Полюс электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МА .ШИНЫ, содержащий сердечник из ферромагнитного электропроводного материала в виде отдельных продольно расположенных и изолированных одна от другой секций, являющихся стержнями компенсационной обмотки, с торцовых сторон сердечника и со стороны, обращённой к станине, расположены магнитопроводящие элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения технологии изготовления, он снабжен шихтованным наконечником, при этом наконечник и магнитопроводящие элементы имеют клинообразные выступы и впадины , посредством которых они сочленяются между собой, а между секциями сердечника размещена по крайней мере одна пружина . (Л | сд ее ел kc

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

g(58 Н 02 К 1/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

M А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О

Н

Сд

СЮ

С

К) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3469906/24-07 (22) 16.07.82 (46) 23.02.84. Бюл. № 7 (72) О. P. Мандрыка и Б. Г. Грищенко (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода «Электротяжмаш» им. В.И. Ленина (53) 621.3.044.6 (088.8) (56) 1. Видеман Е. и др. Конструкции электрических машин. Л., «Энергия», 1972, с. 166 — 168.

2. Авторское свидетельство СССР № 639081, кл. Н 02 К 1/14, 1976.,.SU„„1075352 (54) (57) ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечник из ферромагнитного электропроводного материала в виде отдельных продольно расположенных и изолированных одна от другой секций, являющихся стержнями компенсационной обмотки, с торцовых сторон сердечника и со стороны, обращенной к станине, расположены магнитопроводящие элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения технологии изготовления, он снабжен шихтованным наконечником, при этом наконечник и магнитопроводящие элементы имеют клинообразные выступы и впадины, посредством которых они сочленяются между собой, а между секциями сердечника размещена по крайней мере одна пружина.

10?5352 сердечник из ферромагнитного электропроводного материала в виде. отдельных продоль 50 но расположенных секций 1, изолированных

ВНИИПИ Заказ 239/47 Тираж 6 67 Подписное

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к электромашиностроению и касается полюсов электрических машин с компенсационной обмоткой.

Известна конструкция полюсов с компенсационной обмоткой и отъемным наконечником, набранных из отдельных листов стали. Шихтованный наконечник приклеивается к сердечнику или крепится болтами (1).

Недостатком такой конструкции является расход меди на компенсационную обмотку.

Наиболее близкой к изобретению является конструкция полюса, у которого для экономии меди, сердечник расчленен на отдельные продольно расположенные части — секции, выполненные из ферромагнитного материала и являющиеся одновременно стержнями компенсационной обмотки и магнитопроводом для главного магнитного потока.

Секции крепятся к корпусу стяжными элементами, покрытыми слоем изоляции, и обращены непосредственно к воздушному зазору машины (2).

Изготовление известного полюса вызывает технологические затруднения из-за необходимости обеспечить выполнение поверхности полюса, обращенной.к якорю, по дуге окружности. Кроме того, на поверхности полюса возникают добавочные потери, вызванные изменением магнитной индукции из-за поочередного прохождения зубцов и пазов якоря, чем уменьшает КПД.

Целью изобретения является повышение

КПД и упрощение технологии изготовления.

Указанная цель достигается тем, что полюс электрической машины, содержащий сердечник из ферромагнитного электропроводного материала в виде отдельных продольно расположенных и изолированных одна от другой секций, являющихся стержнями компенсационной обмотки, с торцовых сторон сердечника и со стороны, обращенной к станине, расположены магнитопроводящие элементы, снабжен шихтованным нако. нечником, при этом наконечник и магнитопроводящие элементы имеют клинообразные выступы и впадины, посредством которых они сочленяются между собой, а между секциями сердечника размещена по крайней мере одна пружина.

На чертеже изображен полюс электрической машины, поперечный разрез.

Полюс электрической машины содержит друг от друга слоем изоляции 2.

По торцам сердечника расположены два магнитопроводящих элемента (щеки) 3, имеющие клинообразные выступы 4 и 5, а так5

t5

45 же отверстия с резьбой 6 для крепления полюса на станине. Секции сердечника 1 набираются из ферромагнитных листов, электрически соединенных между собой по торцам сваркой. Между щеками 3 с помощью пружины 7 зажат пакет из секций 1, межсекционной изоляции 2 и корпусной изоляции 8—

11.Спинка 12 и наконечник 13 с магнитонасыщающимися участками 14 предварительно нашихтовываются и склеиваются под прессом. Спинка и наконечник также имеют выступы и впадины, посредством которых они сочленяются со щеками.

Пружина 7 может быть размещена между секциями полюса или между щекой и секцией. На чертеже пунктиром показана катушка возбуждения полюса.

В рабочем режиме, когда через обмотку возбуждения и секции компенсационной обмотки протекают токи, в полюсе образуется результирующий магнитный поток машины, который, взаимодействуя с магнитным полем якоря, создает электромагнитный момент.

Поверхностные потери машины снижаются из-за выполнения наконечника полюса шихтованным. Переходные процессы, связанные с изменением основного магнитного потока, ускоряются вследствие выполнения наконечника, секций и спинки полюса шихтованными из отдельных ферромагнитных листов.

Применение предла гаемой конструкции магнитопроводящих элементов (щек, спинки) и наконечника, между которыми имеется клиновое соединение, позволяет исключить сжатие пакета ферромагнитных секций с помощью стяжных шпилек, покрытых изоляцией, а это приводит к увеличению .сечения токоведущих ферромагнитных секций сердечника, что способствует повышению

КПД.

Улучшение технологичности предлагаемой конструкции по сравнению с известной проявляется, главным образом, в замене деталей, подвергаемых механической обработке, штампуемыми деталями. Так, в известном полюсе спинку используют для крепления полюса и поэтому необходима обработка поверхностей, обращенных к станине и к ферромагнитным секциям. Кроме того, обрабатывают «замки» на спинке и щеках для их взаимного крепления. В предлагаемой конструкции спинка освобождена от механических нагрузок и может быть выполнена из штампованных листов стали. Кроме того, наличие наконечника снимает обработку полюса по дуге окружности. Таким образом, предлагаемая конструкция полюса более технологична и снижает отходы металла за счет уменьшения операций по механической обработке деталей полюса.