Подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий корпус с кольцевой выточкой на внутренней поверхности и установленные в нем на упругих элементах сумоустанавливающиеся сегменты. отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения демпфиругацей способности в разных направлениях, на опорной стороне сегментов выполнены П-образные пазы, стенки которых выполнены цилиндрическими с осями,расположенными в плоскостях, перпендикулярных продольной оои подшипника , и с выпуклостями внутрь пазов, а упругие элементы выполнен в виде цилиндрических стержней, установленных параллельно продольной оси подшипника в пазах сегментов и опирающихся на кромки кольцевой выточки корпуса. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН (39) OB

3(5П Г 16 С 17/03

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ЯВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 34181/О/25-27 (22) 01.04.82 (46) 30.03.84. Бюл. Р .12 (72) С.Г.Коханов и Г.С.златкис (53) 621.822.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 312086 кл. F 16 С 17/03, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

В 418642, кл..F 16 С 33/08, 1971 (прототип). (54)(57) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, со= держащий корпус с кольцевой выточкой на внутренней поверхности и установленные в нем на упругих элементах сумоустанавливающиеся сегменты, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения демпфирующей способности в разных направлениях, на опорной стороне сегментов выполнены

П-образные пазы, стенки которых выполнены цилиндрическими с осями,расположенными в плоскостях, перпендикулярных продольной оси подшипника, и с выпуклостями внутрь пазов, а упругие элементы выполненй в виде цилиндрических стержней, установленных параллельно продольной оси подшипника в пазах сегментов и опирающихся на кромки кольцевой выточки корпуса.

1 083001

Указанная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус с кольцевой выточкой на внутренней поверхности и установленной в нем на упругих элементах самоустанавливающиеся сегменты, на опорной стороне сегментов выИзобретение отпоси тся к машино- полнены П-образные пазы, стенки костроению, а именно к самоустанавли- торых выполнены цилиндрическими с вающимся.сегментным по ипни а дши никам. осями, расположенными в плоскостях

Известен опо ны р ый подшипник сколь" перпендикулярных продольной оси подI жения, содержащий корпус, самоуста- шипника и с выпуклост навлива и ющ еся сегменты, опирающиеся пазов, а упругие элементы выполнены

I на упругие элементы. упругие эле- в виде цилиндрически с менты выполнены в виде силь оцилиндрических стержней, установ 1, ны в виде сильфо- новленных параллельно продольной оси подшипника в пазах сегментов и

Однако известный подшипник опирающихся на кромки кольцевой выдеж4ен в работе и не обеспечивает 10 точки корпуса. достаточной устойчивости вращения На фиг ° 1 и а фи г ° 1 изображен предлагаевала, так как демпфирование сегмен- мый подшипник, поперечный разрез; разрез А-А на фиг. ном направлении, в то время как на на фиг. 3 — ви н сегменты на фиг. — вид на опорную сторону ты действуют силы в разных ) сегмента н ф . 4 а; на риг. — сегмент, направлениях. Кроме того, такой подшипник сложен в изготовлении, имеет значительные радиальные габариты, Подшипник скольжения содержит затруднен его монтаж и демонтаж. корпус 1 и самоустанавливающиеся

Известен также опорный подшипник сегменты 2, опирающиеся на упругие скольжения, содержащий орпус, уплот- элементы 3, а также уплотнительные

20 нительные кольца и самоустанавли- кольца 4 которые крепятся к корпувающиеся сегменты, опирающиеся на су 1 винтами 5. Упругие элементы выУпругие элементы. Упругие элементы полнены в виде цилиндрических стержвыполнены в виде пластин и связаны ней 3, Установленных паРаллельно с сегментам через шарниры, обеспе- 2 продольной оси подшипника на кромчивающими самоустановку сегментов ках б кольцевой выточки 7 корпуса 1. в фиксацию последних от смещеСредние части стержней 3 расположения )?) . ны в II-образных пазах 8, выполненных

Недостатком является то, что ука- на опорной стороне сегментов 2. д я занный подшипник также нен, дежен в 30 обеспеч ния возможности прогиба работе, так как и здесь демпфировастержней 3 их концы расположены в ние сегментов осуществляется только пазах 8 уплотнительных колец с неков Радиальном направлении, что неторыми зазорами в радиальном и окруждостаточно для обеспечения устойчином направлениях, а на внутренней no/ вости вращения вала, Неустойчивое 35 верхности коРпУса 1 выполнена кольположение вала ведет, в частности к цевая выточка 7. Опорная 9 и бокопульсациям давления масла в смазочвые 10 и 11 поверхности П-образного ном слое между валом и сегментами. паза 8 сегмента 2 выполнены цилиндРазность между минимальным и максирическими с выпуклостью, направленмальным значениями величин давлений 40 ной внутрь паза, при этом оси цимасла за один оборот вала может

2 линдрических поверхностей 9 10 и 11

l достигать 200 кгс/см . Результатом расположены в плоскости, перпендиэтого является усталостное выкрашикулярной оси стержня 3. Жесткость вание баббита с рабочих поверхностей стеРжнЯ 3 в Радиальном и окРУжном сегментов и выход последних из строя направлениях может быть одинакова в

Кроме того, от действующих в окружили различна, что достигается при ном направлении сил происходит инпроектировании выбором ширины L кольтенсивный износ (наклеп) контакти- цевой выточки 7, расстояния Iч между рующих поверхностей cerMeHTOB и шар- пазами 8 уплотнительных колец 4, а ниров, особенно при ударных нагруз- также выбоРом радиусов опорной 9 и ках в режимах пуска и останова. Этот боковых 10 и 11 цилиндрических поверхподшипник также сложен в изготов- ностей П-образного паза 8 сегмента 2. ширина Ь кольцевой выточки 7 может

Цель изобретения — повышение на- быть равна, меньше или больше расстоядежности работы и долговечности под- сия Ь междУ пазами 8. Уплотнительшипника скольжения путем обеспече- H x колец 4, при этом жесткость ния демпфирующей способности в раз- стержня 3 в радиальном и окружном ных направлениях. направлениях будет при прочих равных условиях соответственно одинакова, больше в радиальном направлении, 60 больше в окружном направлении. Радиус опорной 9 цили ндрической поверхности

П-образного паза 8 может быть равен, больше или меньше радиусов его боковых 10 и 11 цилиндрических у поверхностей, при этом жесткость

1083001 стержня 3 в радиальном и окружном направлениях будет при прочих равных условиях соответственно одинакова, больше в радиальном направлении, больше в окружном направлении. Для предотвращения выпадания во внутреннюю полость сегменты 2 имеют эаплечики 12, а в уплотнительных кольцах 4 выполнены буртики 13. В осевом направлении сегменты 2 удерживаются уплотнительными кольцами 4. В кор- 10 пусе 1 имеются отверстия 14 для . подвода смазки к рабочим поверхностям сегментов 2.

Подшипник работает следующим образом. 15

В процессе работы подшипника цилиндрические стержни 3 воспринимают нагрузки, действующие на сегменты 2 и демпфируют их в радиальном, окружном и промежуточных направлениях2О за счет своего прогиба. При этом стержни 3 фиксируют сегменты 2 от смещения. Упругие элементы, выполненные в виде цилиндрических стержней, демпфируют сегменты в радиальном, окружном и промежуточных направлениях. Благодаря этому уменьшается воздействие на цапфу возмущающих сил, что повышает устойчивость вращения вала Уменьшаются пульсации давления в масляных клиньях, а следовательно, и вероятность усталостного выкрашивания баббита с рабочих поверхностей сегментов ° Уменьшается износ (наклеп) контактирующих поверхностей сегментов.

Так как жесткость упругих элементов в радиальном и окружном направлениях может быть одинакова или различна, то в зависимости от действующих на сегменты сил осуществляется оптимальное демпфирование сегментов в радиальном и окружном направлениях.

При этом для каждого сегмента используется только один упругий элемент.

Цилиндрические поверхности П-образного паза сегментов одновременно с возможностью получения необходимой жесткости упругих элементов, обеспечивают полную самоустановку сегментов.

Кроме того, выполнение упругих элементов в виде цилиндрических стержней и использование их для фиксации сегментов от смещения упрощает конструкцию и изготовление предлагаемого подшипника, Использование предлагаемых подшипников позволит увеличить ресурс их работы"два раза.

1083001

g-4

Фиг. 7

Составитель Б.Моисеева

Редактор Ю.Середа ТехредМ.Гергель Корректор В,Синицкая

Заказ 1714/33 Тираж 772 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул, Проектная, 4