Способ создания предварительного натяга в конических роликовых подшипниках при сборке валов редукторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯГА В КОНИЧЕСКИХ РОЛИ КОВЫХ ПОДШИПНИКАХ ПРИ СБОРКЕ ВАЛОВ РЕДУКТОРОВ, заключающийся в том, что подшипники устанавливают на вал и в корпус редуктора, задают/валу вращение, нагружают вал осевой силой , измеряют при этом перемещения между внутренними и наружными кольцами подшипников и изменяют длину распорной втулки между внутренними кольцами подшипников в зависимости от величин измеренных перемещений, отличающийся тем, что. с целью повышения долговечности работы элементов редуктора, нагружают вал осевой силой со значениями, изменяющимися от нуля до максимального эксплуатационного на данном валу, измеряют при этом перемещения между внутренним и наружным кольцами каждого подшипника/ определяют по полученным зависимостям перемещения от уси-. ЛИЯ для подшипников оптимальное для данной пары подшипников усилие предварительного натяга, прикладывают оптимальное усилие к вращгиощемуся валу и измеряют сопротивления вращению вала, устанавливают на вал распорную втулку, вновь измеряют момент сопротивления вращению вала в сборе и регулируют длину втулки до достижения момента сопротивления вращению равного измеренному при оптимальном усилии предварительного натяга, 2. Способ по п.1, отличающий с я тем, что, с цeJIью снижения трудоемкости сборки, устанавливают на Вёш деформируемую распорную втулку и регулируют ее длину затягиванием гайки на резьбовом хвостовике вала.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) 3(59 G 01 N 13 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Р ф
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3522236/25-28 (22) 14.12 ° 82 (46) 07.03.84. Бюл. 9 9 (72) A.Â.Âîðîíèí, A.È.Ãðå÷óõèí, В.И.Харитонов, Ф.Ф,Сапожников, И.A ° Булавин и A.Ã.Ñèäîðîâ (71) Московский автомеханический институт и Волжское объединение по производству легковых автомобилей (53) 658.562.012.7(088.8) (56) 1 . Авторское свидетельство СССР ,М 757835, кл. G 01 В 5/14, 1980.
2. Авторское свидетельство СССР
9 819562, кл. G 01 В 5/06, 1981 (прототип). (54)(57) 1. СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯГА В КОНИЧЕСКИХ РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКАХ ПРИ СБОРКЕ ВАЛОВ
РЕДУКТОРОВ, заключающийся в том, что подшипники устанавливают на вал и в корпус редуктора, задают/валу вращение, нагружают вал осевой силой, измеряют при этом перемещения между внутренними и наружными кольцами подшипников и изменяют длину распорной втулки между внутренними кольцами подшипников в зависимости от величин измеренных перемещений, о т л и ч a ю щ и и с ÿ тем, что, с целью повышения долговечности ра= боты элементов редуктора, нагружают вал осевой силой со значениями, изменяющимися от нуля до максимального эксплуатационного на данном валу, измеряют при этом перемещения между .внутренним и наружным кольцами каждого подшипника, определяют по полученным зависимостям перемещения от уси-, лия для подшипников оптимальное для данной пары подшипников усилие предварительного натяга, прикладывают оптимальное усилие к вращающемуся валу и измеряют момент сопротивления вращению вала, устанавливают на вал распорную втулку, вновь измеряют момент сопротивления вращению вала в g сборе и регулируют длину втулки до достижения момента сопротивления вращению равного измеренному при оп,тимальном усилии предварительного натяга.
2. Способ по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости сборки, устанавливают на вал деформируемую распорную втулку и регулируют ее длину затягиванием гайки на резьбовом хвостовике вала.
Э 1078270
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании предварительного натяга в конических роликовых подшипниках при сборке валов редукторов.
Известен способ создания предварительного натяга в конических роликовых подшипниках при сборке валов редукторов, заключающийся в том,что подшипники с жесткой распорной втулкой устанавливают на вал и в кОнус редуктора, размечают на валу базовую линию, измеряют расстояние от базовой линии до бурта на корпусе редуктора, задают валу вращение, нагружают его осевой силой, вновь измеряют расстояние от базовой линии до бурта на корпусе, определяют толщину компенсатора, разбирают редуктор, устанавливают в размерную цепь компенсатор и вновь собирают редуктор (13.
Однако данный способ не обеспечивает долговечности работы элементов редуктора, так как нагружающая вал сила выбирается произвольно, без учета жесткостных характеристик самих подшипников, а трудоемкость процесса сборки редуктора возрастает вследствие необходимости повторной разборки!
25 и сборки, для редукторов с деформируемыми распорными втулками этот способ вообще неприменим.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ создания предварительного натяга в конических роликовых подшипниках при сборке ваов редукторов, заключающийся в том, что подшипники с распорной втулкой устанавливают на вал и в корпус реуктора, задают валу вращение, наило изме яют 40
\ л д гружают вал осевой с й, P при этом перемещения между внутренними и наружными кольцами подшипников и изменяют длину распорной втулки между внутренними кольцами подшипников в зависимости от величин 45 измеренных перемещений, для чего редуктор разбирают и устанавливаю1" на вал соответствующий компенсатор E 23.
Однако известный способ не обеспечивает долговечности работы элементов редуктора, так как нагружающая вал сила принимается произвольно равной ее максимальному эксплуатационному значению,а трудоемкость способа возрастает вследствие необходимости измерения перемещений колец подшипников в собранном редукторе с последующей его разборкой для подгонки длины распорной втулки.
Целью изобретения является повышение долговечности работы элементов редуктора.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу создания предварительного натяга в конических роликовых подшипниках при сборке ва 65 лов редукторов, заключающемуся в том, что подшипники устанавливают на вал и в корпус редуктора, задают валу вращение, нагружают вал осевой силой, измеряют при этом перемещения между внутренними и наружными кольцами подшипников и изменяют длину распорной втулки между внутренними кольцами подшипников в зависимости от величин измеренных перемещений, нагружают вал осевой силой со значениями, изменяющимися от нуля до максимального эксплуатационного на дан ном валу, измеряют при этом перемещения между внутренним и наружным кольцами каждого подшипника, определяют по полученным зависимостям перемещения от усилия для подшипников оптимальное для данной пары подшипников усилие предварительного натяга, прикладывают оптимальное усилие к вращающемуся валу и измеряют момент сопротивления вращению вала, уста навливают на вал распорную втулку, вновь измеряют момент сопротивления вращению вала в сборе и регулируют длину втулки до достижения момента сопротивления вращению, равного измеренному при оптимальном усилии предварительного натяга.
Кроме того, с целью снижения трудоемкости сборку, устанавливают на вал деформируемую распорную втулку и регулируют ее длину затягиванием гайки на реэьбовом хвостовике вала.
На фиг.1 показана схема измерения перемещений колец подшипниковый на фнг.2 - зависимости между усилием и перемещением колец подшипников, снятые экспериментально для данной пары н используемые для определения оптимального усилия предварительного натяга; на фиг.3 — вал редуктора в сборе с деформируемой распорной втулкой.
Схема (фиг.1) содержит корпус редуктора 1, запрессованные в нем наружные кольца 2 и 3 подриипников, тела 4 и 5 качения, внутренние кольца б и 7, вал 8 с резьбовым хвостовиком
9, нагружающий механизм 10, узел 11 для измерения осевых смещений колец
3 и 7 и узел 12 для измерения осевых смещений колец 7 и б.
Зависимость 13 между усилием и перемещением колец подшипника, нагружаемого эксплуатационной нагрузкой, и зависимость 14 между усилием и перемещением колец подшипника:,разгружаемого той же нагрузкой, представлены на фиг.2..
На фиг.3 показаны деформируемая распориая втулка 15 и гайка 16, устанавливаемая на резьбовой хвостовик вала.
Использование предлагаемого способа позволяет более объективно осу1078270
" Чал е
4 р„,.
Составитель Н.Тимошенко
Редактор Л.Гратилло Техред N.Кузьма Корректор О.Тигор
Заказ 935/35 Тираж 823 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 ществлять определение и -оздание оптимального предварительного натяга
s конических роликовых подшипниках .при сборке валов редукторов, что существенно повиаает долговечность работы всех элементов редуктора. В то же время трудоемкость способа снижается при использовании деФормируеьых распорных втулок.
Способ имеет большое значение для автомобилестроения, авиастроения, станкостроения и других бтраслей ца5 родного хозяйства, выпускающих редукторы в массовом производстве.