Пластичная смазка для шлицевых соединений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ по авт.св. № 740818 отличающаяся тем, что,с целью повышения износостойкости деталей , смазка дополнительно содержи-т дисульфид молибдена и фталоцианин меди при следующем cooт :Jшeнии компонентов, мае.%: Натриевое мыло кас торового масла 16,5-18,5 Кальциевое мыло касторового масла 3,7-3,9 Дифениламин0,7-1,0 Диалкилдитиофосфат цинка4,9-5,1 Олеиновая кислота 0,3-0,5 Полиэтилен0,4-0,6 Полиизобутилен 2,4-2,6 Дисульфид молибдена3 ,8-4,2 О (9 Фталоцианин меди 1,8-2,2 Масло веретенное .Остальное W
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:
3,7-3,9
0,7-1,0
3,8-4,2.
1,8-2,2
Остальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 740818 (21) 3511904/23-04 (22) 17.11.82 (46) 23.02.84. Бюл. Р 7 (72) Р.Г. Ялышев, В.В. Коновалов и Г.Р. Ялышева (71 ) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.892 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 740818, кл. С 10 М 5/14, 1980. (прот тип). (54) (57) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ по авт.св. Р 740818 отличающаяся тем, что,с целью повышения износостойкости деÄÄSUÄÄ 1074 9 А
М50 С.10.М 5/0? С 10Ж /Ж °
С 10 М С 10 М 5/20 талей, смазка дополнительно содержит дисульфид молибдена и фталоцианин меди при следующем соот ;. шенин компонентов, мас.Ф:
Натриевое мыло кас" торового масла 16,5-18,5
Кальциевое мыло касторового масла
Дифениламин
Диалкилдитиофосфат цинка 4,9-5,1
Олеиновая кислота 0,3-0,5
Полиэтилен 0,4-0,6
Полиизобутилен 2,4-2,6
Дисульфид молибдена
Фталоцианин меди
Масло веретенное
1074896
4, 9-5,1
О, 3-0,5
О, 4-0,6
2,4-2,6
Остальное
Т а б л и ц а 1
Состав смазки
Компоненты, мас.% (и3веr т Н>-и ) 18,5 17,5
3,- 9
0 85
Дифениламин
1,0
0,85
5,0
5,0
Олеиновая кислота
Полиэтилен
Полиизобутилен
0,6
2„6
Дисульфид молибдена
3,8
1,8
До 100
Фт ало циа ни н меди
2,0
2,2
До 100
До 100 До 100
Масло веретенное
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно транспортному, и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации железнодорожных дрезин и других путевых глашин.
По основному авт.св. Р 740818 известна пластичная смазка для шлицевых соединений следующего состава, мас.Вг
Натриевое мыло касторового масла 16,5-18,5
Кальциевое мыло касторового масла 3,7 -3,9
Дифениламин 0,7-1io
Диалкилдитиофосфат цинка
Олеиновая кислота
Полиэтилен
Полииэобутилен
Масло веретенное
Смазку готовят эагущением веретенного масла AY натриевым и кальциевым мылом касторового масла с до бавлением дифениламина и диалкилдитиофосфата цинка. Полученную готовую смазку ЛЭ-ЦНИИ смешивают с добавками олеиновой кислоты, мелкодисперсного порошка полиэтилена
201 с молекулярным весом 5000-20000 и полиизобутилена П-20 с молекулярным весом 15000-25000, растворенным в бензине 1 .
Натриевое мыло касторового масла
Кальциевое мыло касторового масла
Диалкилдитиофосфат цинка
Однако известная смазка не облада. ет достаточными противоиэносными свойствами применительно к условиям работы подвижных шлицевых соединений карданных валов путевых машин, 5 детали которых совершают воэвратнопоступательное движение;
Целью изобретения является повышение иэносостойкости деталей.
Поставленная цель достигается
IU, тем„ что пластичная смазка для шлицевых соединений дополнительно содержит дисульфид молибдена и фталоцианин меди при следующем соот-. ношении компонентов, мас.Ъ:
Натриевое мыло касторового масла 16,5 — 18,5
Кальциевое мыло касторового масла 3,7 — 3,9
Дифениламин 0,7 — 1,0
Диалкилдитиофосфат цинка 4,9-5,,1
Олеиновая кислота 0,3-0,5
Полиэтилен 0,4-0,6
Полииэобутилен
Дисульфид молибден- 3,8-4,2
Фталоцианин меди 1 8-2,2
Масло веретенное Остальное
Смазку готовят смешением известной смазки с дисульфидом молибдена
{ТУ 48-19-133-75) и с фталоцианином
30 меди (ГОСТ 6220-52).
Приготовлены рецепты пластичных смазок, составы которых указаны в табл „1.
1074896 показателям в табл.2 даны усреднен ные значения. Предлагаемая смазка имеет более высокую стабильность и реологические свойства.
Таблица 2
Вязкость эффективная при 0 С, П
Температура каплепадения, 0С
Коллоидная стабильность, .%
Испаряемость при
120 С,Ъ
Состав смазки
1976
156
3,2
27,5
14,2
2704
3,4
161
24,5
12,1
1-3 тевых дрезин: давление 40 кг/см, число двойных ходов в минуту 110, величина перемещения образца относительно контробраэца 30 мм, время испытаний 20 ч.
В табл.3 представлены результа-ты сравнительных испытаний смаэок
1-4.
Таблица 3
Состав Износ Износ смазки образ- контробца, r р а з3ц а, r
Коэффициент трения
С уммар ный износ г
0,093
0,0026 0,0213
0,0025 0,0196
0,0022 0,0208
0,0048 0,0360
0,092
0,093
0,097
Таким образом, предлагаемая смазка, способствуя снижению износа деталей машИн, найдет широкое применение в транспортном машиностроении, в частности в шлицевых соединениях кардановых валов путевых машин °
Составитель Е. Пономарева
Техред О,Неце Корректор И. Зрдейи
Редактор Н. Рогулич
Заказ 456/24 Тираж 469 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по целам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4
Реологические свойства смазок
1-4 представлены в табл.2. В связи с тем, что предлагаемые образцы
1-3 имеют близкие значения по всем
Исследования иэносостойкости образцов из стали 45, подвергнутых нитроцементации с последующей закалкой ТВЧ (HBC 59-61), при трении об улучшенные контробразцы из стали 45 (НВ-241-269), производят на лабораторной машине трения применительно к условиям работы шлицевых соединений карданных валов пуКак видно из табл.3, суммарный износ образца и контробраэца при применении предлагаемой смазки в 1,8 раза ниже по сравнению с известной . смазкой.
Предел прочности при 50 С, г/GM
0,0241
0,0223
0,0230
0,0408