеры.
Таким образом, предлагаемая система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания позволяет обеспечить быстрый запуск дизеля в любое время года, предотвратить размораживание дизеля и радиатора в холодное время года на неработающем двигателе, стабилизировать температуру охлаждающей жидкости двигателя во всем диапазоне режимов работы в условиях низких температур окружающего воздуха.