Дисково-колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ, содержащий приводной толкатель, шарнирно установленный на основании, тормозной диск, силовые пружины, две пары тормозных рычагов с фрикЦИОННЫ1ЛИ колодками, шарнирно установленные на основании симметрично оси тормозного диска, причем фрикционная колодка установлена на каждом рычаге шарнирно, а каждый рычаг пары установлен с возможностью взаимодействия с другим рычагом через тормозной диск и шарнирно связан с толкателем перекладиной, отличающийся ТСГ1, что, с целью повышения надежности путем равномерного прижатия всех фрикционных колодок к тормозному диску, он снабжен тягами со сферическими головками и пружинами, длина рьтчагов каждой пары выполнена различной, силовая пружина установлена между толкателем и рычагами и шарнирно связана с перекладиной, рычаги соединены с перекладиной через подпружиненные тяги со сферическими головками, установленные наклонно по отношению к перекладине с образованием угла между ними, причем угол наклона тяг одной пары рычагов направлен к основанию, другой - от основания , а отношение длин каждой О 9 пары рычагов должно удовлетворять следующему равенству: (Л 1L i а I+C где а - длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный к основанию; а длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный от-основания; 1 - расстояние между силовой пружиной и рычагами с длисд ной а, ; с - расстояние между парами рычагов . ел со 4
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (1И
3(SD F 16 0 55 224
> «««««
:Ъ... с «
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3277186/25-27 (22) 16. 04. 81 (46) 15.11.83. Бюл. Р 42 (72) Л.Я. Будиков, О.В. Карсский и P.Ê. Богданова (71) Ворошиловградский машиностроительный. институт (53) 62-592 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ Р 1284190, кл. 47 С 55/224, 1968, 2. Патент ФРГ 9 1284189, кл. 47 С 55/224, 1968 (прототип). (54) (57) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ, содержащий приводной толкатель, шарнирно установленный на основании, тормозной диск, силовые пру>хины, две пары тормозных рычагов с фрикционными колодками, шарнирно установленные на основании симметрично оси тормозного диска, причем фрикционная колодка установлена на каждом рычаге шарнирно, а каждый рычаг пары установлен с возможностью взаимодействия с другим рычагом через тормозной диск и шарнирно связан с толкателем перекладиной, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем равномерного прижатия всех фрикционных колодок к тормозному диску, он снабжен тягами со сферическими головками и пружинами, длина рь>чагов каждой пары выполнена различной, силовая пружина установлена между толкателем и рычагами и шарнирно связана с перекладиной, рычаги соединены. с перекладиной через подпружиненные тяги со сферическими головками, установленные наклонно по отношению к перекладине с образованием угла между ними, причем угол наклона тяг одной пары рычагов направлен к основанию, другой — от основания, а отношение длин каждой пары рычагов должно удовлетворять @
O следующему равенству: а( аг 1+с где а1 — длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный к основанию;. аг — длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный от -основания;
1 — расстояние между силовой пружиной и рычагами с длиной а( с — расстояние между парами рычагов.
1054594 а < 1
Т+с
Т,1 а4 =Ту аг =ц- Ь, Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам подъемно-rpaнспортной техники.
Известна конструкция четырехколодочного дискового тормоза с двумя диаметрально расположенными парами тормозных колодок, приводимыми в движение одновременно двумя тормозными рычагами, при этом тормозные ры чаги действуют на тормозные колодки посредством четырех установочных вин- О тов и четырех коленчатых рычагов. Каждый коленчатый рычаг одним концом соединен с неподвижным шарниром, укрепленным на станине, а вторым —— шарнирно соединен с тормозной колод- 15 кой. Установочные винты шарнирно соединены с тормозными рычагами и сред- ними шарнирами коленчатых рычагов (1).
Указанное устройство не обеспечиваеr гарантированного равномерного прижатия всех тормозных колодок к тормозному диску, что приводит к снижению тормозного .момента, по сравнению с расчетным, и, следовательно, к опасным последствиям, 25 имеет сравнительно низкую надежность из - з а боль(.(ого числа деталей .
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является четырехколодочный дисково-колодочный тормоз, размыкающийся от одного привода.
Тормоз содержит шарнирно установленные на основании электрогидротолкатель, четыре тормозных рычага с фрикционными колодками, расположен-. ные симметрично по обе стороны тормозного диска, сидящего на валу, силовые пружины, перекладину, шарнирно соединенную с ближней парой рычагов и имеющую неподви>кную ось 40 вращения (2) .
Однако при затормаживании усилие главной пружины на верхние части тормозных рычагов передается с помощью цилиндрических. втулок что приводит 45 к неодинаковому давлению на разные рычаги при перекосе или смещении тормоза относительно тормозного диска, при отклонении размера от плоскости трения колодок ло плоскости прижатия цилиндрических втулок к верхней части рычагов. Все это приводит к неравномерному давлению колодок и даже к отсутствию прижатия отдельных колодок к тормози(>му диску, к уменьшению тормозного момента, по сравнению с расчетным значением, неравномерному износу колодок, сокращению срока эксплуатации тормоза.
Целью изобретения является повы- 60 шение надежности путем равномерного прижатия всех фрикционных колодок к тормозному диску.
Поставленная цель достигается .тем, что лисково-кололочный тормоз, содержащий приводнои толкатель, шарнирно установленный на основании, тормозной диск, силовые пружины, две пары тормозных рычагов с фрикционными колодками, шарнирно установленные на основании симметрично оси тормозного лиска, причем фрикционная колодка установлена на каждом рычаге шарнирно, а каждый рычаг пары установлен с возмо>кностью взаимодействия с другим рычагом через тормозной диск и шарнирно связан с толкателем .перекладиной, снабжен тягами со сферическими головками и пружинами, длина рычагов каждой пары выполнена различной, силовая пружина установлена между толкателем и рычагами и шарнирно связана с перекладиной, рычаги соединены с перекладиной через подпружиненные тяги со сферическими головками, установленные наклонно по отношению к перекладине с образованием угла между ними, причем угол наклона тяг одной пары рычагов направлен к основанию, другой — от основания, а отношение длин каждой пары рычагов должно удовлетворять следующему равенству: где а1 — длина рычагов, на которых
t тяги образуют угол, направленный к основанию; аг .- длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный от основания;
1 — расстояние между силовой пружинои и рычагами с длиной а, с — расстояние между парами рычагов.
Действительно, из фиг. 9 видно, что при усилии Р главной пружины на ближние и дальние тяги в точках Ор и
Ог передаются усилия Р и Рг, равные
Р1 =Р 1+с)/с; Рг = P 1/с, в результате чего на концах ближних и дальних тяг рычагов возникают горизонтальные силы Т и Тг, обеспечивающие прижатие колодок к тормозному диску. Величины этих сил равны
1 . 1
Т1= У Р1 "-" Тг= 2. Рг <1
Для прижатия ближних и дальних колодок с оЛинаковым усилием необходимо соблюдение следующих соотношений: откуда интересующее нас отношение длин ближних и дальных рычагов ( 2 2
>z Р р,.((pc, c p(Pic(Ьс
1054594
В частном виде, данное равенство может быть при равенстве длин всех рычагов (а =а>) записано в следую1 щем виде: йуМ Р P ° 1 с 1
tea> P cCPCl+c >tc
На фиг. 1 изображен дисковоколодочный тормоз с ближними и дальними рычагами разной длины; на 10 фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение .Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — дисково-колодочный.тормоз с ближними и дальними рычагами одинаковой длины; на фиг. 6 - разрез Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 — сечение Д-Д на фиг. 5; на фиг. 8 сечение Е-Е на фиг. 5; на фиг. 9 расчетная схема тормоза.
Дисково-колодочный тормоз содер- жит основание 1, с которым шарнирно соединены дальние 2 и ближние 3 тормозные рычаги..К тормозным рычагам шарнирно присоединены фрикционные колодки 4, расположенные симметрично по обе стороны тормозного диска 5. К перекладине 6 и тормозным рычагам присоединены тяги 7 со сферическими головками. Тяги 7 установлены наклонно и образуют между собой угол, направленный вершиной к основанию на ближней паре рычагов и направленный вверх — на дальней паре рычагов. Длины дальних 2 и ближних 3 тормозных рычагов различны (или одинаковы при различии в углах между тягами пар).
Присоединение тяг 7 осуществляют с помощью сферических шайб 8, гаек 9 и планок 10. K перекладине 4() шарнирно закреплен шток 11 с силовой пружиной 12, упирающейся верхним концом в рамку 13, а нижняя в гайку 14, навинченную на шток. Силовая пружина 12 установлена между электрогид- 45 ротолкателем 15 и рычагами. Х.концу . перекладины шарнирно закреплен шток электрогидротолкателя 15, корпус которого шарнирно соединен с основанием 1. Регулировочные винты 16 ввинчены в кронштейны тормозных рычагов. На тяги установлены вспомогательные пружины 17.
Тормоз работает следующим образом.
В нормальном состоянии, т.е. при обесточенном электрогидротолкателе
15, тормоз заторможен под действием силовой пружины 12, которая, благодаря своему расположению и будучи сжатой, передает направленное вниз усилие через шток 11 на перекладину 6. .Перекладина, поворачиваясь против часовой стрелки относительно мгновенных подвижных центров вращения 0.1 и О>, смещает последние соответственно вниз (т. 0,1) и вверх (т.0 ), сдвигая дальние 2 и ближние
3 рычаги и равномерно прижимая все четыре колодки к диску.
Равномерность прижатия фрикционных колодок 4 к тормозному диску 5 обеспечивается выполнением шарнирной связи рычагов с колодками и присоединением рычагов к перекладине . через тяги, причем, так как у ближней пары рычагов угол направлен к основанию, а на дальней от основания и соотношение расстояния между.силовой пружиной и рычагами выбрано из условия равенства усилий, то равномерность прижатия достигается полностью.
Растормаживание тормоза осуществляется электрогидротолкателем 15, при включении которого шток поворачивает перекладину 6 по часовой стрелке, разжимая при этом через тяги 7 дальние 2 и ближние 3 тормозные рычаги.
Работа тормоза с одинаковыми длинами тормозных рычагов аналогична описанной.
Использование предлагаемого изобретения позволит повысить надежность тормозных установок, потребует меньших затрат на их ремонт, увеличит плавность торможения, что в свою очередь уменьшит динамические нагрузки на меХанизмы и металлоконструкцию подъемно-транспортной машины и будет способствовать повышению долговечности всей машины в целом.
1054594
Фиг.2
4uz.f б-б
Фи з
1054594
1054594
1054594
Составитель В. Розанов
Редактор М. Бандура Техред М. Костик Корректор р,.Тяско
Заказ 9071/42 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "П,зтент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4