Устройство для считывания номера транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЧИТШАНга НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее расположенный на транспортном средстве решетчатый носитель информации и установленные на контрольном пункте датчики-излучатели и датчики-приемники, подключенные через соответЬтвующие ключевые элементы к триггерам коммутации, первый из которых соединен с одним ключевым элементом, а второй - с другим ключевым элементом, счетчик разрядов, блсж сравнения, дешифратор, блок контроля кода, блок коммутации и генератор импульсов, при этом счетные входы первого и второго счетчиков импульсов и счетчиков разрядов соединены с .cooтвeтcтвyющи iн выходами блока коммутации, первьШ и второй информационные входы которого подключены к выходам соответственно первого датчика и генерСвтора импульсов а выходы первого и второго счетчиков импульсов соединены с одним и другим информационными входами блока сравнения, выход которого соединен со стробирующим входом дешифратора , информационным.входом подключенного к счетчику разрядов, первым выходом к первому входу регистра, а вторым выходом к одному входу блока контроля кода, один выход которого связан с блоком выходных ключей , отлича1ощеес я тем, что, с целью повышения достоверности считываемой информации, оно снабi жено блоком временной задержки, одновибратором , элементом ИЛИ и триг (Л С гером сброса, выход которого соединен с входом одновибратора, первый вход соединен с выходом блока коммутации и входом блока временной задержки, второй вход соединен с выходом одновибратора, вторым входом регистра, сбросовым входом счетчика разрядов, другим входом блока ел контроля и установочными входами о со триггеров коммутации, а третий вход соединен с выходом элемента 1ШИ, ел один из входов которого подключен к второму выходу блока контроля кода, а другой вход соединен с выходом блока временной задержки.

СОВХОЗ COBFTCHHX

СОЦИАЛИстИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5р В 61 1 25/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ л

»«« », I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 01 НРЫТИЙ (21) 3459779/27-11 (22) 30.06.82 (46) 30,10.83. Бюл. У 40

{72) Л.С.Коган, А.П.Пономаренко, П.Я.Придубков и И.Б,Карелин (71) Украинский государственный про.ектный институт "Тяжпромавтоматика" (53) 656;259.1(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 787235, кл. В 61 L 25/00, 1979. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЧИТЪВАНИЯ

НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее расположенный на транспортном средстве решетчатый носитель информации и установленные иа контрольном пункте датчики-излучатели и датчики-приемники, подключенные через соответствующие ключевые элементы к триггерам коммутации, первый из которых соединен с одним ключевым элементом, а второй — с другим ключевым элементом, счетчик разрядов, блок сравнения, дешифратор, блок контроля кода, блок коммутации и генератор импульсов, при этом счетные входы первого и второго счетчиков импульсов и счетчиков разрядов соединены с,соответствующими выходами блока коммутации, первый и второй информационные входи которого подключены к выходам соответственно пер„SU„„1050950 А вого датчика и генератора импульСов а выходы первого и второго счетчиков импульсов соединены с одним и другим информационными входами блока сравнения, выход которого соединен со стробирующнм входом дешифратора, информационным. входом подключенного к счетчику разрядов, первым выходом к первому входу регистра, а вторым выходом к одному входу блока контроля кода, один выход которого связан с блоком выходных ключей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности считываемой информации, оно снабжено блоком временной задержки, од" новибратором, элементом ИЛИ и триггером сброса, выход которого соединен с входом одновибратора, первый вход соединен с выходом блока коммутации и входом блока временной задержки, второй вход соединен с выходом одновибратора, вторым входом регистра, сбросовым входом счетчика разрядов, другим входом блока контроля и установочными входами триггеров коммутации, а третий вход соединен с выходом элемента ИЛИ, один из входов которого подключен к .второму выходу блока контроля кода, : a другой вход соединен с выходом блока временной задержки.

1050

950

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматического опознавания номеров транспортных единиц, например железнодорожных локомотивов, вагонов, автосамосвалов, проходяших контрольный пункт, и определения направления их движения.

11звестно устройство для считывания номера транспортного средства, 10 содержащее расположенный на транс-— портном средстве решетчатый носитель информации и установленные на контрольном пункте датчики-излучатели и датчики-приемники, Аодключенные через соответствующие ключевые элементы к триггерам коммутации, первый, из которых соединен с одним ключевым элементом, а второй — с другим ключевым элементом, счетчик разрядов, 20 блок сравнения, дешифратор, блок контроля кода, блок коммутации и генератор импульсов, при этом счетные входы первого и второго счетчиков импульсов и счетчиков разрядов 25 соединены с соответствующими выходами блока коммутации, первый и второй информационные входы которого подключены к выходам соответственно первого датчика и генератора импульсов, а выходы первого и второго счетчиков импульсов соединены с одним и другим информационными входами блока сравнения, выход которого соединен со стробирующим входом денифратора, информационным входом подклю- З5 ченного к счетчику разрядов, первым выходом — к первому входу регистра, а вторым выходом к одному входу блока контроля кода, один выход которо- . го связан с блоком выходных клычев j.

Недостатком известного устройства является невысокая достоверность считываемой информации.

Цель изобретения — повышение дос45 товерности считываемой информации.

Поставленная цель достигается тем, о что устройство для считывания номера транспортного средства, содержащее расположенный на транспортном средстве решетчатый носитель информации

50 и установленные на контрольном пункте датчики-излучатели и датчики-приемники, подключенные через соответствующие ключевые элементы к триггерам коммутации, первый из которых соединен с одним ключевым элементом, а второй — с другим ключевым элементом, счетчик разрядов, блок сравнения, дешифратор, блок контропя кода, блок коммутации и генератор импуль--. сов, при этом счетные входы первого и второго счетчиков импульсов н счетчиков разрядов соединены с соответствующими выходами блока коммутации, первый и второй информационные входы которого подключены к выходам соответственно первого датчика и генератора импульсов, а выходы первого и второго счетчиков импульсов соединены с одним и другим информационными входами блока сравнения, выход которого соединен со стробирующим входом дешифратора, информационным входом подключенного к счетчику разрядов, первым выходом к первому входу регистра, а вторым выходом к одному входу блока контроля кода, один выход которого связан с блоком выходных ключей, снабжено блоком временной задержки, одновибратором, элементом ИЛИ и триггером сброса, выход которого соединен с входом одновибратора, первый вход соединен с выходом блока коммутации и входом блока временной задержки,второй вход соединен с выходом одновибpampa,.âòîðûì входом регистра, сбросовым входом счетчика разрядов, другим входом блока контроля и установочными входами триггеров коммутации, а третий вход соединен с выходом элемента ИЛИ, один из входов которого подключен к второму выходу блока контроля кода, а другой вход соединен с выходом блока временной задержки.

На фиг. 1 приведена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — блок-схема блока коммутации; на фиг. 3 — блок-схема блока контроля кода.

Устройство содержит расположенный на транспортном средстве 1 однорядный решетчатйй носитель 2 ин- формации и установленные на контрольном пункте датчики-излучатели 3 и датчики-приемники 4, подключенные через ключевые элементы 5 к триггерам б коммутации, первый из которых соединен с одним ключевым элементом 5, а второй подключен к другому ключевому элементу 5. Первый датчикприемник 4 подключен к блоку 7 коммутации, соединенному с генератором 8 импульсов, триггером 9 сброса и через блок 10 временной задержки

3 ., 10509 с элементом ИЛИ 11, подключенным к триггеру 9, Первый выход блока 7 коммутации подключен к первому счетчику 12 импульсов, а второй выход — к второму

- счетчику 13 импульсов. Выходы первого и второго счетчиков 12 и 13импульсов подключены к блоку 14 сравнения, выход которого подключен к дешифратору 15, соединенному с регистром

16, блоком 17 контроля кода и счетчиком 18 разрядов. Выходы регистра 16 н блока 17 контроля кода подключены к блоку 19 выходных ключей. Одновибратор 20 подключен к триггеру

9 сброса, входам триггеров 6 коммутации, блоку 7 коммутации, блоку 17 контроля кода. счетчику 18 разрядов и регистру 16.

Блок 7 коммутации (фиг.2 ) состоит из триггера 21, соединенного с тремя схемами 22-24 совпадения, инвертора

25, подключенного к схеме 22 совпадения, и одновибратора 26, соединенного со схемой 24 совпадения.

Вход 27 блока 7 подключен и схемам

22 и 23 совпадения. Вход 28 соединен с, триггером 21 инвертором 25 и схемами 23 и 24 совпадения. Вход

29 подключен к триггеру 21 и одно30 вибратору 26. Выход 30 блока 7 соединен с выходом триггера 21, Выходы

3i и 32 подключены соответственно к выходам схем 22 и 23 совпадения. Выход 33 соединен с выходом одновибратора 26, а выход 34 подключен к выходу схемы 24 .совпадения.

Блок 17 контроля кода (фиг.3 ) состоит из счетчика 35 контрольной суммы, соединенного со схемой 36 совпадения и элементом ИЛИ 37,и триггера 38. Вход 39 подключен к счетчику 35, схеме 36-. совпадения, элементу ИЛИ 37 и триггеру 38. Вход 40 соединен со счетчиком 35 и триггером

38. Выходы 41-43 подключены соответ- 45 ственно к .выходам триггера 38,схе- . мы 36 совпадения и элемента ИЛИ 37.

Устройство работает следующим образом.

DpH прохождении опознаваемйм тран-, спортным средством 1 створа первых датчиков 3 и 4 световой поток датчика-излучателя 3 модулируется кодовыми элементами носителя 2 инАормации и на выходе первого датчика-приемника 4 формируется серия импульсов, причем импульс большей длительности . формируется широким кодовым элемен50 том и соответствует единице в данном разряде считываемого кода, а импульс меньшей длительности формируется уз"

I ким кодовым элементом и соответствует нулю. Световой поток второго датчика-излучателя 3 перекрывается корпусом транспортного средства 1 на время прохождения створа датчиков

3 и 4. При этом на выходе датчикаприемника 4 формируется единичный сигнал. Если направление движения транспортного средства 1 таково, что вначале его корпус перекрывает одни датчики 3 и 4, а затем носитель 2 информации пересекает оптическую ось других датчиков 3 и 4, то триггер 6 через открытый ключ 5 устанавливается в единичное состояние, фиксируя одно направление движения транспорт" ного средства 1. При этом ключевой элемент 5 закрывается, не пропуская сигнал в триггер 6. Если порядок перекрытия датчиков 3 и 4 обратный, то в единицу устанавливается другой триггер 6, фиксируя другое направ ление перемещения транспортного средства. При этом другой ключ 5 закрывается, не пропуская сигнал в другой триггер 6.

Серия импульсов, Аормируемая датчиком-приемником 4 в результате модуляции светового потока датчика-излучателя 3 носителем 2 информацииу поступает на вход 27 блока 7 коммутации. По окончании первого импульса (импульса включения ) серии импуль- сов блок 7 подключает выход генератора 8 импульсов к счетному входу первого счетчика 12 импульсов. Заполнение счетчика 12 прекращается передним Аронтом второго импульса серии. При этом блок 7 переключает выход генератора 8 импульсов с входа первого счетчика 12 импульсов на вход второго счетчика 13 импульсов.

В процессе заполнения счетчика 13 блок 14 сравнения кодов осуществляет сравнение количества импульсов, записанных в первом счетчике 12 импульсов с количеством импульсов, поступивших во второй счетчик 13 импульсов. Если до окончания заполнения счетчика 13 число поступивших на его вход импульсов станет равным числу импульсов, записанных в счетчик 12, то на выходе блока 14 сравнения появится единичный импульс.

Заполнение счетчика 13 прекращается задним фронтом второго импульса се1050950 рии. Однов реме нно з адним фронтом импульса устанавливаются в исходное, состояние первый и второй счетчики

12 и 13 ипульсов.

Таким образом, к окончанию второ- 5 го импульса серии количеством импульсов генератора 8, записанных в счетчике 12, измерена длительность промежутка между первым и вторым импульсами серии на той скорости, с ко- 1О торой этот промежуток пересекает створ датчиков 3 и 4, Количеством импульсов той же частоты, записанных в счетчике 13, измерена длительность второго импульса серии на той 15 скорости, с которой второй кодовый элемент пересекает створ других дат-, чиков 3 и 4. Если, например, соотношение ширины единичного и нулевого элементов носителя 2 информации 4:1 20

1 а величина промежутка между элементами составляет половину ширины единичного Кодового элемента, то при изменении скорости перемещения одного элемента носителя 2 информации до двух 25 раз (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения скорости 1кодовый элемент будет с читан в ерно. Т. е если это единичный элемент, то к момен- ту окончания измерения длительности 511 соответствующего импульса серии им- пульсов в счетчике 13 импульсов будет записано число, равное или большее числа в счетчике 12 импульсов, а блок 14 в процессе заполнения счетчика 13 сформирует единичный импульс. Если измерен нулевой кодовый элемент серии, то число, записанное в счетчике 13, будет меньше числа в счетчике 12 и блок 14 не сформирует единичный импульс.

По окончании второго импульса серии и установки счетчиков 12 и 13 в исходное состояние измерение и

45 сравнение длительности очередных промежутка. и импульса повторяются аналогичным образом. Следовательно, допустимые пределы изменения скорости

-опознаваемого транспортного средства

1 при прохождении установленным на нем носителем 2 информации створа датчиков 3 и 4 определяются только соотношением ширины единичного или нулевого кодового элемента носителя

2 информации и установленной части 55 промежутка между данным и предыдущим кодовыми элементами и не зависят от числа разрядов носителя 2 информации.

Одновременно блок 7 по окончании первого импульса, формируемого вклн = чающим элементом носителя 2 информации,подключает выход датчика 4 к входу счетчика 18 разрядов, который суммирует по переднему фронту формируемые датчиком ч импульсы. Кроме того, после считывания первого элемента носителя 2 информации по сигналу блока 7 блок 10 временной задержки начинает отсчет максимально допустимого времени прохождения носителя 2 информации створа датчиков 3 и 4. Это время определяется длиной носителя 2 информации и минимально допустимой скоростью его перемещения в створе датчиков 3 и 4. Минимальная скорость, в свою очередь, определяется частотой генератора 8 импульсов и емкостью счетчиков 12 и 13.

Указанные функции блока 7 реализуются следующим образом. Серия импульсов, формируемая датчиком 4, поступает на вход 27 блока 7 (фиг.2 }.

Задним фронтом первого импульса, hopмируемого включающим элементом носителя 2 информации, триггер 21 устанавливается в единичное состояние.

При этом схема 22 совпадения по сигналам.триггера 21 и инвертора 25 открывается и импульсы генератора 8, соединенного с входом 27 блока 7, проходят на выход 31 блока 7, соединенный со счетным входом счетчика 12.

Передним фронтом второго импульса серии инвертор 25 закрывает схему 22 совладения, и импульсы генератора 8 проходят на выход 32 блока 7, соединенный со счетным входом счетчика 13, .Задним фронтом второго импульса одновибратор 26 формирует импульс установки счетчиков 12 и 13 в исход" ное состояние, который с выхода 33 блока 7 поступает на соответствующие входы счетчиков 12 и 13. В дальнейшем при поступлении последующих импульсов, формируемых кодовыми элементами носителя 2 информации, на вход 28 блока 7 аналогичным образом в промежутке между импульсамн, формируемыми кодовыми элементами носителя 2 информации, импульсы генератора 8 поступают на выход 31, а при прохождении самого импульса, формируемого кодовым элементом носителя информации, — на вход 32.

По заднему фронту каждого импульса серии одновибратор 26 формирует импульс установки счетчиков 12 и 13!

050950 в исходное состояние, поступающий на выход 33 блока 7. После установки триггера 21 в единичное состояние схема 24 совпадения открывается и все импульсы ссрии начиная с второго поступают на выход 34, соединенный со счетным входом счетчика 18 разрядов. Единичный сигнал с выхода ,триггера 21 поступает на выход 30, подключенный к входу блока 10 вре- !0 менной задержки и к входу установки в единицу триггера 9 сброса. По вхо" ду 29 блока 7 осуществляется установка триггера 21 в исходное состояйие и формирование одновибратором 15

26 импульса установки в исходное состояние счетчиков 12 и 13.. Двоичный код числа считанйых импульсов, поступивших в счетчик 18 разрядов, преобразуется дешифратором 15 в еди- 2п ничный позиционный код. Если в результате сравнения кодов счетчиков

12 и 13 блок 14 сравнения кодов сформирует единичный импульс, что соответствует единице в данном разряде 25 кода, то этот импульс, поступающий на стробирующий вход дешифратора 15,, открывает его и в соответствующий номеру данного разряда триггер выходного регистра 16 или блок 17 контроля кода записывается единица. При этом "элементы контрольной информации записываются в блок 17 контроля кода, а элементы кода номера транспортного средства l — в выходной регистр 16.

Блок 17 контроля кода формирует код контрольной суммы кодовой комбинации .и сравнивает его с заданным. Если эти коды совпали, то сигналоя в блок 19 выходных ключей индюрмация о номере транспортного средства 1 поступает из выходного регистра 16 иа выход устройства. Причем в зависимости от состояния второго разряда принятой кодовой комбинации, несущего информацию "Начало" или "Конец" кода и определяющего направление перемещения носителя 2 информации по сигналу блока 17 с помощью блока 19,на выход устройства разряды кода номера выдаются в прямом или обратном порядке. Одновременно блок 17 формирует сигнал окончания считывания °

Указанные функции блока 17 реалиl зуются следующим образом. Импульсы контрольной информации с дешифрато. ра 15 поступают по входу 42 блока

17 (йиг.3 )в счетчик 35 контрольной с.óèìû и триггер 38. Состояние тригге ра 38 определяется вторым импульсом серии и фиксирует направление считывания кодовой комбинации. Если во втором разряде кодовой комбинации, например, единица, то триггер 38 устанавливается в единичное состояние

eñëè ноль, то остается в нулевом состоянии. В счетчик 35 параллельным кодом записывается контрольная информация, а затем число импульсных кодов подсчитывается количеством единичных импульсов в информационной части кода (код номера транспортного средства 1 1. Если при заданном числе считанных разрядоВ контрольная сумма совпала с заданной, то на выходе 42 блока 17 появится сигнал, соответствующий правильному считыванию. Этот сигнал поступает на вход блока 19 выходных ключей и разрешает передачу кода номера на выход устройства. Прямой или обратный порядок выдачи разрядов кода номера на выход устройства задается сигналом с выхода 41, формируемым триггером 38.

Одновременно на выходе 43, являющемся выходом элемента ИЛИ 37, формируется сигнал окончания считывания.

Этот сигнал появляется в том случае, если число считанных разрядов равно заданному или контрольная сумма равна заданной. Т.е. он формируется как в случае правильного, так и в случае неправильного считывания. По входу 40 блока 17 счетчик 35 и триггер 38 устанавливаются в исходное состояние. Б случае полного считывания (число считанных разрядов равно заданному или контрольная сумма равна заданной) по сигналу блока 17 (фиг. 1) через элемент ИЛИ 11 триг1гер 9 сброса из единичного состояния, в которое он установлен первым импульсом серии, возвращается в нулевое состояние. При этом, одновибратор 20 формирует импульс установки всех элементов памяти устройства в исходное состояние. Если полного считывания не .произошло и блок

17 не сформировал сигнал окончания считывания, то по истечении контрольного времени, отсчитываемого блоком 10 временной задержки с момента считывания первого элемента кода, блок 10 сформирует сигнал, который через элемент ИЛИ

11 установит триггер 9 в ну1050950

in левое состояние, а одновибратор 20 сформирует импульс сброса.

Применение изобретения позволяет обеспечить повышение достоверности считываемой информации.

1050950 и

76

89

Составитель Ю.Барьппев

Редактор А. Огар Техред Ж.Кастелевич Корректор А.Дэятко

Закаэ 8577/39 Тираж 507 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

1)3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4