Система управления скоростью транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая блок формироваии,я сигналов управления устройства стабилизации скорости , регулируемый дроссель задающего устройства, двухпозйционный гидрораспределитель и исполнительный гидроцилиндр, установленный в приводе акселератора, отличающаяся тем, что, С целью повышения удобства :управления, она снабжена объединенным органом управления скоростью, кинематически связанным с акселератором, регулируемым дросселем задающего устройства и двухпозиционным распределителем устройства стабилизации скорости, состоящим из установленных с возможностью поворота на неподвижной оси, рукоятки. рычага управления устройством стабилизации скорости, рычага ручного управления акселератором и промежуточного рычага, снабженного упором для возможности взаимодействия с выступом рычага ручного управления акселератором, -а также фиксатора , стопора и фрикционного механизма, причем фиксатор установлен с возможностью стопорения рычага ручного управления акселератором, стопор - с возможностью стопорения рычага управления устройства стабилизации скорости, фрикционный механизм установлен между промежуточным рычагом и рычагом ручного управления акселератором -и между рычагом управления устройством стабилизации скорости и фиксатором, а упомянутая рукоятка снаб: жена защелкой с кнопочным управлением, выполненной с возможностью взаимодействия с рычагом ручного управления акселератором и рычагом управления устройства стабилизации скорости, при этом последний кинематически связан с валом с профилированным кулачком и рычагом для взаимодействия соответственно с иглой регулируемого дросселя задающего устройства и золотником двухпозиционного гидрораспределителя .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g g В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3348996/27-11 (22) 22.10.81 (46) 15.11.83. Бюл. № 42 (72) В. П. Тарасик, А. P. Соболевский и В. И. Мрочек (71) Могилевский машиностроительный институт (53) 629. 113-585-52 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 785074, кл. В 60 К 41/06, 1979. (54) (57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая блок формирования сигналов управления устройства стабилизации скорости, регулируемый дроссель задающего устройства, двухпозиционный гидрораспре. делитель и исполнительный гидроцилиндр, установленный в приводе акселератора, отличающаяся тем, что, С целью повышения удобства управления, она снабжена объединенным органом управления скоростью, кинематически связанным с акселератором, регулируемым дросселем задающего устройства и двухпозиционным распределителем устройства стабилизации скорости, состоящим из установленных с возможностью поворота на неподвижной оси, рукоятки, „„SU„„1054124 А рычага управления устройством стабилизации скорости, рычага ручного управления акселератором и промежуточного рычага, снабженного упором для возможности взаимодействия с выступом рычага ручного управления акселератором, .а также фиксатора, стопора и фрикционного механизма, причем фиксатор установлен с возможностью стопорения рычага ручного управления акселератором, стопор — с возможностью стопорения рычага управления устройства стабилизации скорости, фрикционный механизм установлен между промежуточным рычагом и рычагом ручного управления акселератором .и между рычагом управления устройством стабилизации скорости и фиксатором, а упомянутая рукоятка снабжена защелкой с кнопочным управлением, выполненной с возможностью взаимодействия с рычагом ручного управления акселератором и рычагом управления устройства стабилизации скорости, при этом последний кинематически связан с валом с профилированным кулачком и рычагом для взаимодействия соответственно с иглой регулируемого дросселя задающего устройства и золотником двухпозиционного гидрораспределителя.

10541

1

Изобретение относится к автотракторостроению, и в частности, к устройствам автоматического управления скоростью движения транспортного средства.

Известна система управления скоростью транспортного средства, содержащая блок формирования сигналов управления устройства стабилизации скорости, регулируемый дроссель задающего устройства, двухпозиционный гидрораспределитель и исполнительный гидроцилиндр, установленный в 10 приводе акселератора (1).

К недостаткам этой системы следует отнести то, что для ее управления необходимо наличие трех органов управления: рукоятки управления регулируемым дро<селем, органа ручного управления акселератором и привод управления устройством стабилизации скорости, что усложняет конструкцию и затрудняет управление машиной;

Цель изобретения — повышение удобства управления. 20

Указанная цель достигается тем, что система управления скоростью транспортного средства, содержащая блок формирования сигналов управления устройства стабилизации.скорости, регулируемый дроссель задаюцего устройства, двухпозйционный гидрораспределитель и исполнительный гидроцилиндр, установленный в приводе акселератора, снабжена объединенным органом управления скоростью, кинематнчески связанным с акселератором, регулируемым дрос- З0 селем задающего устройства и двухпозиционным распределителем устройства стабилизации скорости, состоящим из установленных с возможностью поворота на непбдвижной оси рукоятки, рычага управления устройством стабилизации скорости, рычага З5 ручного управления акселератором и ripoмежуточного рычага, снабженного упором для возможности взаимодействия с выступом рычага ручного управления акселератором, а также фиксатора, стопора и фрикционного механизма, причем фиксатор уста40 новлен с возможностью стопорения рычага ручного управления акселератором, стопор— с возможностью стопорения рычага управления устройства стабилизации скорости, фрикционный механизм установлен между 45 промежуточным рычагом и рычагом ручного управления акселератором и между рь1чагом управления устройством стабилизации скорости и фиксатором, а упомянутая рукоятка снабжена защелкой с кнопочным управлением, выполненной с возможностью взаимодействия с рычагом ручного управления акселератором и рычагом управления устройства стабилизации скорости, при этом последний кинематически связан с валом с профилированным кулачком и рычагом для взаимодействия соответственно с иглой регулируемого дросселя задающего устройства и золотником двухпозиционного гидрораспределителя.

24

На фиг. 1 изображена принципиальная. схема системы управления скоростью самоходной машины; на фиг.,2 — конструкция органа управления скоростью; на фиг. 3— разрез А — А на фиг. 2.

Система управления скоростью транспортного средства (фиг. 1) содержит блок 1 формирования сигналов управления системы стабилизации скорости, связанный трубопроводами 2 и 3 с исполнительным гидроцилиндром 4, установленным в приводе акселератора, каналом 5 с двухпозиционным гидрораспределителем. Кайалом 6 двухпозиционный гидрораспределитель 7 связан с датчиком скорости, выполненным в виде гидронасоса. Гидрораспределитель 7 каналом 8 соединяется одновременно с регулируемым дросселем задающего устройства 9 и блоком 1 формирования сигналов управления системы стабилизации скорости. Для управления регулируемым дросселем задающего устройства 9 и двухпозиционным гидрораспределителем 7 используется вал 10, на котором установлены профилированный кулачок 11, постоянно взаимодействующий с подпружиненной иглой регулируемого дросселя задающего устройства 9, и рычаг 12 с возможностью воздействия на подпружиненный золотник двухпозиционного гидрораспределителя 7. Вал 10 с помощью рычага 13 и тяги 14 соединяется с органом управления скоростью 15, который, кроме того связан посредством тяги 16, рычага 17, исполнительного гидроцилиндра 4, выполняющего роль тяги переменной длины рычага 18, тяги 19 с рычагом управления всережимным регулятором двигателя 20.

Величина скорости при работе системы стабилизации скорости устанавливается по шКале 21 указателя скоростей. При выклю- . ченной системе стабилизации скорости управление акселератором осуществляется педалью 22, соединенной тягой 23 с рычагом 17.

Орган управления скоростью состоит из установленных с возможнрстью поворота на неподвижной оси 24 промежуточного рычага 25, кинематически связанного е рычагом управления всережимным регулятором двигателя 20, рычага ручного управления акселератором 26, рукоятки 27, рычага управления системой стабилизации скорости 28, кинематически связанного с валом 10 управления системой стабилизации скорости и неподвижно установленных на этой оси (лишенных возможности поворота) шайбы — 29, обеспечивающей свободный поворот промежуточного рычага 25 и являющейся опорной для фрикционного элемента 30, предназначенного для удержания рычага ручного управления акселератором 26 в промежуточных рабочих положениях, . шайбы 31, которая предохраняет от поворота рычаг ручного управления акселератором 26 при использовании органа управления скоростью на режиме стабили10541-24 зации скорости, корпуса, фиксатора 32, фрикционного элемента 33, предназначенного для удержания в промежуточных положениях рычага управления. системой стабилизации скорости 28 и корпуса 34 стопора.

Кроме того, на оси установлены пружина 35, шайба 36 и гайка 37. Для фиксации от проворачивания указанных выше элементов ось 24 имеет две лыски, а фиксируемые детали — соответственно этому некруглые отверстия. Промежуточный рычаг 25 имеет упор 38 для возможности взаимодействия с выступом рычага ручного управления акселератором 26; На неподвижной оси 39 рукоятки 27 установлена защелка 40, соединенная с тягой 41 с подпружиненной кнопкой 42. Такая конструкция дает возможность взаимодействия ее посредством защелки 40 при отпущенной кнопке 42 с рычагом ручного управления акселератором 26, имеющего для этого прорезь, а при нажатой кнопке — с рычагом управления системой стабилизации скорости .28, который также выполнен с прорезью. Кроме того, в рычаге ручного управления акселератором 26 и рычаге управления системой стабилизации скорости 28 выполнены полусферические поверхности, предназначенные для стопорения от проворачивания посредством ролика с полусферическими торцами 43, помещенного в корпусе фиксатора 32 и имеющего возможность перемещения в осевом направлении, либо рычага ручного управления акселератором 26 при работе на режиме стабилизации скорости, либо рычага управления системой стабилизации скорости 28 при ручном управлении акселератором и выключенной системе стабилизации скорости. При совпадении прорезей на рычагах ручного управления акселератором -26 и управления системой стабилизации скорости 28 совпадают и их полусферические поверхности с отверстием корпуса фиксатора 32, в котором помещен ролик с полусферическими торцами 43. Для надежного удер жания рычага управления системой стабилизации скорости 28 в положении выключения системы стабилизации скорости, кроме фиксатора используется еще стопор, состоящий из корпуса 34, пальца 44, пружины 45, шайбы 46 и штифта 47.

При ручном управлении акселератором и отключенной системе стабилизации скорости водитель поворачивает рукоятку 27 в нужном направлении, не нажимая на кнопку 42. При этом защелка 40 соединена с рычагом ручного управления акселератором 26. При этом рычаг ручного управления акселератором 26 и промежуточный рычаг 25 поворачивается вместе, постоянно взаимодействуя с помощью выступа и упора; чему способствует пружина всережимного регулятора (не показана); Фрикционный механизм, удерживающий рычаг ручного управления акселератором 26 в промежуточных

55 рораспределителя 7 перемещается и сообщает каналы 6 и 8, включая систему стабилизации скорости. Дальнейший поворот рычага управления стабилизации скорости 28 происходит в зоне регулирования и рабочих положениях, позволяет устанавливать любой скоростной режим двигателя путем поворота рычага управления всережимным регулятором двигателя 20, свя занного системой тяг и рычагов с промежуточным рычагом 25. При этом движется и педаль 22 акселератора. Рычаг управления системой стабилизации скорости 28 при использовании органа управления скоростью для ручного управления акселератором

1О фиксируется от проворачивания в положении включенной системы стабилизации скорости с помощью стопора, палец 44 которого под действием пружины 45 входит в прорезь рычага управления системой стабили15 зации скорости 28. Кроме того, упомянутый рычаг 28 в этом положении удерживается дополнительно с помощью фиксатора. При этом ролик с полусферическими торцами 43 соединяет корпус фиксатора 32 и упомянутый рычаг 28 и, находясь в корпусе фикса2р тора 32 и полусфере рычага управления системой стабилизации скорости 28, не препятствует повороту рычага управления сис. темой стабилизации скорости 26.

Для подготовки органа управления скоростью к работе на режиме стабилизации скорости водитель, воздействуя на кнопку 42, перемещает рукоятку 27 в положение, при котором защелка 40 частично войдет в паз рычага управления системой стабилизации скорости 28. При дальнейшем нажатии кнопки защелка 40 полностью входит в упомянутый паз, преодолевая усилие пружины 45 и выдавливая палец стопора 44. При этом рычаг ручного управления акселератором 26 освобождается от связи с рукояткой, так как защелка выходит из его паза. Далее, дИя включения системы стабилизации скорости водитель поворачивает рукоятку 27, продолжая удерживать кнопку 42. Рукоятка 27 поворачивается вместе с рычагом управления системой стабилизации скорости 28, при этом ролик с полусферическими торцами 43

4О фиксатора выдавливается в полусферу рычага ручного управления акселератором 26, стопоря его в положении, соответствующем нижнему пределу регулирования частоты двигателя системой стабилизации скорости, и,освобождая рычаг управления системой стабилизации скорости 28. Одновременно поворачивается связанный с рычагом управления системой стабилизации скорости 28 тягой 14 и рычагом 13 вал 10, на котором неподвижно установлен рычаг 12 и профи50 лированный кулачок 11. При этом при повороте рычага управления системой стабилизации скорости 28 из положения «Выключено» в положение «Включено» под действием пружины золотник двухпозиционного гид1054124

Составитель А. Барыков

Редактор М. Товтнн Техред И. Верес Корректор

Заказ 9001/19 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

S определяет скорость движения, поддерживае мую системой стабилизации скорости и устанавливаемую llo шкале 21. При этом рычаг 12 не взаимодействует с золотником двухпозиционного гидрораспределителя 7.

Следует отметить, что теперь кнопка 42 са- 5 ма удерживается в нажатом положении, поскольку прорези рычагов ручного управления акселератором 26 .и управления системой стабилизации скорости 28 .не совпадают, и щелка 40, взаимодействуя своей по- о верхностью Б с торцем рычага ручного управления акселератором 26 не может выйа ти из паза рычага управления системой стабилизации скорости 28.

Переход с режима стабилизации скорости на ручное управление акселератором производится в обратном порядке.

Применение в системе управления скоростью самоходной машины одного объединенного органа управления скоростью, позволяющего управлять системой стабилизации скорости и ручным приводом акселератора, упрощает конструкцию, уменьшает число органов управления и улучшает условия труда водителя.