Муфта свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, содерх ащая обойму, эксцентрик, установлеивое на нем кольцо, кинематически связанное с обоймой, расположенные в клиновом зазоре между кольцом и обойм упор, закрепленный на эко ентршсе, и клин, подпружиненный относительно упора, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем ста шизации коэффициента трения на рабочих поверхностях , она снабжена двумя сухариками и , вкладышем, пружина размещена между упором и вкладышем, а сухарики - между клином и вкладышем, контактные поверхности клина, сухариков и вкладыща вьшолнены наклонными , сухарики установлены с возможностью взаимодействия большими основаниями, вы-.полненными с абразивным покрытием, с кольцом и с обоймой.
! %i
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) 01) 3 ) F 16 0 41/06 (.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1
К АВТОРСКОМУ С8ИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 3498017 25-27 (22) 05.10.82 (46) 07.12.83. Бюл. Р 45 (72) А. Е. Кролл, А. Н; Прудников, А. Я. Рызванович, М. И. Касаткин, С. М. Шевкун и К. В. Лапин (71) Ярославский политехнический институт (53) 621.825.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 302525, кл. F 16 О 41/06, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
И 497431, кл. F 16 0 41 06, 1975 (поототип). (54) (57) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, содерЖащая обойму, эксцентрик, установленное на нем кольцо, кинематически связанное с обоймой, расположенные в клиновом зазоре между кольцом и обоймой упор, закрепленный на эксцентрике, и клин, подпружиненный относительно упора, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации коэффициента трении на рабочих поверхностях, она снабжена двуми сухариками и, вкладышем, пружина размещена между упором и вкладышем, а сухарики — между клином и вкладышем, контактные поверхности клина, сухариков и вкладыша выполнены наклонными, сухарики установлены с возможностью взаимодействия большими основаниями, вы-.. полненными с абразивным покрытием, с кольцом и с обоймой.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах и других устройствах.
Известна муфта свободного хода, содержа-, 5 щая обойму, зксцентрик, установленное на нем: кольцо, кинематическн связанное с обоймой, расположенные в клиновом зазоре между кольцом и обоймой упор, закрепленньгй на эксцентрике и клин, нодпружинениый относительно 10 упора (1).
В таком механизме после переработки рабочих поверхностей деталей уменьшается коэффициент трения, что приводит к уменьшению числа оборотов ведомого sana в механизмах при 15 большой частоте включения, например вариаторах, и в конечном итоге механизм полностью перестает заклиниваться.
Известна муфта свободного хода, содержащая обойму, зксцентрик, установленное на нем 20 кольцо, кинематически связмпюе с обоймой, расположенные в клиновом зазоре между кольцом и обоймой упор, закрепленный на эксцентрике, и клин, подпружиненный относительно упора (2) . 25 .Эта муфта обладает тем же недостатком, что и предыдущая, т. е. пониженной надежностью при большой частоте включения.
°вЂ”
Целью изобретения является повышение надежности, путем стабилизации коэффициента трения на рабочих поверхностях.
Поставленная цель достигается тем, что муфта свободного хода, содержащая обойму, эксцентрик, установленное на нем кольцо, ки35 нематически связанное с обоймой, расположенные в клиновом зазоре между кольцом иобоймой упор, закрепленный на эксцентрике и клин, подпружиненный относительно упора, снабжена двумя сухариками и вкладышем, пружина раз- 4
40 мещена между упором и вкладышем, а сухарики — между клином и вкладышем, контактные поверхности клина, сухариков н вкладыша выполнены наклонными, сухарики установлены с возможностью взаимодействия большими основаниями; выполненными с абразивным
45 покрытием, с кольцом и с обоймой.
На чертеже показана схема предлагаемой муфты свободного хода.
Механизм содержит ведомъгй вал 1, на котором неподвижно посажена ведомая обойма 2, внутри которой размещено промежуточное
ВНИИПИ Заказ 9800/40
Тираж 925 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4
1059313 2 кольцо 3, свободно установленное на ведущем эксцентрике 4,, свободно посаженном на ведомом валу 1. Промежуточное кольцо 3 кинема. тически связано с ведомой обоймой 2, например, с помощью кулисного механизма, содержащего палец 5, запрессованный в кольцо 3 и ползуна 6, взаимодействующего с радиальным.пазом в обойме 1. В клиновом зазоре между кольцом 3 и обоймой 2 размещен клин 7, имеющий наклонные поверхности 8 и 9 в своей широкой части 10. Клин поджимается пружиной ll через два сухарика 12 и 13 и вкладыш 14, С другой стороны пружиаа 11 опирается на упор 15, который с номощью пальца 16 связан с ведущим эксцентриком 4. Вкладыш 14 имеет наклонные поверхности 17 и 18, которые взаимодействуют с наклонными поверхностями 19 и 20 на сухариках 12 и 13. Сухарики установлены с возможностью взаимодействия с большими поверхностями 21 и 22 с обоймой 2 и коль-. цом 3. Поверхности 21 и 22 сухариков покрыты абразивным материалом. К наклонным поверхностям 8 и 9 клина 7 сухарики прижаты соответственно наклонными поверхностями 23 и 24.
Механизм работает следующим образом.
Ведущий эксцентрик 4 совершает качательные движения. При дивжении эксцентрика 4 в одну сторону клин 7 зажимается между кольцом 3 и ведомой обоймой 2, в результате механизм вращается как одно целое. При движении эксцентрика 4 в другую сторону клиновое пространство между кольцом 3 и обоймой 2 в том месте, где размещен клин 7, расширяется, в результате клин 7 и эксцент, рик движутся независимо or кольца 3 и обой. мы 2, Во время этого движения клин 7 поджимается в расширяющееся клиновое пространство пружиной ll, при этом сухарики 12 и 13 прижимаются к рабочим поверхностям обоймы
2 и кольца 3 и своим абразивным покръпием прошкуривают эти рабочие поверхности обоймы и кольца и тем самым предохраняют механизм от появления буксования при больших частотах включения.
Таким образом, в такой муфте свободного хода действительнм величина коэффициента заклинивания поддерживается на максимальновозможном уровне, что приводит к снижению габаритов клинового механизма свободного хода и повъ|шению надежности его работы.