Устройство для управления гидрозамедлителем транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОЗАМЕДЛИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее орган управления с педалью тормоза, связанный пневмолиниями через пневмоцилиндр с направляющим распределителем, отличающееся тем, что, с целью увеличения эффективности работы устройства за счет повышения приспособленности устройства к дорожным условиям и более полного использования гидрозамедлителя, орган управления снабжен по крайней мере двумя электропневматическими клапанами, связанными через включатель с педалью тормоза , и пневматическим бесступенчатым регулятором давления с ручным приводом, а упомянутый пневмоцнлиндр выполнен ступенчатым , каждая из ступеней которого снабжена пневмолиниями с соответствуюнхим электропневмоклапаном, при этом пневмолиния , сообщающая большую ступень пневмоцилиндра с соответствующим электропневмоклапаном , снабжена клапаном И, через который связана с пневматическим бесступенчатым регулятором давления, а электрическая цепь питания электропневматических клапанов снабжена реле с размыкающими контактами. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1079486 зад В 60 К 4100

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ::::: .,,!3

H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1„-„.;;. - А (21) 3499552/27-11 (22) 06. 10.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) В. С. Рымар, M. Н. Тыбинка, Л. С. Гаронин и Д. Т. Гапоян (71) Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (53) 629.113-592.6 (088.8) (56) 1. Журнал «Technisqhe Rundsqhau» 39 6, vom. 14 Fesr., 1969, ФРГ (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОЗАМЕДЛИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее орган управления с педалью тормоза, связанный пневмолиниями через пневмоцилиндр с направляющим распределителем, отличающееся тем, что, с целью увеличения эффективности работы устройства за счет повышения приспособленности устройства к дорожным условиям и более полного использования гидрозамедлителя, орган управления снабжен по крайней мере двумя электропневматическими клапанами, связанными через включатель с педалью тормоза, и пневматическим бесступенчатым регулятором давления с ручным приводом, а упомянутый пневмоцилиндр выполнен ступенчатым, каждая из ступеней которого снабжена пневмолиниями с соответствующим электропневмоклапаном, при этом пневмолиния, сообщающая большую ступень пневмоцилиндра с соответствующим электропневмоклапаном, снабжена клапаном И, через который связана с пневматическим бесступенчатым регулятором давления, а электрическая цепь питания электропневматических клапанов снабжена реле с раз- В мыкающими контактами.

1079486

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления гидрозамедлителем, и может быть использовано в системах управления гидрозамедлителем транспортного средства с гидродинамической передачей.

Известно устройство для управления гидрозамедлителем транспортного средства, содержащее орган управления с педалью тормоза, связанный пневмолиниями через пневмоцилиндр с направляющим распределителем (1).

Устройство характеризуется недостаточной приспособленностью к дорожным условиям из-за того, что оно не имеет раздельных органов управления, позволяющих избирательно производить торможение в режиме, соответствующем дорожным условиям, что усложняет работу водителя, вызывая необходимость, например, на затяжных спусках постоянно воздействовать на орган управления — педаль рабочего тормоза. Устройство является сложным, так как предполагает наличие двух клапанов задержки, трех электропневматических клапанов, редукционного клапана, магистрального клапана и электромагнитного пневмоклапана, обеспечивающего усиление регулирующего давления от тормозного крана и сложение его с давлением включения гидрозамедлителя, а также тормозного крана специального исполнения.

Кроме того, отсутствует элемент, обеспечивающий автоматическое выключение гидрозамедлителя перед полной останов кой транспортного средства для самоопорожнения его рабочей полости и снижения внутренних потерь энергии на нетормозных режимах работы.

Цель изобретения — повышение эффективности работы за счет повышения приспособленности устройства к дорожным условиям и более полного использования гидрозамедлителя.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для управления гидрозамедлителем транспортного средства, содержащем орган управления с педалью тормоза, связанный пневмолиниями через пневмоцилиндр с направляющим распределителем, орган управления снабжен по крайней мере двумя электропневматическими клапанами, связанными через включатель с педалью тормоза, и пневматическим бесступенчатым регулятором давления с ручным приводом, а упомянутый пневмоцилиндр выполнен ступенчатым, каждая из ступеней которого сообщена пневмолиниями с соответствующим электропневмоклапаном, при этом пневмолиния, сообщающая большую ступень пневмоцилиндра с соответствующим электропневмоклапаном, снабжена клапаном

И, через который связана с пневматическим бесступенчатым регулятором давления, а электрическая цепь питания электропнев5

55 матических клапанов снабжено реле с размыкающими контактами.

На фиг. 1 показана общая схема устройства; на фиг. 2 — электрическая схема устройства.

Устройство для управления гидрозамедлителем содержит двухрежимный орган управления, состоящий из электропневмоклапанов 1,2 и 3 с включателями 4,5 и 6, приводными педалью 7 рабочих тормозов (не показаны), и пневматического бесступенчатого регулятора давления 8 с ручным приводом. Орган управления посредством ступенчатого пневматического цилиндра 9, содержащего полость 1-ой ступени 10 с поршнем 11, полость 2-ой ступени 12 с поршнем

13, полость 3-ей ступени 14 с поршнем 15 связанного с золотником распределителя 16, внутренняя полость которого напорным каналом 17 и всасывающим каналом 18 сообщена с рабочей полостью 19 гидрозамедлителя и каналами 20 и 21 — с гидротрансформатором (не показано), а каналом

22 — со сливом. Канал 20 посредством насоса 23 сообщен с резервуаром 24 рабочей жидкости. Кроме того, внутренняя полость золотникового распределителя 16 сообщена посредством каналов 25 и 26 с теплообменником 27. Всасывающий канал 18 каналом подпитки 28 сообщается с внутренней полостью золотника, а нагнетательный канал

17 сообщается с полостью 29 каналом 30.

Золотник 31 паспределителя 16 подпружинен пружинои 32. лектропневмоклапаны

1,2 и 3 посредством каналов 3334 и 35 сообщены с полостями 10,12 и 14 соответствующих ступеней ступенчатого пневм атического цилиндра 9 и посредством канала 36 — с источником сжатого воздуха 37.

Бесступенчатый регулятор давления 8 сообщен каналом 38 с источником сжатого воздуха 37 и с полостью 14 3-ей ступени каналом 39 через двухмагистральный клапан И 40.

Включатели 4,5 и 6 электрически связаны с источником электроэнергии 41 и электропневмоклапанами 1,2 и 3 через выключатель 42 (фиг. 2).

Электромагниты клапанов 1,2 и 3 запитаны через реле 43,44 и 45 с нормально замкнутыми контактами, обмотки которых (не показаны) соединены электрически с цепью питания электромагнита включения первой передачи в ГМП (не показана).

Параллельно электромагнитам электропневмоклапанов 1,2 и 3 включены сигнальные лампы 46, 47 и 48. Вершины 49, 50 и 51 приводных элементов включателей 4, 5 и 6 и взаимодействующий с ними элемент

52 педали 7 рабочего тормоза имеют такое взаимное расположение, что элемент 52 входит во взаимодействие с вершинами 49, 50 и 51 последовательно по мере увеличения усилия, прикладываемого водителем к педали 7.

1079486

Устройство для управления гидрозамедлителем работает следующим образом.

На нетормозном режиме работы элементы устройства находятся в положении, изображенном на фиг. 1. Золотник 31 распределителя находитея в кра "íåì левом положении. При этом рабочая полость 19 гидрозамедлителя сообщена со сливом посредством каналов 17 и 18, распределителя 16 и канала 22, полость 19 гидрозамедлителя опорожнена и тормозной момент на валу ротора гидроза медлителя отсутствует. При начальном воздействии водителя на педаль

7 элемент 52 воздействует на вершину 49 приводного элемента включателя 4, обмотка электропневмоклапана 1-ой ступени торможения получает питание от источника электроэнергии 41 через контакты реле 43, одновременно включается сигнальная лампа

46 1-ой ступени, электропневмоклапан 1 срабатывает. Сжатый воздух от источника 7 через канал 36, электропневмоклапан 1, канал 33 поступает в полость 10, где воздействует на поршень 11, в результате чего поршни 11, 13 и 15 и золотник 31 распределителя смещаются вправо. При этом рабочая жидкость из резервуара 24 под действием насоса 23 поступает в канал 20 и через каналы 28 и 18 заполняет рабочую полость 19 гидроза медлителя. Под действием вращающегося ротора рабочая жидкость начинает циркулировать в замкнутом контуре: полость 19 — канал 17 — внутренняя полость распределителя 16 — канал

25 — теплообменник 27 — канал 26 — внутренняя полость распределителя 16 — канал 18.

Давление рабочей жидкости, создаваемое вращающимся ротором в полости 19, по каналам 17 и 30 передается в полость

29, где оно вместе с пружиной 32 создает усилие, действующее на золотник 31, которое смещает его влево. В результате этого открывается слив и часть рабочей жидкости из замкнутого контура циркуляции по каналу 22 сливается в резервуар 24 до тех пор, пока золотник 31 под действием поршня 11, на который действует сжатый воздух полости 10, снова не закроет слив.

Таким образом, в рабочей полости 19 устанавливается величина давления рабочей жидкости и соответствующая ему величина тормозного момента на валу ротора гидрозамедлителя, которая выбрана для I-ой ступени торможения.

При необходимости увеличения тормозного момента водитель усиливает нажатие на педаль 7, вследствие чего элемент 52 педали воздействует на вершину 50 включателя 5 и обмотка электропневмоклапана 2 11-ой ступени торможения получает питание от источника электроэнергии 41 через контакты реле 44, клапан 2 срабатывает, одновременно включается сигнальная лампа 47 II-ой ступени. Сжатый воздух

50 управления гидромеханической передачи, что обеспечивает самоопорожнение полости 19 гидрозамедлителя перед полной остановкой транспортного средства и подготовку гидрозамедлителя к работе на режиме разгона.

При необходимости бесступенчатого регулирования тормозного момента гидрозамедлителя, например на затяжном спуске от источника 37 через канала 36, электропневмоклапан 2, канал 34 поступает в полость 12, где воздействует на поршень 13, площадь которого больше площади поршня 11. Благодаря этому слив из замкнутого контура циркуляции гидрозамедлителя открывается при более высоком давлении рабочей жидкости в полостях 29 и 19 и закрывается быстрее. Таким образом, в рабочей полости 19 устанавливается более вы10 сокое давление рабочей жидкости и соответствующая ему более высокая величина тормозного момента, которая выбрана для, II-ой ступени торможения. При необходимости получения максимального торможения момента гидрозамедлителя водитель еще более усиливает нажатие на педаль 7, вследствие чего элемент 52 педали воздействует на вершину 51 приводного элемента включателя 6 и обмотка электропневмоклапана 3 III-ей ступени торможения полуgp чает питание от источника электроэнергии

41 через контакты реле 45, клапан 3 срабатывает, одновременно включается сигральная лампа 48 111-ей ступени.

Сжатый воздух от источника 37 через канал 36, электропневмоклапан 3, канал

35, двухмагистральный клапан 40 поступает в полость 14, где воздействует на поршень 15 наибольшей площади. Благодаря этому в полостях 29 и 19 поддерживается максимальное значение давления рабочей

30 жидкости и соответственно ему максимальная величина тормозного момента. Дальнейшее увеличение нажатия на педаль 7 приводит к включению рабочих тормозов.

При отпускании педали 7 воздействие ее элемента 52 на приводные элементы 49, 50 и 51 прекращается, включатели 4,5 и 6 выключаются, обмотки электропневмокл апанов 1,2 и 3 обесточиваются и они отсоединяют от источника 37 сжатого воздуха каналы 33, 34 и 35 и соединяют их с атмосферой. Под действием пружин 32 золотник

4О 31 и поршни 15, 13 и 11 перемещаются в крайнее левое положение, вследствие чего каналы 17 и 18 гидрозамедлителя сообща-. ются со сливом и полость 19 гидрозамедлителя опорожняется.

При скорости транспортного средства ниже 10 км/ч при нажатой педали 7 происходит автоматическое обесточивание обмоток электропневмоклапанов 1,2 и 3 посредством реле 43,44 и 45, которые коммутируются с электрической цепью системы!

079486 водитель воздействует на регулятор 8, который пропускает сжатый воздух от источника 37 через канал 38 под давлением, установленным регулятором 8, в канал. 39 через клапан 40 в полость 14. Клапан 40 отсоединяет канал 35 от канала 39. Величина тормозного момента соответствует величине давления сжатого воздуха, устанавливаемого бесступенчатым регулятором

8, в полости 14 дальнейшая работа происходит аналогично как и при подаче сжатого воздуха в полость 14 посредством пневмоэлектроклапана.

Эффективность изобретения заключается в том, что предлагаемое устройство обеспечивает облегчение труда водителя и повышение безопасности движения транспортных средств за счет лучшей приспосабливаемости управления гидрозамедлителем к дорожным условиям, так как водителю не требуется отрывать руку от рулевого колеса, что не удобно, например, в условиях городского движения или при движении по серпантинам горных дорог, а на затяжных спусках водитель имеет возможность, воздействуя рукой на кран плавного изменения давления устанавливать требуемый тормозной момент гидрозамедлителя и тем самым поддерживать выбранную скорость движения транспортного средства, не удерживая постоянно руку на органе управления.

Предлагаемое устройство обеспечивает также повышение частоты и полноты использования гидрозамедлителя, что обуславливается тем, что гидрозамедлитель используется при каждом торможении посредством педали рабочего тормоза, чем достигается максимально возможное сохранение рабочих тормозов и увеличение продолжи10 тельности их работы. Согласно данным эксплуатации при использовании гидропередачи с гидрозамедлителем на автобусах типа ЛАЗ-4202 при ручном управлении достигается увеличение ходимости тормозных накладок с 4-5 до 6-7 месяцев, а при более полном использовании гидрозамедлителя, как предлагается при данном устройстве управления, ходимость тормозных накладок может достигнуть 10-12 месяцев.

Предлагаемое устройство обеспечивает

gp снижение внутренних потерь гидрозамедлителя на нетормозных режимах работы; в фазе разгона, а следовательно, расходов топлива за счет самоопорожнения рабочей полости гидрозамедлителя перед остановкой транспортного средства. Внутренние потери в ГМП в первые 15 с разгона за счет самоопорожнения полости гидрозамедлителя могут быть снижены на 15-20%.

1079486

Е(ель литания эяетроиагнита У лередачи .ф ф, 2

Щи. Z

Составитель А. Барыков

Редактор Л. Повхан Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ 229/15 Тираж-657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4