Транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. № 943040, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности торможения транспортного средства за счет автоматического регулирования вязкостно-температурного режима тормозной жидкости, оно снабжено дополнительными двухпозиционными золотниковыми распределителями и управляющими ими терморегуляторами, установленными в полостях колесных тормозных цилиндров, а тормозные шланги размещены в дополнительных трубопроводах, полости которых с одной стороны непосредственно подключены к всасывающей трубе воздухоочистителя двигателя, а с другой через дополнительные двухпозиционные золотниковые распределители соединены с всасывающей трубой системы отопления и охлаждения воздуха кабины и с подкапотным пространством двигателя.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1079503 д(1) В 60 Т 5/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ю
CO
С Э
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 943040 (21) 3431865)27-11 (22) 29.04.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) А. Э. Павлович, А. М Расолько, Н. В. Богдан и С. В. Мартинович (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629-592.52 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 943040, кл. В 60 Т 5/00, 1980.. (54) (57) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. № 943040, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности торможения транспортного средства за счет автоматического регулирования вязкостно-температурного режима тормозной жидкости, оно снабжено дополнительными двухпозиционными золотниковыми распределителями и управляющими ими терморегуляторами, установленными в полостях колесных тормозных цилиндров, а тормозные шланги размещены в дополнительных трубопроводах, полости которых с одной стороны непосредственно подключены к всасывающей трубе воздухоочистителя двигателя, а с другой через дополнительные двухпозиционные золотниковые распределители соединены с всасывающей трубой системы отопления и охлаждения воздуха кабины и с подкапотным пространством двигателя.
1079503
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным системам транспортных средств.
По основному авт. св. № 943040 известно транспортное средство, содержащее смонтированные на остове двигатель внутреннего сгорания с воздухоочистителем, систему отопления и охлаждения воздуха кабины, закрытые тормозные механизмы колес, имеющие впускные и выпускные воздухопроводы системы охлаждения тормозных механизмов, главный тормозной гидроцилиндр, пневматически связанный с тормозной педалью и соединенный гидротрубопроводами с колесными тормозными гидроцилиндрами, установленными в закрытых тормозных механизмах, двухпозиционные золотниковые распределители с системой управления для избирательного сообщения впускных трубопроводов с всасывающей трубой системы отопления и охлаждения воздуха кабины и с подкапотным пространством двигателя внутреннего сгорания, при этом впускные воздухопроводы системы охлаждения тормозных механизмов соединены с всасывающей трубой системы отопления и охлаждения, а выпускные соединены с всасывающей трубой воздухоочистителя двигателя внутреннего сгорания, и система управления оборудована датчиками температуры, установленными в тормозных механизмах (1).
Недостатком известного устройства является то, что его система управления, обеспечивая оптимальный температурный режим тормозных механизмов, не обеспечивает оптимального температурного режима рабочего тела гидравлического тормозного привода транспортного соедства в широком диапазоце температур. Из-за большой вязкости тормозной жидкости при низких температурах наблюдается запаздывание торможения, а из-за малой вязкости тормозной жидкости при высоких температурах появляется утечка жидкости через соединения и манжеты. Если тормоза работают в тяжелых условиях и колесные цилиндры сильно нагреваются, тормозная жидкость может закипать. При этом в ней образуются пузырьки, что влечет за собой отказ тормозов из-за так называемого «провала педали».
1Хель изобретения — повышение эффективности торможения транспортного средства за счет автоматического регулирования вязкостно-температурного режима тормозной жидкости.
Указанная цель достигается тем, что транспортное средство, содержащее смонтированные на остове двигатель внутреннего сгорания с воздухоочистителем, систему отопления и охлаждения воздуха кабины, закрытые тормозные механизмы колес, имеющие впускные и выпускные воздухопроводы системы охлаждения тормозных меха5
Зо
55 низмов, главный тормозной гидроцилиндр, пневматически связанный с тормозной педалью и соединенный гидротрубопроводами с колесными гидроцилиндрами, установленными в закрытых тормозных механизмах, двухпозиционные золотниковые распределители с системой управления для избирательного сообщения впускных трубопроводов с BcBcblBBIolllåé трубой системы отопления и охлаждения воздуха кабины и с подкапотным пространством двигателя, при этом впускные воздухопроводы системы охлаждения тормозных механизмов соединены с всасывающей трубой системы отопления и охлаждения, а выпускные соединены с всасывающей трубой воздухоочистителя двигателя и система управления оборудована датчиками температуры, установленными в тормозных механизмах, снабжено дополнительными двухпозиционными золотниковыми распределителями и управляющими ими терморегуляторами, установленными в полостях колесных тормозных цилиндров, а тормозные шланги размещены в дополнительных трубопроводах, полости которых с одной стороны непосредственно подключены к всасывающей трубе воздухоочистителя двигателя, а с другой через дополнительные золотниковые распределители соединены с всасывающей трубой системы отопления и охлаждения воздуха кабины и с подкапотным пространством двигателя.
На чертеже показана схема транспортного средства.
Устройство содержит остов 1, двигатель
2 внутреннего сгорания с воздухоочистителем 3, имеющим всасывающую трубу 4 и воздухозаборник 5, колесные тормозные механизмы 6 колес 7, систему 8 отопления и охлаждения воздуха кабины, имеющую всасывающую трубу 9 с фильтром 10 и заборником 11 воздуха из атмосферы, впускные
12 и выпускные 13 воздухопроводы тормозных меха низмов. Внутренние объемы тормозных механизмов 6 посредством впускных воздухопроводов 12 и двухпозиционных распределителей 14 соединены с всасывающей трубой 9 системы 8 отопления и охлаждения воздуха кабины и с подкапотным пространством 15 двигателя 2 внутреннего сгорания, а посредством выпускных трубопроводов 13 — с всасывающей трубой 4 воздухоочистителя 3. В тормозных механизмах 6 установлены датчики 16 темйератур, с которыми связаны золотники распределителей
14, а в гидрополостях колесных тормозных гидроцилиндров 17 встроены терморегуляторы 18, соединенные штоками с дополнительными двухпозиционными золотниковыми распределителями 19. Гидротрубопроводы 20, сообщающие главный тормозной гидроцилиндр 21 с колесными тормозными гидроцилиндрами 17, установлены внутри дополнительных трубопроводов 22, входы которых
1079503
Составитель Ю. Гуляев
Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор С. Лисина
Заказ 1230/16 посредством впускных воздухопроводов 23 и дополнительных двухпозиционных распределителей 19 соединены с всасывающей трубой 9 системы 8 отопления и охлаждения воздуха кабины с подкапотным пространством 15 двигателя 2 внутреннего сгорания, а выходы посредством выпускных трубопроводов 24 — с всасывающей трубой 4 воздухоочистителя. Главный тормозной гидроцилиндр кинематически связан с педалью
25. Терморегуляторы 18 содержат в себе вещество 26, чувствительное к изменению температуры тормозной жидкости. В зависимости от расширения или сжатия вещества 26 перемещаются поршни со штоками терморегуляторов 18 и воздействуют на золотники дополнительных распределителей 19.
Начало расширения, сжатия вещества 26 соответствует началу ухудшения вязкостных свойств тормозной жидкости при высоких и низких температурах.
При работающем двигателе 2 внутреннего сгорания во всасывающей трубе 4 воздухоочистителя 3 создается сильное разрежение, под действием которого воздух из атмосферы через воздухозаборник 5 поступает во всасывающую трубу 4 воздухоочистителя 3. С другой стороны, во всасывающую трубу 4 поступает воздух по выпускным трубопроводам 13 и 24. При этом, в зависимости от теплового состояния тормозных механизмов и от расширения или сжатия вещества 26, двухпозиционные распределители 14 и 19 обеспечивают забор воздуха или из всасывающей трубы 9 системы 8 отопления и охлаждения воздуха кабины (при перегретых тормозных механизмах и предельном нагреве тормозной жидкости, соответствующем началу ухудшения ее вязкостных свойств), что вызывает охлаждение тормозных Механизмов главного тормозного гидроцилиндра 21, гидротрубопровода 20 и колесных гидроцилиндров 17, или из подкапотного пространства 15 двигателя 2 внутреннего сгорания (при переохлаждении тормозных механизмов и предельном охлаждении тормозной жидкости, соответствующем началу ухудшения ее вязкостных свойств), что вызывает нагрев тормозных механизмов 6 и элементов тормозной гид1О росистемы 21, 20, 17 и тормозной жидкости.
Забор воздуха из подкапотного пространства 15 двигателя внутреннего сгорания может производиться, например, в области выпускного коллектора двигателя, температура которого может достигать 300 С.
Благодаря введению в тормозную систему транспортного средства подсистем автоматического охлаждения и нагрева гидравлического контура и тормозных механизмов 6 от подачи сигналов датчиков. 16 температур и терморегуляторов 18, обеспечивается стабильный температурный режим работы всей системы без значительного изменения вязкости тормозной жидкости. Введение в устройство дополнительных двухпозиционных золотниковых распределителей 19 позволяет обогревать или охлаждать по отдельности или совместно в зависимости от степени температурного режима и тормозные механизмы 6 и элементы гидравлической системы 21, 20 и 17.
Предлагаемое изобретение позволяет увеличить эффективность гндростатической тормозной системы и значительно расширить диапазон ее применения для тормозных систем транспортных средств, используемых в различных природно-климатических условиях.