Устройство для контроля напряжения аккумулятора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА, содержащее два делителя контролируемого напряжения , логический элемент 2И-НЕ, один вход которого соединен с выходом управляемого генератора, а выход - с элементом индикации, от .личающееся тем, что, с целью повьиения достоверности контроля путем четырехуровневой индикации напряжения при помощи одного элемента индикации, в него введены третий делитель контролируемого напряжения и два.логических элемента ИМПЛИКАЦИЯ, прямые и объединенные запретные входы которых соединены соответственно с делителями контролируекых напряжений, а выходы подключены соответственно к входу управляемого генератора и второму входу логического элемента 2И-НЕ. О 4 30 ел сх

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3151) Н 01 М 10 48

1. "(H- О !mt i", 3, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " -:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3446760/24-07 (22) 01 ° 06.82 (46) 15.10,83. Бюл. 938 (72) Н.Ш.Габитов, A.Á.Брюханов, В.В.Фомин и В.И.Скуратова (53) 621.355.1 (088.8) .(56) 1.Авторское свидетельство СССР М 654988, кл.Н 01 М 10/48, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР . по эаявке 9 3348603/07, кл.Н 01 М 10/48, l981. (54) (57) УСТРОЙСТВО,цЛЯ КОНТРОЛЯ

НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА, соДеРжащее два делителя контролируемого напряжения, логический элемент 2И-НЕ, один вход которого соединен с выходом управляемого генератора, а выход - с элементом индикации, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности контроля путем четырехуровневой индикации напряжения при помощи одного .элемента индикации, в него введены третий делитель контролируемого напряжения и два.логических элемента

ИМПЛИКАЦИЯ, прямые и объединенные запретные входы которых соединены соответственно с делителями контролируемых напряжений, а выходы подключены соответственно к входу управляемого генератора и второму входу логического элемента 2И-НЕ.

104853?

Изобретение относится к электро-" измерительной технике и может быть использовано для встроенного автоконтроля напряжения аккумулятора автомобиля, в частности, и в схемах контроля электрических напряжений. 5

Известно устройство для контроля напряжения аккумулятора, содержащее транзисторы, стабилитроны, резисторы и элементы индикации(1). данное устройство позволяет производить четырехуровневую индикацию напряжения аккумулятора, однако оно требует применения двух элементов индикации. Если каждый параметр автомобиля отображать при помощи

15 нескольких элементов индикации, то его щиток прибсров станет таким же сложным, как и приборная панель ñàмолета, что усложнит его обзор в процессе выполнения транспортной работы.

Наиболее близким к предлагаемому по .технической сущности является устройство для контроля напряжения аккумулятора, содержащее два делителя контролируемого напряжения, 25 логический элемент 2И-НЕ, один вход которого соединен с выходом управ- ляемого генератора, а выход — с элементом индикации. Такое устрой-. ство произ водит трехуровневый кон- 30 троль напряжения аккумулятора при помощи одного элемента индикации: если напряжение в пределах установленной эоны, то элемент индикации выключен, если ниже - включен, а если g5 выше, то индикатор выдает прерывистый сигнал(2).

Однако это устройство не позволяет производить четырехуровневую индикацию при помощи одного элемента индикации, что снижает достОверность контроля напряжения аккумулятора.

Цель изобретения - повышение достоверности контроля путем четырехуровневой индикации напряжения при помощи одного элемента индикации.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля напряжения аккумулятора введены третий делитель контролируемого напряжения и два логических элемента ИМПЛИКАЦИЯ, 50 прямые и объединенные запретные входы которых соединены соответственно с делителями контролируемых напряжений, а выходы подключены соответст-.венно к входу управляемого генерато- 55 ра и второму входу логического элемента 2И-НЕ.

На чертеже приведена функциональная схема предлагаемого устройства на логических элементах ИМПЛИКАЦИЯ. 60

Если напряжение в пределах эоны

12,5 - 14 В, то на средних выводах делителей 1 и 2 сигналы логической. единицы, а 3 - логического нуля, поэтому на выводах обоих элементов

ИМПЛИКАЦИЯ 5 и 6 логические нули.

При этом выходным сигналом элемента устройство содержит делители напряжения 1 — 3, подключенные к контролируемому аккумулятору 4, средние выводы которых соединены соответ-65 сТВеНН0 с прямыми и Объединенными запретными входами логических эле ментов ИМПЛИКАЦИЯ 5 и 6 ОТРИЦАНИЕ

ЗАПРЕТА)r ВЫХОДЫ КОТОрыХ подКЛючeHbl соответственно к входу управляемого генератора 7 и к входу логического элемента 8 типа 2И-НЕ, другой вход которого соединен с выходом генератора 7, а выход — с элементом индикации 9. Питание логических элементов осуществляется от контролируемого аккумулятора. В устройстве могут быть использованы, например, микросхемы серии К511 или К561, имеющие диапазон питающих напряжений

10,8, — 22 В и 3 — 15 В соответствен- но °

Предположим, что делители напряжения 1 — 3 настроены таким образом, что на их средних выводах потенциалы превышают входное пороговое напряжение переключения логических . элементов 5 и 6 при превышении напряжения аккумулятора уровня 11, 12,5 и 14 В соответственно, Работа устройства поясняется следующей таблицей.

Если напряжение аккумулятора меньше 11 В или больше 14 В, то на все входы логических элементов 5 и 6 поступают от делителей напряжения сигналы логического нуля или логической единицы соответственно. При таких комбинациях входных сигналов на выходах логических элементов HMHJIHKAЦИЯ 5 и 6 устанавливается напряжение логической единицы. Выходным сигналом элемента 5 запускается управляемый генератор импульсов 7, настроенный на частоту 1 Гц. Выходным сигналом элемента 6 разрешается прохож.дение импульсов с выхода генератора 7 через логический вентиль 2И-ЫЕ

8 на светодиод элемента индикации 9, который выдает прерывистый световой сигнал, что свидетельствует о том, что контролируемое напряжение вышло за пределы эоны 11 - 14 В.

Когда контролируемое напряжение находится в пределах эоны 11 - 12,5 В, то, на среднем выводе делителя 1 сигнал логической единицы, а 2 и 3 логического нуля. Поэтому на выходе элемента 5 устанавливается логический нуль, а 6 - единица. При этом генератор затормаживается и на оба входа элемента 8 поступают логические единицы. Вентиль 8 открывается и включает светодиод 9, что свидетельствует о том, что напряжение нахо« дится в пределах 11 — 12,5 В.

1048537

1 I

Напряжение аккумулятора, В

Состояниеэлемента и нди кации

Логические уровни на выходах

Делителей наг ряжения

Логических элементов

2 3

1 Прерыви сто

1 Включен

0 Выключен

11-12,5

12,5-14

1 Прерывисто

Составитель И.Найдина

Редактор Т..Митейко ТехредМ.Гергель Корректор А. Тяско

Заказ 7941/57 Тираж 703 Подпи си се

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Ф

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 б запирается вентиль 8 и светодиод 9 выключается, что свидетельствует о том, что контролируемое напряжение в пределах 12,5 — 14 В.

Изменяя настройку резисторов делителей 1 — 3, можно устанавливать требуемые пороги контролируемых напряжений.

Предлагаемое устройство может быть использовано для встроенного контроля исправности автомобильного электрооборудования, -поскольку на-. пряжение аккумулятора работающего автомобиля является комплексным диагностическим параметром, характеризующим техническое состояние генератора, реле — регулятора и самого аккумулятора.

Кроме того, от напряжения аккумулятора во многом зависят эксплуатационные свойства автомобиля, Если напряжение ниже нормы, то уменьшается мощность искры: системы зажигания, что ухудшает условия воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателя, а следовательно, ухуд5 шается топливная экономичность автомобиля и повышается токсичность отработавших газов. Если напряжение выше нормы, то увеличивается вероятность перегорания светотехничесJQ ких устройств автомобиля.

Следовательно, повышение достоверности контроля напряжения аккумулятора при помощи предлагаемого устройства способствует улучшению эксплуатационных свойств автомобиля.

Предлагаемое устройство может . быть использовано для встроенного четырехуровневого автоконтроля различных параметров как автомобиля, так и других объектов, преобразуе-мых в электрические напряжения.