Барьер для наклонных выработок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1Þ (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (Л.) 3511028/22-03 (22} 05.11.82 (46) 07.03.84. Бюл. 9 9 (72) В.К. Кулибаба, A.Ô. Дубич и A.Â. Молчанов (71) Украинский научно-исследова-. тельский проектно-конструкторский институт подземной гидравлической добычи угля (53) 622. 67. 078. 64. 622. 625. 24 (088. 8) (56) 1. Белый В.Д. Шахтные парашюты.

Госгортехиздат, 1960, с. 7.

2. Авторское свидетельство СССР

М 895769, кл. В 61 В 12/06, 1980 (прототип).

E 21 9 13/02; В 61 В 12/06 (54) (57) 1. БАРЬЕР ДЛЯ НАКЛОННЫХ

ВЫРАБОТОК, содержащий балку, закрепленную на упорах и канатной петле, .энергопоглощающие механизмы, выполненные в виде корпуса и крышки с расположенной между ними ветвью канатной петли, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения безопасности работы путем увеличения срока службы каната и тормозного усилия, в корпус выполнен канал, глубина которого больше диаметра каната, а крышка выполнена с выступом, расположенным в канале корпуса, при этом ветвь канатной петли расположена между дном канала корпуса и выступом крышки.

1078103

2. Барьер по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что он снаб-. жен пружинными механизмами возврата барьера, закрепленными на

Ф

Изобретение относится к улавливающим устройствам и предназначено для использования в наклонных выра- ботках горной промышленности для улавливания вагонеток и составов 5 подземного транспорта.

Известен барьер, состоящий из канатной петли и одноручьевых тросо-вых амортизаторов. При улавливании петлей каната состава вагонов происходит протягивание ветвей каната через амортизаторы, чем достигается гашение кинетической энергии состава вагонов и, следовательно, его остановка. Для восстановления барье- 15 ра в рабочее состояние необходимо ослабить нажатие винтов амортизаторов и, прицепив свободные концы петли к тяговому канату подъемной машины, протянуть их в обратном направлении через амортизаторы (1) .

Недостатками укаэанного барьера является необходимость запаса каната большой длины и длительное время, необходимое для восстановления барье. ра в рабочее положение. 25

Наиболее близким по техническому решению к изобретению является барьер для наклонных выработок, содержащий балку, закрепленную на упорах и канатной петле, энерго- 30 поглощающие механизмы, каждый из которых выполнен в виде корпуса и крышки с расположенной между ними ветвью канатной петли (2) .

Недостатком известного устройства З5 является то, что оно имеет между крышкой и корпусом зазор, который способствует деформации каната при соединении крышки с корпусом. Деформация каната приводит к выдавливанию прядей каната через зазор, а при протягивании каната — к обрыву его прядей. При этом тормозное усилие энергопоглощающих механизмов является неудовлетворительным. Кроме того, восстановление барьеров в рабочее положение возможно лишь при наличии подъемных установок.

Затраты времени при этом составляют не менее одного часа, что вызывает простои оборудования. 50

Целью изобретения является повышение безопасности работы путем увеличения срока службы каната и тормозного, усилия. упорах и охваченными ветвями канатной петли с противоположной от барьера стороны.

Эта цель достигается тем, что в барьере для наклонных выработок, содержащем балку, закрепленную на упорах и канатной петле, энергопоглощающие механизмы, каждый из которых выполнен в виде корпуса и крышки с расположенной между ними ветвью канатной петли, в корпусе выполнен канал, глубина которого выбрана больше диаметра каната, а крышка выполнена с выступом, входящим в канал корпуса, при этом ветвь канатной петли расположена между дном канала корпуса и выступом крышки..

Барьер снабжен также пружинными механизмами его возврата, которые закреплены на упорах и охвачены ветвями канатной петли с противоположной от барьера стороны.

На фиг. 1 показан барьер, на фиг. 2 — то же, вид.сверху, на фиг. 3 — энергопоглощающий механизм, разрез, на фиг. 4 — механизм возврата.

Барьер содержит балку 1 (фиг. 1), закрепленную на канатной петле 2, энергопоглощающие механизмы З,которые вместе с механизмами 4 возврата балки крепятся к упорам 5.

Упоры установлены на фундаменте

6. Барьер имеет электропривод 7, который через трос 8 посредством концевых выключателей 9 производит управление барьером.

Энергопоглощающий механизм содержит корпус 10 с каналом, в котором расположена ветвь каната 11.

Крышка 12 выполнена с выступом, имеющим на конце цилиндрическую канавку. Между выступом крышки и дном канала корпуса расположена ветвь каната. Резиновая прокладка 13 служит для предохранения поверхности трения каната от попадания на него пыли. Крышка 12 крепится к корпусу 10 болтами 14 с усилием, которое необходимо для торможения вагонеток. Глубина канала выбрана больше диаметра каната и в конкретном случае она больше двух диаметров каната.

Механизм 4 возврата барьера в рабочее положение (фиг. 4) содержит полушкив 15, в ручье которого движется канат при протягивании и

1078103 вставки 16, и направляющую трубу 17, которые обеспечивают направленное движение полушкива 15 и пружины 18.

Фиксаторы 19 предназначены для фиксации пружины.

Барьер работает следующим образом. (При ударе вагонетки (в случае обрыва последней) происходит протяж- 1О ка ветвей каната 2 через энергопоглощающие механизмы, которые гасят кинетическую энергию вагонетки путем превращения ее в тепловую энергию от сил трения. При этом ветви каната протягиваются через полушкив 15 и вставку 16, заставляя их двигаться в направляющей трубе 17. Полушкив

15 сжимает пружину 18. После протягивания ветвей каната через энергопоглощающие механизмы пружины 18 находятся в сжатом. состоянии.

Для возвращения барьера в рабочее положение необходимо ослабить усилие затяжки болтов крышки каждого энергопоглощающего механизма.

По мере ослабления усилия пружины

18 воздействуют на ветви каната через полушкивы 15 и вставки 16 и возвращают канат и барьер в исходное положение. Затем болты 14 вновь затягивают. Все это обеспечивает повышение срока службы каната и тормозного усилия.

В сравнении с известным использование предлагаемого барьера позволяет повысить безопасность ведения работ в наклонных выработках и уменьшить затраты на восстановительные работы в случае обрыва вагонеток.

1078103

uz.

Составитель Н.Туленинов

Техред М.Тепер КорректорМ.Демчик

Редактор Н.Егорова

Тираж 427 Подписное

ВНИИПИ ГосударсМЬенного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Эакаэ 897/26

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, .4