Установка для исследования тормозных фрикционных устройств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРМОЗНЫХ ФРИКЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ, содержащая картер со съемной крышкой, вал с ведущим барабаном, систему подвода смазки в полость ведущего барабана, пакет дисков трения и неподвижный наружный барабан, о т л ич а.ющ ая с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем исследования влияния способа подвода смазки на равномерность смазывания пакета дисков и уровень момента гидродинамического сопротивления, неподвижный наружный барабан выполнен разрезным в виде по крайней мере трех съемных секторов , закрепленных на картере на расстоянии один от другого с образованием окон для выхода смазки, ведущий барабан выполнен в виде двух кон центрических обечаек, одна из которых соединена с валом, а другая уста новлена на первой обечайке с возможностью поворота и фиксации, при этом на цилиндрической поверхности первой обечайки выполнены равномерно расположенные по окружности прорези, ана цилиндрической поверхности второй обечайки выполнены ряды отверстий , расположенные вдоль прорезей на расстоянии один от другого не ме .нее ширины прорези., 2.Установка по п. 1, о т л и чающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности визуального I наблюдения и регистрации гидродинаг мических процессов и различных способов подвода смазки внутрь ведущего барабана, съёмная крышка выполнена из оптически прозрачного материала , а система подвода смазки выполнена съемной и закреплена, на крышке. 3.Установка по п.1, о т ли,чающаяся тем, что, с целью обеспечения исследования влияния сли да ва смазки на гидродинамические потери , секторы установлены с возмож4;: ностью перемещения и фиксации в окружном направлении. «
COIO3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
OllHGAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTHA (21) 3453824/25-27 (22) 02.06.82 (46) 30.12.83. Бюл. Р 48 (72) В.Ф. Драница, В.М. Жучков, П.Д. Ивановский, A.Н. Коробченко, С.Ф. Мазнев и В.С. Фанталов (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им.. М.И.Калинина (53) 621.825.8(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 562740, кл. G 01 Ь 5/28, 1976, (прототип). (54)(57) 1. УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВА. НИЯ ТОРМОЗНЫХ ФРИКЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ, содержащая картер со съемной крышкой, вал с ведущим барабаном, систему подвода смазки в полость ведущего барабана, пакет дисков трения и неподвижный наружный барабан, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем исследования влияния способа подвода смазки на равномерность смазывания пакета дисков и уровень момента гидродинамического сопротивления, неподвижный наружный барабан выполнен разрезным в виде по крайней мере трех съемных секторов, закрепленных на картере на расстоянии один от другого с образованием окон для выхода смазки, веду„,Я0„„1064177 A
3 50 0 01 М 13/00; 0 01 1. 5/28 щий барабан выполнен в вйде двух концентрических обечаек, одна из которых соединена с валом, а другая установлена на первой обечайке с возможностью поворота и фиксации, при этом на цилиндрической поверхности первой обечайки выполнены равномерно расположенные по окружности прорези, а на цилиндрической поверхности второй обечайки выполнены ряды отверстий, расположенные вдоль прорезей на расстоянии-один от другого не менее ширины прорези., 2. Установка по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения возможности визуального наблюдения и регистрации гидродина-, Е
O мических процессов и различных способов подвода смазки внутрь ведущего барабана, съемная крышка выполнена из оптически прозрачного материала, а система подвода смазки выпол\ иена съемной и закреплена. на крышке.
3. Установка по п. 1, о т л и.— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения исследования влияния сли ва смазки на гидродинамические по-. тери, секторы установлены с возможностью перемещения и фиксации в окружном направлении.
1064177
Изобретение относится к испытаниям и исследованиям дисковых тормозных фрикционных устройств, работающих в масле и применяемых в транспортном машиностроении и других отраслях народного хозяйства. 5
Известна установка для исследова,ния гидродинамических процессов в тормозных фрикционных устройствах, содержащая картер со съемной крышкой, вал с ведущим барабаном, систе- fp му подвода смазки в полость ведущего барабана, пакет дисков трения и неподвижный наружный барабан с окнами для выхода масла, выполненный в виде двух концентрических обечаек f5 одна из которых укреплена на картере неподвижно, а другая съемная установлена с возможностью регулирования в осевом и окружном направлениях 51 f.
Известная установка позволяет исследовать гидродинамические процессы при различных условиях выхода масла из междисковой полости, однако в ней отсутствует возможность варьирования способа подвода смазки как в полость внутреннего бараоана, так и к дискам трения через систему точек подвода смазки во внутреннем барабане. Кроме того, в такой установке не обеспечена возможность визуального наблюдения и регистрации гидродинамических процессов при различных системах подвода смазки и отсутствует возможйость варьирования конфигурации внутренних поверхностей наружного барабана. 35
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем исследования влияния способа подвода смазки на равномерность смазывания пакета дисков и уровень момента гид- 4р родинамического сопротивления.
Указанная цель достигается тем, что в установке для исследования тормозных фрикционных устройств, содержащей картер со съемной крыш- 45 кой, вал с ведущим барабаном, систему подвода смазки в полость ведущего барабана, ракет дисков трения и неподвижный наружный барабан, со- . гласно изобретению неподвижный наружный барабан выполнен разрезным в виде по крайней мере трех съемных секторов, закрепленных на картере на расстоянии один от другого с. образованием окон для выхода смазки, ведущий барабан выполнен в виде двух концентрических обечаек, одна из которых соединена с валом, а другая установлена на первой обечайке с возможностью поворота и фиксации, при этом на циЛиндрической поверх- 60 ности первой обечайки выполнены равномерно расположенные по окружности прорези, а на цилиндричесКой поверхности второй обечайки выполнены ряды отверстий, расположенные вдоль прорезей на расстоянии один от другого не менее ширины прорези.
С целью обеспечения воэможности визуального наблюдения и регистрации гидродинамических процессов и различных способов подвода смазки внутрь ведущего барабана съемная крышка выполнена из оптически прозрачного материала, а система подвода, смазки выполнена съемной и закреплена на крышке.
Кроме того, с целью обеспечения исследования. влияния слива смазки на ° гидродинамические потери съемные секторы установлены с возможностью перемещения и фиксации в окружном направлении.
На фиг. 1 изображена установка для исследования тормозных фрикционных устройств, разрез; на фиг. 2 - разрез
A-A на фиг.1 без дисков трения; на фиг. 3 — развертка наружной обечайки ведущего барабана; на фиг,4 - то же, внутренней обечайки; на фиг.5-8 разрез Б-Б на фиг. 4, варианты; на фиг. 9 - узел I на фиг. 1; на фиг.10 развертка внутренней обечайки на фиг. 9; на фиг. 11 — то же, наружной обечайки.
Установка для исследования тормозных фрикционных устройств содержит картер 1, вал 2 с ведущим барабаном, выполненным в виде двух концентрических обечаек 3 и 4, съемную крышку 5, выполненную из оптически прозрачного материала, например оргстекла, пакет дисков 6 трения, систему 7 подвода смазки, неподвижный наружный барабан, выполненный разрезным в виде несколь-. ких съемных секторов 8, устанавливаемых с помощью болтов 9 на картере 1 на расстоянии один от другого с образованием окон 10 для выхода смазки.
Однако из обечаек ведущего барабана, например наружная обечайка 3, выполнена с равномерно расположенными по окружности прорезями 11 и соединена с валом 2, а другая (съемная). 4 установлена с возможностью поворота в окружном направлении и фиксации в выбранном положении болтами 12, устанавливаемыми через отверстия 13 внутренней обечайки 4 в резьбовые отверсхия 14 наружной обечайки 3. Внутренняя обечайка 14 содержит. ряды отверстий 15, ориентированных вдоль проре- . зей 11 наружной обечайки 3. Шаг а в окружном направлении между соседними однотипными рядами отверстий 15 соответствует шагу между прорезями 11.
Минимальное расстояние между соседними рядами отверстий 15 должно быть не менее ширины b прорезей 11.
Система 7 подвода смазки содержит две концентрические обечайки. Одна иэ них, например внутреняя 16, жестко крепится к крышке 5 и снабжена равномерно расположенными по окруж1064177 ности прорезями 17, а другая (наружная обечайка 18) снабжена отверстиями 19, имитирующими различные степени неравномерности подвода смазки во внутреннюю полость ведущего барабана (обечаек 3,, 4), и имеет возможность перемещаться в окружном направлении и фиксироваться в выбранном положении болтами 20, устанавливаемыми через отверстия 21 наружной обечайкн18 в резьбовые отверстия 22 внутрен- щ ней обечайки 16.
В комплект установки входят варианты съемных секторов 8, отличающиеся размерами в окружном направлении и исполнением внутренней поверхности (гладкая поверхность, широкие шлицы, узкие шлицы и т.д.)..
Съемные секторы 8 выполнены с возможностью перемещения в окружном направлении и фиксации в новом положении. Для этого в конструкции секторов 8 предусматривается наличие направляющих пазов 23.
Установка работает следующим образом.
Задают определенный способ подвода смазки к дискам 6 трения. Для этого при снятой крышке 5 совмещают прорези 11 обечайки 3 с одним из вариантов рядов отверстий 15 съемной обечайки 4. Выбранное положение фик- 30 сируется болтами 12. Задают определенные условия выхода масла из междисковой полости. Для этого устанавливают секторы 8 с определенной геометрией внутренней. полости (глад- 35 кая поверхность, широкие шлицы, узкие шлицы и т.п .). Размеры секторов 8 в окружном направлении подбирают таким образом, чтобы окна 10 между ними образовывали требуемые условия вы- 40 хода масла из междисковой полости, Секторы 8 фиксируются болтами 9. При установленной; крышке 5 проводят экспериментальные исследования (с установленными дисками 6 или без них) в выбранном диапазоне изменения режимных параметров (скорости вращения вала 2 с ведущим барабаном, количества, температуры и сорта масла и т.д.). В результате проведения исследований устанавливают влия- 50 ние изменения условий подвода смазки к дискам 6 трения и условий на выходе из междисковой полости на величину гидродинамического сопротивления дисков 6 трения во всем исследуемом диапазоне.
Задание способа подвода смазки во внутреннюю полость вращающегося ведущего барабана 3, 4 осуществляется путем совмещения прорезей 17 внутренней обечайки 16 с одним из вариантов отверстий 19 наружной обечайки 18 системы 7 подвода смазки °
В процессе проведения экспериментальных исследований через оптически прозрачную крышку 5 наблюдают с использованием, например, стробоскопического метода и регистрируют с использованием, например, кинофотоаппаратуры характер истечения масла из отверстий 15 и 19, ведущего барабана 3, 4 и системы 7 ггодвода смазки, степень неравномерности смазывания пакета дисков 6 трения в окружном и осевом направлениях и взаимодействия масла с внутренними поверхностями наружного барабана (секторов 8).
В процессе пЕреналадки установки перемещением секторов 8 в окружном направлении обеспечивают задание определенных размеров окон 10 между секторами 8 и их расположение.
Это позволяет расширить вЬзможный диапазон исследования влияния условий выхода масла иэ междисковой полости с использованием меньшего количества сменных вариантов секторов 8.
В результате эксплуатации установки уточняются физическая и математическая модели гидродинамических процессов, обеспечивающие дальнейшее совершенствование расчетных методов определения потерь мощности и КПД.
Расширение диапазона варьирования конструктивных параметров установки обеспечивает приближение стендовых испытаний в условиях реальной эксплуатации и, как следствие, позволяет выбирать оптимальные параметры кон-. струкции и режимов работы дисковых фрикционных узлов с повышенными эксп,луатационными характеристиками.
1064177
1064177 б-б
1064177
0-0 гоа4П
Аа. У
4а.11
Заказ 10511/44 Тираж 873 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и. открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель И. Лукина
Редактор С. Пекарь Техред С.Мигунова КорректорГ. Огар